Книжный каталог

Стратегическое управление. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии в сжатом виде даны основы курса стратегического управления. При подготовке текста использован опыт лучших отечественных и зарубежных изданий. Для студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов (зачетов), а также всех интересующихся вопросами стратегического управления. Утверждено на кафедре менеджмента негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Институт профессиональных инноваций".

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Лапыгин Ю., Лапыгин Д., Лачинина Т. Стратегическое развитие организации. Учебное пособие ISBN: 9785406059463 Лапыгин Ю., Лапыгин Д., Лачинина Т. Стратегическое развитие организации. Учебное пособие ISBN: 9785406059463 721 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Стратегическое управление: Учебное пособие Стратегическое управление: Учебное пособие 44 р. piter.com В магазин >>
Делопроизводство. Учебное пособие Делопроизводство. Учебное пособие 471 р. labirint.ru В магазин >>
Т. В. Кугушева, Т. С. Ласкова Делопроизводство. Учебное пособие ISBN: 978-5-222-26209-2 Т. В. Кугушева, Т. С. Ласкова Делопроизводство. Учебное пособие ISBN: 978-5-222-26209-2 375 р. ozon.ru В магазин >>
Тиссен Е., Борисов И. Микроэкономика. Индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка. Учебное пособие ISBN: 9785976526815 Тиссен Е., Борисов И. Микроэкономика. Индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка. Учебное пособие ISBN: 9785976526815 240 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
О. Н. Шевченко Управление качеством О. Н. Шевченко Управление качеством 320 р. litres.ru В магазин >>
Кугушева, Татьяна Вячеславовна, Ласкова, Татьяна Сергеевна, Механцева, Карина Феликсовна Делопроизводство: учеб. пособие ISBN: 978-5-222-26209-2 Кугушева, Татьяна Вячеславовна, Ласкова, Татьяна Сергеевна, Механцева, Карина Феликсовна Делопроизводство: учеб. пособие ISBN: 978-5-222-26209-2 408 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Электронные книги и учебники на тему стратегический менеджмент

Стратегическое управление. Учебное пособие Литература О проекте Книги на тему « стратегический менеджмент »

Как развить конкурентные преимущества фирмы

Лаборатория книги • 2010 год • 57 страниц

Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции.

Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента.

Менеджмент: учебник

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте.

Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление". Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Методологический инструментарий современного социального управления: учебно-практическое пособие

Методологический инструментарий в любой сфере и на любом уровне управления был и остается необходимой и важной основой социального управления.

В учебно-практическом пособии представлен разнообразный методологический материал, уникальность которого заключается в формуле “Бери и Делай”, т. е. предельной доступности для практического использования.

Для руководителей и специалистов социальной сферы, студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также тех, кто интересуется проблемами современного социального управления и стремится к тому, чтобы его социальное учреждение работало более эффективно.

Основы теории управления: учебно-методический комплекс

Директ-Медиа • 2015 год • 450 страниц

Учебно-методический комплекс отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и знакомит с основами теории управления, его современной концепцией, что позволяет сформировать «новую философию управления». Лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, задания, задачи, тесты, схемы, ситуации для анализа, включенные в комплекс, используются в преподавании данного предмета в Саратовском государственном университете и достаточны для подготовки к экзаменам и зачетам.

Для студентов, обучающихся по направлениям «Управление персоналом» и «Менеджмент» для подготовки бакалавров.

Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России: учебное пособие

Издательство КНИТУ • 2014 год • 220 страниц

Рассмотрены современные прогнозы и концепции стратегического управления инновационной и производственной деятельностью нефтегазохимического комплекса России.

Предназначено для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент», программам «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент» и «Маркетинг», а также для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Инновационный и производственный менеджмент в нефтегазохимическом комплексе».

Стратегии управления бизнесом : от теории к практической разработке и реализации

ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право • 2012 год • 295 страниц

Представленный автором материал является результатом многолетних теоретических исследований и практического знакомства с опытом работы многих зарубежных и российских компаний во время стажировки и учебы в США, ФРГ, Австрии, Швеции, а также выполнения более 40 бизнес-проектов по разработке стратегий развития и управления российских компаний и личного опыта работы в качестве процессорного преподавателя-консультанта российско-шведского проекта «Развивай свою фирму» в 2001—2007 гг.

