Книжный каталог

Роберт Уилсон. Театр художника

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Книга выдающегося искусствоведа В.И. Березкина - первая монография на русском языке о художнике-легенде Роберте Уилсоне, человеке искусства, определившем лицо мирового театра последней трети XX века. Березкин не только прослеживает творческую биографию "европейского американца" во всех ее составляющих, но и детально анализирует принципы этого "визуального художника, работающего в театре" (так сам Уилсон определяет границы своего творческого "я"). Отдельные спектакли мастера подробно описаны автором книги (зачастую с помощью щедрых, насыщенных деталями цитат), так что читатель легко может представить себе облик знаменитых уилсоновских постановок. Богато иллюстрированная книга содержит также обширный список спектаклей Уилсона. Она интересна не только людям, интересующимся изобразительным искусством и театром; широкие круги читателей найдут в ней немало важных сведений о культуре XX века в целом.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Сказки Пушкина Сказки Пушкина 4000 р. msk.kassir.ru В магазин >>
Виктор Березкин Роберт Уилсон. Театр художника Виктор Березкин Роберт Уилсон. Театр художника 320 р. ozon.ru В магазин >>
Роберт Уилсон Линд Почему стоит читать? Сборник статей Роберт Уилсон Линд Почему стоит читать? Сборник статей 89.9 р. litres.ru В магазин >>
Роберт Уилсон Линд Почему стоит читать? Сборник статей Роберт Уилсон Линд Почему стоит читать? Сборник статей 87 р. ozon.ru В магазин >>
Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. Том 4. Театр художника. Истоки и начала Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. Том 4. Театр художника. Истоки и начала 840 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. Том 5. Театр художника. Мастера Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. Том 5. Театр художника. Мастера 2367 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мария Шевцова Роберт Уилсон Мария Шевцова Роберт Уилсон 699 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Роберт Уилсон

Роберт Уилсон. Театр художника

Книга выдающегося искусствоведа В.И. Березкина - первая монография на русском языке о художнике-легенде Роберте Уилсоне, человеке искусства, определившем лицо мирового театра последней трети XX века.

Березкин не только прослеживает творческую биографию "европейского американца" во всех ее составляющих, но и детально анализирует принципы этого "визуального художника, работающего в театре" (так сам Уилсон определяет границы своего творческого "я"). Отдельные спектакли мастера подробно описаны автором книги (зачастую с помощью щедрых, насыщенных деталями цитат), так что читатель легко может представить себе облик знаменитых уилсоновских постановок.

Богато иллюстрированная книга содержит также обширный список спектаклей Уилсона. Она интересна не только людям, интересующимся изобразительным искусством и театром; широкие круги читателей найдут в ней немало важных сведений о культуре XX века в целом.

Источник:

shop.rus.bz

УИЛСОН, РОБЕРТ, Энциклопедия Кругосвет

Роберт Уилсон. Театр художника

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

УИЛСОН, РОБЕРТ

УИЛСОН, РОБЕРТ (Wilson Robert), (р. 1941), американский художник, режиссер, артист.

Родился в 1941 в Вако, штат Техас. Проучившись три года в Техасском университете на факультете «административное дело», перешел в Институт Пратт в Нью Йорке, где изучал архитектурный дизайн. Занимался с больными детьми по собственному методу, которому научился у танцовщицы Бёрд Хоффман, избавившей его от юношеской скованности путем овладения своим телом, простыми физическими движениями. Принцип: через движение и пластику к внутренней свободе существования актера на сцене лежит в основе всей его театральной деятельности. Она началась в годы учения в Институте, когда Уилсон сделал сценографию для нескольких танцевальных вечеров, а затем вместе с товарищами исполнял собственные номера и перформансы.

К театру пришел от пластического творчества, которое оставалось определяющим. Продолжает активно им заниматься одновременно с постановками спектаклей. Ежегодно показывает выставки живописи, графики, скульптуры (скульптурами он называет проектируемые для сцены дизайнерские вещественные объекты – стулья, кресла и т.п.), а его инсталляции и энвайронменты (как Воспоминания о революции, Штутгарт, 1987, Портрет, натюрморт, пейзаж, Роттердам, 1993, H.G., Лондон, 1995, Steel Velvet, Мюнхен, 1997, 14 остановок, Оберммергау, 2000 и др.) стали своего рода экспозиционным «театром без актеров». В 1993 был удостоен главного приза Венецианской биеннале пластических искусств – Золотого льва за инсталляцию Потеря памяти (Memory / Less).

