Книжный каталог

Отсутствует Учим буквы

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Хотите видеть своего ребенка успешным, грамотным, прилежным учеником – занимайтесь по нашей развивающей книжке-малышке. Крупные буквы и веселые картинки помогут будущему первокласснику быстро выучить алфавит, научиться писать печатные и прописные буквы. Для дошкольного возраста.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отсутствует Учим буквы Отсутствует Учим буквы 79.99 р. litres.ru В магазин >>
Ушкина, Наталья Учим буквы Ушкина, Наталья Учим буквы 95 р. bookvoed.ru В магазин >>
Отсутствует Учим буквы Отсутствует Учим буквы 54.99 р. litres.ru В магазин >>
Умка Обучающие карточки Три богатыря Буквы и цифры Умка Обучающие карточки Три богатыря Буквы и цифры 144 р. ozon.ru В магазин >>
Отсутствует Учим буквы Отсутствует Учим буквы 69.9 р. litres.ru В магазин >>
Маврина Л. Учим буквы Маврина Л. Учим буквы 56 р. bookvoed.ru В магазин >>
Учим буквы Учим буквы 34 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Дочь 7 лет не может выучить буквы и читать

Дочь 7 лет не может выучить буквы и читать

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид
Дочь 7 лет не может выучить буквы и читать

Помогите, пожалуйста, советом. Моя дочь учится в 1 классе и не может научится читать, не может запомнить буквы. Пытались научить её буквам с раннего возраста, но она всегда отталкивала книжку или убегала. У нее есть обучающие компьютерные игры, детский музыкальный обучающий компьютер, музыкальная азбука на стене, много разных книжек-азбук, также на стене возле её кровати написан алфавит, но она ничем этим не интересуется. Дедушка, мой старший сын и я часто с ней занимаемся, но эффекта нет. В школе учительница говорит, что она стрательная, по математике понимает, в прописях пишет чисто, но буквы просто копирует, не понимая, какую букву написала. Можем с ней по 20 минут пытаться прочитать ОДНО слово! Даже когда я произнесу по слогам это слово медленно, она всё равно молчит и не говорит, что это за слово. Вместе со мной стихи может выучить без проблем, вроде бы память нормальная. Ничего не понимаю Со старшим сыном таких проблем не было, он уже в 3 года знал все буквы, а читал в 5.

Подскажите, что делать? Вести дочь к психологу на прием? (в школе у нас психолога нет)

Сейчас пошла в школу, с дедушкой и бабушкой читать отказывается, со мной читает, но неохотно.

Что интересно вашей девочке помимо букв? Чем она любит заниматься?

Что интересно вашей девочке помимо букв? Чем она любит заниматься?

Любит гулять во дворе с братом (мы живем в частном доме), картинки разные вырезать из газет и журналов, рисовать, раскрашивать, мультики смотреть обожает, на велосипеде кататься

Любит гулять во дворе с братом (мы живем в частном доме), картинки разные вырезать из газет и журналов, рисовать, раскрашивать, мультики смотреть обожает, на велосипеде кататься

Со стороны логопеда есть проблемы?

Брат старше на 2 года

Со стороны логопеда есть проблемы?

Брат старше на 2 года

Им приходится придумывать что-то свое.

И еще - у вас в городе есть . курсы китайского языка для деток? )))

произносит букву вслух !

И дальше креативите)))

Чем еще ее можно обвести (то есть какой частью тела ?)

Она говорит :*Носом!* Обводит носом,

Она:*Попой!*))) обводит , не обязательно попадать по нарисованной букве

Источник:

ivezha.ru

Учим буквы

Учим буквы

Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Учим буквы. Как учить буквы с ребенком. Развивающие игры для обучения чтению.

Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: "Какая эта буква?" Малыш с радостью отвечает: "ПЭ!", или "ЭМ!", или "ЭС!". Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог "МА"? Представьте себе, у него скорее всего получится "ЭМА"! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово "МА-МА" в таком случае будет читаться как "ЭМА-ЭМА"!

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.

Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!") или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!"), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.

Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!

Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.

Некоторые пособия предлагают при запоминании букв опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями, на страницах таких пособий можно встретить предметные картинки, в которые "вписаны" буквы, например:

Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ребенку, или он сам будут придумывать их для вас.

Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: "Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она" (Ковшиков В. А. Азбука в картинках), "А как лесенка стоит перед входом в алфавит" (Виеру Г. На что похожа азбука), "А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!" (Шибаев А. На что похожи буквы). Такие стихи полезно не только читать детям, но так же и заучивать их наизусть.