Показана эволюция концепций, принципов и методов управления бизнесом на разных исторических этапах развития. Основное внимание уделено изменению роли потребителя в бизнесе в процессе развития его внутренних потребностей и ценностей.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и руководителей компаний, изучающих дисциплины и вопросы, связанные с выбором стратегии развития и управления бизнесом.

Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебно-методический комплекс

Евразийский открытый институт • 2011 год • 212 страниц

В данном труде раскрываются основы принципов и методов стратегического планирования и корпоративного управления в банковской деятельности, излагаются основные термины, понятия и методы стратегического менеджмента в финансово-кредитных организациях.

УМК направлен на ознакомление студентов с основами теории и практики современного стратегического менеджмента в финансово-кредитных организациях, формирование навыков стратегического анализа, умение ориентироваться и принимать решения в традиционных банковских ситуациях с учетом неопределенности бизнес-среды.

Стратегический менеджмент: учебник

Учебник представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой и реализацией стратегии организации и процессами стратегического управления. Наличие практических заданий позволяет читателю овладевать первичными навыками постановки стратегических целей организации, проведения разных видов стратегического анализа, обоснования типа и особенностей стратегии и т. п.

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент». Может быть полезным студентам, обучающимся по другим направлениям, руководителям различных уровней, а также всем, кто интересуется проблематикой стратегического управления организациями.

Стратегический менеджмент: учебное пособие

Юнити-Дана • 2012 год • 303 страницы

Освещены основные проблемы стратегического менеджмента - от общих принципов до конкретных приемов разработки и реализации стратегии. Представлены сведения о предпосылках и сущности стратегического управления, его уровнях и функциональных разновидностях, рассмотрены основные этапы стратегического управления, а также структуры, цели и задачи анализа среды организации и методы осуществления этого процесса. Рассмотрены вопросы формулирования миссии фирмы и формирования ее имиджа, разработки системы целей. Раскрыты основные виды базовых стратегий. Изложены новые тенденции в организационном развитии корпораций. Представлена совокупность стратегий, применяемых предприятиями малого бизнеса. Раскрыты стратегические аспекты развития производственного потенциала компании, разработка маркетинговой стратегии фирмы. Анализируются вопросы, относящиеся к реализации и контролю стратегии фирмы.

Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации", а также руководителей и менеджеров организаций и предприятий.

Стратегический менеджмент: учебное пособие

Юнити-Дана • 2015 год • 623 страницы

Приведены методы стратегического менеджмента, с которыми сталкиваются руководители предприятий и предприниматели. Проанализированы стратегические проблемы развития, школы стратегического менеджмента, проблемы разработки стратегии и ее реализации, типы стратегий (стратегия диверсификации, стратегия управления качеством работы организации и качеством продукции, стратегический маркетинг, стратегии внешнеэкономической деятельности), методы анализа стратегий.

Для студентов и аспирантов экономических специальностей. Книга может быть полезна также практикующим предпринимателям.

Стратегическое планирование деятельности институтов гражданского общества: учебно-методический комплекс

Стратегическое управление материальными ресурсами: монография

Финансы и статистика • 2014 год • 160 страниц

Монография посвящена вопросам формирования организационно-экономического механизма стратегического управления материальными ресурсами предприятий. Рассмотрены методология стратегического планирования, реализация функций, обеспечивающих разработку и выполнение стратегических планов, этапы их формирования, а также контроль, учет и анализ функционирования систем стратегического менеджмента материальных ресурсов предприятия, даются рекомендации по подготовке кадров для данной системы.

Рассчитана на научных и практических работников в области материального обеспечения промышленного производства, а также на преподавателей и студентов экономических вузов.

Управление изменениями: учебник

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2017 год • 304 страницы

Учебник посвящен проблемам управления организационными изменениями. В нем дано развернутое представление теоретических знаний о менеджменте организационных изменений с учетом эволюции его развития, мирового и российского опыта, современной практики, учитывающей переход мирового сообщества в экономику знаний.