«Я визуальный художник, работающий в театре», – объясняетУилсон пластическую природу своей режиссуры. Создал свой театр художника, который воплотился и на драматической сцене, и на музыкальной, и в видеофильмах. Необычны методы его работы над спектаклем. На первом и наиболее длительном этапе он рисует т.н. «визуальную книгу» и разрабатывает минималистское пустое пространство в разных состояниях, партитуру сценического света, как главного элемента и самостоятельного средства выразительности (свет «подобен актеру», «наиболее важный актер на сцене»), проектирует немногочисленные скульптурные объекты конструктивистской мебели, сочиняет графику их движений, жестов, поз, как основу партий персонажей и сценической композиции в целом. С освоения актерами «визуальной книги» Уилсон начинает репетиции всех спектаклей, требуя абсолютной точности выполнения рисунка каждого движения. Малейшее отклонение от заданного хронометража, траектории, ракурса недопустимы. И только после этого он предлагает им «аудиокнигу» – вербальный или вокальный текст, который обретает идеальные условия для звучания, благодаря тому, что слышимое отстраняется видимым (как и внутренняя эмоциональная напряженность – внешне бесстрастностью исполнения). Высоких результатов этот метод достигал, когда Уилсон работал с выдающимися артистами, как М.Хоппе, И.Юппер, Ю.Лямпе – в драме, Д.Норман, М.Кабалье, А.С.фон Оттен – в опере. Они признавались, что открыли в себе совершенно новые, ранее неведомые, возможности.

Сценические композиции Уилсона обладают чертами классичности. Это симметрия всех частей спектакля. Их сбалансированность и уравновешенность. Строгая, четкая и ясная архитектоничность. Геометрическая выстроенность горизонтали – вертикали. Соразмерность пропорций. Разреженность пространства и его минимализм. Построение мизансцен по законам красоты и гармонии. Наконец, подчеркнутая замедленность, растянутость актерских движений, их повторы-рефрены, долгие «стоп-кадры».

Путь к такому классическому театру художника пролегал через авангардные, самого радикального характера, эксперименты. Это были постановки организованной в 1967 на чердаке дома 141 нью-йоркской Спринг-стрит Студии, которой Уилсон дал имя Бёрд Хоффман и в которой работал до середины 1970-х со своими учениками, друзьями и всеми желающими принять участие в его спектаклях. Студия начиналась с коротких спектаклей. Затем были осуществлены большие проекты: Король Испании и Жизнь и время Зигмунда Фрейда (1969), Гора Ка и Сторожевая терраса (1972, представление под открытым небом в иранском Ширазе, показывавшееся семь вечеров), двенадцатичасовая акция Жизнь и время Иосифа Сталина (1973). Наибольшую известность принес спектакль Взгляд глухого (1970), который был показан на гастролях в Европе. «Чудо, которое мы ожидали, произошло…, – писал Луи Арагон. – Я не видел никогда ничего столь прекрасного…». Это произведение французские критики назвали «безмолвной оперой», подчеркивая визуальный характер постановок Студии. Уилсон начал эксперименты с «аудиокнигой». В 1974 показал композицию Письмо Королеве Виктории, построенную на игре со словом. В 1976 предложил композитору-минималисту Ф.Глассу сочинить музыкальную «аудиокнигу» по нарисованной им «визуальной книге» оперы Эйнштейн на пляже. Премьера состоялась на Авиньонском фестивале. Этот спектакль стал первым опытом постановки Уилсоном музыкального спектакля и открыл длинный список оперного репертуара.

На родине эксперименты Уилсона не получали понимания и поддержки. Он находился в оппозиции к тому, что считалось лицом американского театра, – к Бродвею и к Метрополитен опере. Признание получил в Европе, где начал работать с 1979, когда П.Штайн пригласил его в западноберлинский театр Шаубюне, и Уилсон поставил «оперу с музыкой в 2-х действиях» Смерть, Деструкция и Дейтройт 1. Затем последовали другие спектакли – на драматических и музыкальных сценах Германии, Франции, Италии, др. стран Европы и мира. В 1984 задумал осуществить грандиозный интернациональный проект «Гражданские войны» в Америке, в фестивальной программе Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, но и на этот раз не получил поддержки, и голландская, немецкая, итальянская, французская, японская, испанская части проекта были показаны только в этих странах.