В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Все эти игры - яркие и красочные. Но игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове. Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:

- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением);

- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.);

- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.);

- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);

- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.

Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.

Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:

- части одной буквы;

- части одной буквы + одну часть от другой буквы;

- части 2-3 букв одновременно.

Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П.

Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!

Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Увлекательным занятием могут стать "пространственные загадки" из букв.

Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги или картона. Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните.

Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. На глазах ребенка сложите лист вчетверо - покажите отгадку.

Можно и самому ребенку поручить проверку отгадки. Так у ребенка появляется возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Это будет способствовать профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем (зеркальное написание, написание "вверх ногами").

Игра развивает пространственное и образное мышление.

Найди и подчеркни

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно букварь или азбука, рекламка из почтового ящика). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку.

При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками (например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).

Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как еще и тренирует внимательность.

Какая буква выглянула в окошко?

Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".

Игра развивает пространственное мышление и внимание.

От какой буквы деталь?

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать.

Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.

Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы:

Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

Какие буквы спрятались?

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Задание развивает зрительное восприятие.

Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.

Какая буква следующая?

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв:

Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Ее ребенок может выбрать из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. Пусть ребенок называет буквы!

Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:

Уместным здесь будет вопрос: нужно ли выучить весь алфавит, прежде чем переходить к чтению слога? Нет, не нужно! Чтобы начинать освоение чтения слогов, достаточно знать гласные буквы и несколько согласных. Какие буквы изучить первыми, поможет определить Азбука или Букварь, по которому вы будете учить ребенка читать.

Итак, когда вы будете учить малыша буквам, помните!

- Целесообразнее пока называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П".

- Не торопитесь спрашивать ребенка, какая это буква. Чем дольше этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем.

- Одновременное обучение чтению и печатанью не обязательно.

- Для перехода к чтению слогов не обязательно заучивать все буквы алфавита.

- Если возникли трудности в запоминании букв, если эти трудности устойчивы даже при разнообразии приемов запоминания, обратитесь за консультацией логопеда.

Источник:

adalin.mospsy.ru

Учим буквы: как помочь ребенку освоить алфавит

Учим буквы: как помочь ребенку освоить алфавит Когда начинать учить буквы?

На этот вопрос четкого ответа нет. Есть психологи, которые рекомендуют начинать не раньше 4лет. Но есть и педагоги новаторы: Зайцев, Доман, Лупан, которые рекомендуют начать обучение уже с 1,5-2 лет.

Как правило ребенок сам начинает интересоваться буквами, в то время когда вы читаете ему детские книги. Главное закреплять знания и поддерживать интерес к обучению. Конечно если вашему малышу 2-3 года не стоит спешить и ускоренно изучать азбуку.

А вот ближе к 4-5 годам, нужно обязательно выделять время по 10-15 минут для занятий (игр), которые помогут выучить ребенку буквы. Процесс обучения должен проходить в любой игровой форме.

Начинать нужно с букв, которые легче произносятся -А, О, В, М, Н, И, Ы, С, Л

При обучении произносите звук, который обозначает буква, а не её алфавитное название. (т.е. М, а не ЭМ, или В, а не Вэ).

Учите буквы при помощи коротких слов. Не нужно учить просто буквы. Ребенок должен сразу понять, что буквы нужны для обозначения и написания слов, которые в свою очередь обозначают предметы.

Как правило все начинают учить буквы с буквы А, значит следующие буквы, которые вы должны выучить с ребенком могут быть У, чтобы получилось АУ, или М, чтобы получилось МУ, МА, из которого потом вы сложите МА-МА. Если вы выучили букву Н, то следующими имеет смысл выучить О и С, чтобы получилось слово НОС.

Из небольшого количества букв составляйте разные слова. Складывайте имена, звуки животных.

Сначала составляем короткие слова из трех букв. Постепенно прибавляем по одной букве в слове с теми же выученными буквами. Получаем НОСОК,КОСА и т.д.

Чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку, её удобно использовать на холодильнике.

Не забудьте, чтобы быстро выучить буквы, нужно одновременно учить ребенка писать буквы, которые вы учите.

Рисуйте вместе буквы на бумаге карандашами или красками, на асфальте мелом, на песке веточкой. Дома на поднос можно насыпать соль или крупу манки, и тоже писать буквы. Сначала пальчиком, а потом палочкой. Купите раскраски с крупным изображением букв, без мелких деталей.

Вместе с ребенком лепите буквы из пластилина, из теста. Складывайте буквы из счетных палочек, мозаики, из пуговиц, из чего угодно. Эти занятия помогут не только выучить буквы, но и развить моторику рук ребенка.