Авторы обобщают идеи, принципы, модели организационных изменений, изложенные в научной и учебной литературе российских и зарубежных специалистов. Внимание уделяется также подходам, методам, инструментам проведения организационных изменений, имеющим практическое назначение.

Представлена также роль управленческого консультирования в проведении организационных изменений и рассматриваются особенности их проведения на основе процессного подхода к управлению.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», руководителей и специалистов предприятий, а также предпринимателей.

Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие

Юнити-Дана • 2012 год • 296 страниц

Раскрыто влияние инноваций на развитие экономики. Представлены инновационная политика государства, методы финансирования инвестиционных проектов и характеристики капитала этих проектов, оценка показателей инноваций и рисков их развития, а также содержание бизнес-планов проектов.

Для студентов и аспирантов экономических специальностей, для разработчиков, аналитиков и экспертов бизнес-планов инвестиционных проектов, посвященных разработке и внедрению инноваций.

Источник:

www.knigafund.ru

Стратегическое управление. Учебное пособие

2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина

2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина

Стратегическое управление представляет собой циклический процесс, состоящий из процедур формулировки, внедрения и контроля.

Стратегические неудачи современных российских организаций во многом обусловлены поверхностными знаниями их руководителей в области стратегического менеджмента и отсутствием опыта проведения стратегических изменений в организации.

Однако, как замечает Г. Минцберг, самые последние сведения об успешности функционирования организаций в современных условиях не укладываются в рамки какой-либо одной школы стратегического управления. Более того, в некоторой степени отсутствие стратегии может рассматриваться как некое благо в силу нескольких причин: во-первых, повышению стратегической гибкости организации способствуют (и без разработки стратегии) продуманные действия руководителя; во-вторых, жесткое следование стратегическому курсу ведет к утрате способности к инновациям (стратегия «как догма» убивает способность к обучению и адаптации); в-третьих, отсутствие формальных элементов стратегии обеспечивает свободу от бюрократии.

Теоретиков, занимающихся управлением, в большей степени интересуют процессы и этапы стратегического развития организаций, в то время как для практиков важны процедуры стратегических изменений, а также макроподход школы власти (изучение союзов, коллективной стратегии) и изыскания когнитивной школы. В последние годы возрастает популярность подходов школы обучения в части так называемых самообучающихся организаций и ключевых факторов успеха (стержневых компетенций).

Основные вопросы заключаются в определении содержания стратегии и в степени контроля процесса ее создания. Здесь необходимо рассмотреть восемь основных проблем. Первые три затрагивают проблемы содержания стратегии, остальные связаны с процессом ее формирования.

1. Проблема сложности кроется в ответе на вопрос: насколько сложной должна быть хорошая стратегия? С одной стороны, она должна отражать многообразие окружающей нас действительности, а с другой — как и все идеальное, должна быть простой. Истина там, где обеспечивается оптимальная степень обобщения.

2. Проблема интеграции стратегии заключается в том, что школа позиционирования и планирования в своей основе содержит набор слабо связанных между собой компонентов. Сторонники иных школ считают стратегию единой, полностью интегрированной перспективой. Интегрирование стратегий осуществляется либо формально (интегрированные планы), либо мысленно (воображаемое видение), либо нормативно (нормы культуры), либо через взаимное приспособление (сплоченность коллектива) и т. д.

3. Проблема стандартизации стратегии затрагивает аспекты новизны и уникальности стратегии: стратегии школы предпринимательства и культуры — уникальны и выражают специфическую позицию человека; все стратегии школы обучения являются продуктами индивидуальных адаптивных процессов; стратегии дизайна — уникальны, так как создаются в ходе личностного процесса их разработки и т. д.

По оценкам специалистов, новые стратегии сложнее типовых, более интегрированы и потому менее пластичны. Получение новых стратегий требует концентрации внимания менеджеров на уникальных свойствах организации.

Типовые же стратегии содержательно проще (их легче формулировать, центром становится содержание) и отличаются большей гибкостью, универсальностью.