В драматическом театре Уилсон предпочитал работать с текстами, в которых ощущает музыкальность звучания и их пластичность. Это прежде всего У.Шекспир. Из писателей 20 в. – А.Чехов, А.Стриндберг, В.Вульф, Г.Стайн и Х.Мюллер. В опере близкими ему композиторами являются К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.Дебюсси, И.Стравинский. С равным успехом ставил произведения современных композиторов, в том числе мюзиклы (цикл из трех спектаклей на сцене гамбургского Талия театра Черный всадник, Алиса и Время рокера и др.). Наряду с режиссурой выступал как актер – в Кроткой по Ф.Достоевскому, в сочиненной для себя композиции Гамлет-монолог, в видеофильме Смерть Мольера, где он исполнял главную роль. Уилсон раздвинул границы художественных возможностей театра художника. Подняв уровень пластической культуры спектаклей, открыл новые горизонты развития мирового сценического искусства в целом.

Brecht S. The Theatre of Vision. Robert Wilson. Frankfurt, 1978

R. The Theatre of Images. New York, 1984

S. Robert Wilson and His Collaborators. New York, 1989

F. Robert Wilson's Vision. Boston, 1991

A. The Theatre of Robert Wilson. Cambridge, 1996

F., Bertoni F.and Stearns R. Robert Wilson. New York, 1998

Березкин В.И. Роберт Уилсон. Театр художника. М., 2003

Источник:

www.krugosvet.ru

Уилсон, Роберт (режиссёр)

Уилсон, Роберт (режиссёр)

Artis Bohemiae Amicis [d]

Роберт Уилсон (англ. Robert Wilson , 4 октября 1941, Уэйко, Техас) — американский театральный режиссёр, сценограф и драматург, один из крупнейших представителей театрального авангарда конца ХХ — начала XXI века.

Содержание

Учился искусству и архитектуре в Институте Пратта в США и Европе. Первые спектакли показал в Нью-Йорке в 1969, но успех и известность пришли к нему после постановки «Взгляд глухого» в Париже (1971), о которой Луи Арагон сказал, что увидел на сцене то, о чём сюрреалисты мечтали на заре движения, но что осуществилось позднее и пошло гораздо дальше [1] .

С 1992 года Уилсон руководит созданной им театральной академией Уотермилл-Центр на Лонг-Айленд.

Уилсон ставит европейскую классику и авангардную драму, нередко сочиняет материал для постановок сам. Помимо постоянных экспериментов с текстами (включая отказ от слова), телом актёров и сценографией, особенно — световым решением спектакля, постановки Уилсона отличаются необычной продолжительностью: «Жизнь и эпоха Иосифа Сталина» (1973) длилась 12 часов, KA MOUNTain and GUARDenia Terrace (1972) — 7 дней.

В последние годы Уилсон тесно сотрудничает с театром «Берлинер ансамбль», где поставил, в частности, «Трёхгрошовую оперу» Б. Брехта, «Леонс и Лена» по Г. Бюхнеру, «Лулу» Ф. Ведекинда, «Сонеты Шекспира» [2] [3] [4] [5]

После 2004 режиссёр снял для телевизионного канала LAB HD несколько видеофильмов. О нём самом снят в 2006 документальный фильм «Абсолютный Уилсон».

В 2007 году Роберт Уилсон в качестве специального гостя Московской биеннале показал московскому зрителю часть своего проекта «Voom Portraits», в том числе видеопортреты Михаила Барышникова, Стива Бушеми, Брэда Питта, Вайноны Райдер, Изабеллы Росселини, Изабель Юппер и принцессы Каролины [6] [7] .

Творчество Уилсона повлияло на многих современных режиссёров. В частности, Мартин Кушей посвятил ему свою дипломную работу.

Важнейшим элементом театра Роберта Уилсона является язык. Артур Холбмерг (профессор в Бранейском Университете) утверждает, что "никто другой в театре не драматизировал таким образом кризис языка, как это совершает гений Роберта Уилсона. Он делает видимым в своих работах, вот почему язык так важен для него. Том Уэйтс, известный автор песен и коллега Р.Уилсона по некоторым театральным постановкам, говорит о Уилсоне следующим образом:

«Слова для Боба похожи на гвозди в кухонном полу, когда темно и Вы босяком. Боб расчищает путь, он может пройти сквозь слова и не пораниться. Боб меняет значение форм слов. В некотором смысле они получают больше смыслов, но иногда он заставляет слова терять смыслы.

Отсутствие языка становится также необходимым для его работы. Он использует шум и тишину. В работе над „Королём Лиром“ Уилсон так описывает необходимость тишины:

Актеры здесь обучены совершенно неправильно. Все, о чём они думают, это как интерпретировать текст. Они беспокоятся о том, как говорить слова, но совершенно ничего не знают о собственном теле. Это можно увидеть по тому как они ходят. Они не понимают веса жеста в пространстве. Хороший актёр может управлять залом путём перемещения одного пальца.