Повесьте в комнате ребенка плакаты или наклейки с буквами. Пусть буквы будут постоянно на виду.

Можно придумать подвижные игры для изучения букв. Например попросить ребенка загадать и показать при помощи рук и ног какую-нибудь букву, вы угадываете. Потом меняетесь. Вы показываете, ребенок угадывает. Можно попросить малыша пройти или пробежать контур буквы. Фантазируйте и придумывайте.

Но не забудьте, чтобы выучить буквы с ребенком нужно строить обучение в игровой форме. Не принуждайте и не заставляйте ребенка.

Играем-изучаем

Как же сделать процесс изучения букв интересным для ребенка? Универсального метода, к сожалению, нет.

Многие родители, не мудрствуя лукаво, отдают предпочтение знакомым с детства книгам-азбукам, но есть еще несколько вариантов, на которые мы хотим обратить ваше внимание.

Магнитная азбука. Разноцветные буквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику или посуде. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка – пусть расскажет, на что похожа буква Ж, Л или Д. Не забываем и про внимание. Например, вы выучили с ребенком слово «чашка». Уберите одну из букв, и пусть малыш скажет, какая пропала, а затем назовет получившееся слово.

Кубики. Способ, благодаря которому учились читать еще наши родители до сих пор в силе! Не важно, какими будут кубики – деревянными или пластмассовыми, главное чтобы их было достаточно для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-то набор, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, П и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА. Для тех, кто готов приступать к изучению не только букв, а и слогов, а также активно настроен на чтение – помогут Кубики Зайцева.

Карточки. Наборы карточек с буквами в ассортименте обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей – выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать – наберите буквы на компьютере и распечатайте. При желании своими руками можно сделать целый букварь, украшая каждый листок по своему усмотрению.

Подручные материалы. Для тех детей и родителей, кто любит креатив, советуем отойти от привычных карандашей и красок, а писать буквы мелом на асфальте, стирающимися фломастерами на полу, пальцем на песке, вареньем на столе, лазерной указкой в темноте на стене. Лепите буквы из теста, пластилина, вырезайте из дерева, создавайте слова из кубиков конструктора, выкладывайте из крышечек, макаронин, счетных палочек, камушков, листочков и шишек.

Говорящая азбука. Те люди, которые придумали плакаты с «Говорящей азбукой», действительно молодцы, это очень полезная штука. Нажимая на ту или иную букву, ребенок услышит, как она произносится, а отвечая на вопросы в режиме «Экзамен», сможет в игровой форме закрепить полученные знания.

Тест на внимательность. А вы знали, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом оооочень любят, когда их ищут. Именно этим советуем заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед – на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три – время пошло!

Смотреть и петь. На просторах интернета есть множество коротеньких видеосюжетов, мультфильмов и песенок, которые облегчат малышу процесс запоминания новых букв. Приложения для изучения букв есть для iPad и iPhone. Задача родителей: предварительно, перед тем, как показать ребенку, просматривайте и оценивайте видео или задание на свой вкус. Важно, чтобы оно было интересным, позитивным, а также соответствовало его возрасту и уровню развития ребенка.

Охота на буквы. Вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача - находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту. Более сложная версия этой игры - найти только прописные или только строчные буквы. Уровень для знатоков, которые уже умеют читать – вырезать и наклеивать целые слова. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.

Любое начинание обязательно будет иметь успех при условии, что в ребенка верят родители.

Источник:

astreyafamily.ru

Учим буквы В, Блог Лидии Буцких

Учим букву В

Здравствуйте, Друзья!

Прошлый раз мы выучили с вами буквы А и Б.

Надеюсь вы уже их запомнили и даже нашли вокруг себя какие предметы начинаются на эти звуки. Теперь вы уже научились и записывать эти буквы.

Пишите буквы на бумаге карандашом или ручкой, пальчиком на запотевшем окне, палочкой на снегу или песке. Лепите буквы из пластилина, из соленого теста. Фантазируйте и творите!

А сейчас продолжим учить буквы алфавита дальше.

Учим букву В

На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву В справа.

В — это согласный звук.

Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются со звуков В или Вь.

Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы В с правой стороны рисунка.

Дорисуй вторую половинку, буквы В. Чем отличаются?

Допиши букву В. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки скоро пойдут в школу.

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Источник:

vachrepetitor.ru

Отсутствует Учим буквы в городе Липецк

В представленном интернет каталоге вы имеете возможность найти Отсутствует Учим буквы по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в категории Детская литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт России, например: Липецк, Томск, Оренбург.