4. Проблема контроля за процессом создания эффективной стратегии (с точки зрения степени ее продуманности или формирования деятельности организации). Важно представить, насколько этот процесс предначертан, продуман, интеллектуален, централизован и поддается контролю. Иапример, все предписывающие школы и школа предпринимательства продвигают идею о предна-чертанности, продуманности стратегий, в то время как школа обучения отдает предпочтение формированию стратегии «по ходу».

5. Проблема коллективного взаимодействия отражает взаимодействие лидера (стратега), коллектива и внешней среды организации.

По мнению представителей школы дизайна и предпринимательства, стратег — это один человек, а представители школы обучения, политических сил и культуры рассматривают создание стратегии как коллективный процесс. Представители иных школ считают, что стратегию формируют силы внешнего окружения (школа внешней среды), методика (школа планирования), анализ (школа позиционирования) или разум как явление биологическое (школа познания).

То есть важно определить: является ли формирование стратегии индивидуальным, техническим, физиологическим или коллективным процессом и процесс ли это вообще?

6. Проблема изменений распадается на три части (табл. 2.3.1.): проблему источника изменений, наличия этих изменений в организации и проблему определения характера изменений (при каких условиях они происходят).

Указанные проблемы вызваны тем обстоятельством, что организации одновременно должны развиваться и оставаться стабильными. Поэтому важно определить, как организации обеспечивают сочетание порядка и адаптации к изменениям внешней среды, эффективности организационной структуры и внутренних новаций работников. Побудительным мотивом разработки стратегии (модели изменения организации) выступает стремление работников обеспечить стабильность и устойчивость организации, что также является противоречием.

Таблица 2.3.1 Распределение проблем стратегических изменений

Очевидно, что в силу различия организаций стратегические изменения, проводимые в них, всегда разнообразны, как и условия внедрения таких изменений, что обусловливает сложности определения содержания самих изменений.

В процессе выработки стратегических решений и проведения изменений меняется не только форма, но и содержание организации как самообучаемой системы в процессе деятельности (как утверждает школа обучения); мышления (школа дизайна); нормирования деятельности (школа планирования); анализа внешней и внутренней среды (школа позиционирования) или обсуждения проблем (школа власти). Однако способность систем к самообучению — свойство специфичное и не присуще всем организациям одновременно.

7. Проблема выбора заключается в наличии не только выбора как такового, но и количества альтернативных вариантов стратегического развития организации. В основе проблемы выбора находится человеческий фактор: сила проактивного руководства, индивидуальной интуиции, коллективного обучения.

8. Проблема мышления обусловлена тем, что, увлекаясь процессом формирования стратегии, организации теряют над ним контроль (забывая о насущной потребности в стратегическом мышлении в первую очередь, а во вторую — в конкретных действиях, обеспечивающих развитие организаций не столько в планах, сколько в реальной действительности).

Рассматривая стратегию как систему, необходимо отметить, что многообразие подходов и школ свидетельствует о периоде становления стратегического управления как самостоятельной научной дисциплины и вида деятельности практических работников. Чтобы двигаться вперед, нужны новые обобщающие гипотезы и разработки проблем стратегического управления организациями.

Структурная направленность школ стратегического управления (рис. 2.3.1) определяется структурой школ стратегий, состоящей из трех подсистем: группы стратегий предписывающего характера, группы исследования процесса формирования стратегий и группы сочетания указанных подходов.

Каждая из названных подсистем может быть представлена детальными подсистемами (например, предписывающие стратегии состоят из стратегий, в основу которых положены принципы планирования, либо нормирования, стандартизации, а планирование в свою очередь может быть представлено компонентами планирования на основе заранее заданного алгоритма или результатов анализа внешней и внутренней ситуации для конкретной организации).

Основные особенности школ стратегического управления, отраженные в табл. 2.3.2, свидетельствуют о том, что школы возникли в разное время (интервал, ограничен всего 40 годами) и отличаются подходами к определению главных лиц, принимающих стратегические решения; основного содержания, особенностей и стратегического образа самой организации.