Ещё один метод для Уилсона заключается в том, что слова могут означать для конкретного человека. В его работе „Я сидел во дворе, когда он появился и я думал, что галлюцинирую“ есть только два персонажа, у каждого из которых один и тот же текст-монолог. Разные аудитории и разные зрители едва могли поверить после просмотра спектакля, что они услышали прослушали один и тот же монолог подряд. Вместо того, чтобы говорить слушателям, что слова означают Уилсон открывает их для интерпретации, указывая на то, что „смыслы не привязаны к словам как лошади“ (Холмберг, 61).

Движение — ещё один из важнейших инструментов Уилсона. Будучи сам танцором, он видит важность того, каким образом перемещается актёр по сцене и те значения, которые может нести движение. Говоря о своей постановке Г.Ибсена „?Когда мы, мёртвые, пробуждаемся?“, Уилсон заявляет:

Я придумываю движение до начала работы с текстом. Потом мы прибавляем движение к тексту, соединяем их. Я начинаю с движения, чтобы быть уверенным в его силе, в том, что движение может уверенно существовать само по себе даже без слов.» Движение должно иметь ритм и структуру. Оно не должно копировать текст. Оно должно подкреплять текст, но не иллюстрировать. То, что вы слышите и то, что вы видите это совершенно разные слои. Когда вы их соединяете, получается текстура.

Уилсон озабочен тем, как изображения выявляются на сцене, и все это напрямую связано со светом, который падает на объект. Постановщик света Том Камм, который с ним сотрудничал в «Гражданской войне», описывает это так: «сцена для Уилсона это холст, а свет — краски, он пишет светом». Сам же Уилсон продолжает настаивать, что «Если вы хорошо управляете светом, то можете сделать так, чтобы любое дерьмо выглядело как золото. Я рисую, я строю, пишу светом. Свет — волшебная палочка». Уилсон, несомненно, перфекционист. Постановка света в 15-минутном диалоге в спектакле «Квартет» заняла у него два дня. Такое внимание к деталям несомненно показывает, что свет для него является наиболее важным актером (Холберг 128).

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Источник:

ru-wiki.org

Скачать Роберт Уилсон

Роберт Уилсон. Театр художника - Виктор Березкин

Автор: Березкин Виктор Иосифович

Редактор: Парина И.

Издательство: Аграф, 2003 г.

Серия: Волшебная флейта. Портрет мастера

Аннотация к книге "Роберт Уилсон. Театр художника"

Березкин не только прослеживает творческую биографию "европейского американца" во всех ее составляющих, но и детально анализирует принципы этого "визуального художника, работающего в театре" (так сам Уилсон определяет границы своего творческого "я"). Отдельные спектакли мастера подробно описаны автором книги (зачастую с помощью щедрых, насыщенных деталями цитат), так что читатель легко может представить себе облик знаменитых уилсоновских постановок.

Богато иллюстрированная книга содержит также обширный список спектаклей Уилсона. Она интересна не только людям, интересующимся изобразительным искусством и театром; широкие круги читателей найдут в ней немало важных сведений о культуре XX века в целом. Читать Роберт Уилсон. Театр художника - Виктор Березкин.

Источник:

vivaletter.at.ua

Березкин Виктор Иосифович: Роберт Уилсон: Театр художника (скачать в формате PDF, mb) » История театрального искусства » Infanata - лучшие книги интер

РОБЕРТ УИЛСОН: ТЕАТР ХУДОЖНИКА

Год издания: 2003

«Книга выдающегося искусствоведа В.И. Березкина — первая монография на русском языке о художнике-легенде Роберте Уилсоне, человеке искусства, определившем лицо мирового театра последней трети XX века. Березкин не только прослеживает творческую биографию «европейского американца» во всех ее составляющих, но и детально анализирует принципы этого «визуального художника, работающего в театре» (так сам Уилсон определяет границы своего творческого «я»). Отдельные спектакли мастера подробно описаны автором книги (зачастую с помощью щедрых, насыщенных деталями цитат), так что читатель легко может представить себе облик знаменитых уилсоновских постановок. Богато иллюстрированная книга содержит также обширный список спектаклей Уилсона. Она интересна не только людям, интересующимся изобразительным искусством и театром; широкие круги читателей найдут в ней немало важных сведений о культуре XX века в целом.»

Источник:

www.infanata.info

Роберт Уилсон. Театр художника в городе Тула

В нашем каталоге вы можете найти Роберт Уилсон. Театр художника по разумной цене, сравнить цены, а также изучить похожие предложения в группе товаров Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой город РФ, например: Тула, Киров, Казань.