Рис. 2.3.1. Структурная схема направленности школ стратегического управления

Основные особенности школ стратегического управления

Похожие главы из других книг Стратегическое управление маркетингом. Ситуационный анализ

Стратегическое управление маркетингом. Ситуационный анализ Стратегическое управление маркетингом называют ситуационным анализом. Ситуационный анализ представляет собой анализ состояния предприятия и его отношений с внешним миром. Такой анализ выполняют один-два

4. Стратегическое управление

4. Стратегическое управление Стратегическое управление представляет собой процесс, который включает составление и реализацию стратегий, что само по себе в системе «предприятие – среда» обеспечивает соответствие между организацией и ее внешней средой.Значение

Раздел I Ценообразование и стратегическое управление фирмой

Раздел I Ценообразование и стратегическое управление

Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Если организация хочет добиться успеха в современном меняющемся мире, она должна быть готова изменить в себе все, за исключением базисных ценностей. Единственной «священной коровой» для организации должна

ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление

ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление 1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности Термин «стратегическое управление» появился в обиходе на рубеже 1960—70-х годов. Он обозначал различия между текущим управлением на уровне производства и

Научная база Глава 4 Стратегическое управление и планирование инновационной деятельности научно-производственного предприятия 4.1. Стратегическое управление как фактор повышения конкурентоспособности научно-производственного предприятия Управление компанией и стратегическое развитие

Управление компанией и стратегическое развитие

Научная реклама Глава 15 Стратегическое управление и маркетинг

Глава 15 Стратегическое управление и маркетинг Стратегическое управление выросло в 80-х годах из стратегического планирования. Фирмам и правительствам нужно было совершенствовать принятые у них системы планирования и контроля в ответ на быстрые

Стратегическое управление маркетингом

Стратегическое управление маркетингом Планирование маркетинга. В стратегическом плане СХП или фирмы должно быть определено, какими именно производствами они будут заниматься. Кроме того, в плане следует указать задачи этих производств. Для каждого из них необходимо

Глава 3 Стратегическое управление органиэащией

Глава 3 Стратегическое управление органиэащией 3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления Когда три десятилетия назад стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию, появилась возможность разрабатывать альтернативные версии

3.3. Стратегическое управление

3.3. Стратегическое управление Стратегическое управление заключается в умении моделировать ситуацию; способности выявлять необходимость изменений; разработке самой стратегии; способности воплощать стратегию в жизнь. Исходя из сказанного, можно предложить несколько

14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп

14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп Стратегическое управление не может быть порождено одной реальностью, только на основе анализа невозможно сформировать образ будущего организации. Здесь уместно воспользоваться основными положениями школы дизайна

Научная карьера

Научная карьера Одни понимают это словосочетание как совершение открытий, другие – как обладание научными степенями, третьи – как способ получить заслуженное признание, то есть получить адекватную оценку своих научных достижений.Наверно, раз эти три точки зрения

Источник:

marketing.wikireading.ru

Стратегический менеджмент учебник Арутюнов

/ Стратегический менеджмент учебник Арутюнов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСИТУТ В Г.ТАГАНРОГЕ

ББК 65.290 – 2я73

канд. экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления ТИУЭ Гилина Т.Г. ;

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления ТИУЭ Щербакова Т.А.

Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.

Данное пособие содержит базовые сведения по стратегическому управлению организацией. Логика изложения материала в учебном пособии соответствует основным этапам стратегического менеджмента и включает теоретические сведения по таким разделам, как концепция стратегического менеджмента, стратегический выбор, стратегический анализ, формирование стратегии компании разного уровня, реализация стратегии и системы контроля.

Может быть рекомендовано к использованию в учебном процессе в рамках проведения курсов «Управленческие решения», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Основы менеджмента», «Методы стратегического менеджмента», а также для самостоятельной работы студентов и магистрантов экономических специальностей всех форм обучения.

Табл. 31. Ил. 46. Библиогр.: 23 назв.

ТТИ ЮФУ, 2010 Д.В. Арутюнова, 2010

Концепция стратегического управления.

1.1. Предпосылки к стратегическому управлению .

1.2. Особенности стратегического управления.

1.3. Содержание стратегического менеджмента организации .

2.1. Общее содержание стратегии .

2.2. Факторы, определяющие стратегию компании .

2.3. Основные организационные уровни разработки стратегии .

2.4. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические

2.5. Стратегическая гибкость .

2.6. Синергизм и внутренняя взаимосвязь .

Стратегический выбор компании .

3.1. Факторы, влияющие на стратегический выбор компании .

3.2. Элементы стратегического выбора .

Методы и технологии стратегического анализа .

Стратегический анализ: макроокружение .

5.2. Отраслевой анализ .

Стратегический анализ: микроокружение.

6.1. Анализ конкурентных сил («Пять сил Портера») .

6.2. Карта стратегической группировки .

6.3. Оценка действий соперничающих компаний .

6.4. Определение ключевых факторов конкурентного успеха .

Стратегический анализ: внутренняя среда.

7.1. Анализ ресурсов компании .

7.2. Анализ ключевых компетенций и конкурентных преимуществ

Ситуационный анализ компании .

8.1. Оценка применяемой стратегии .

8.2. Анализ разрыва (gap-анализ) .

8.3. Стратегический стоимостный анализ .

8.5. Оценка конкурентной позиции фирмы.

9. Формирование стратегии одиночного бизнеса .

9.1. Конкурентные стратегии .

9.2. Стратегии инвестиций .

9.3. Практика конкурентной борьбы в отрасли .

10. Стратегии роста и развития компании .

10.1. Стратегия концентрированного роста .

10.2. Стратегия интеграции.

10.3. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг .

10.4. Стратегия диверсификации.

11. Стратегии диверсифицированной компании .

11.1. Формирование стратегии диверсифицированной компании ..

11.2. Матрица Томпсона и Стрикленда .

12. Анализ и управление портфелем компании.

12.1. Критерии выбора портфельной стратегии .

12.2. Матрица BCG (БКГ) .

12.3. Матрица McKinsey (МакКинси) .

12.4. Матрица эволюции СЗХ .

12.5. Матрица ADL (Артур Д. Литтл).

12.6. Модель Shell / DPM.

13. Стратегии оптимизации портфеля СЗХ.

13.1. Стратегии входа на рынок.

13.2. Стратегии ухода с рынка .

14. Реализация стратегии компании .

14.1. Сущность процесса реализации стратегии.

14.2. Области проведения стратегических изменений.

14.3. Проблемы проведения стратегических изменений .

14.4. Стратегия и организационная структура.

14.5. Стратегия и корпоративная культура .

15. Стратегический контроль .

15.1. Роль контроля в процессе реализации стратегии .

15.2. Выбор системы стратегического контроля .

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ .

Значимость стратегического поведения, позволяющего компании развиваться в условиях конкурентной борьбы в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. В современных условиях важным становится не только состояние ресурсов компании, но и способность эффективного управления ими, что позволяет сформировать конкурентную позицию на рынке.

Целью учебного пособия является изложение базовых сведений по теории стратегического менеджмента организации с точки зрения системного и ситуационного подходов.

Логика изложения материала соответствует основным этапам стратегического менеджмента. В учебном пособии рассмотрены предпосылки, содержание и особенности концепции стратегического менеджмента, освещены вопросы стратегического выбора, приведен и подробно раскрыт алгоритм проведения стратегического анализа компании, рассмотрены вопросы формирования стратегий различных уровней для компаний одиночного бизнеса и диверсифицированных компаний, представлены матричные методики анализа портфеля стратегических зон, управления портфелем, вопросы реализации и контроля стратегических действий. Учебное пособие содержит контрольные вопросы и задания по рассмотренным темам курса.

Учебное пособие рекомендуется использовать в качестве основы для изучения курсов «Стратегический менеджмент», «Методы стратегического менеджмента» для магистрантов и студентов экономических специальностей всех форм обучения. Кроме того, учебное пособие может быть использовано в качестве справочника при изучении таких дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Основы менеджмента», «Управленческие решения», и др., а также при написании дипломных работ и дипломных проектов по анализу и управлению деятельностью организации.

Подробное изложение теоретического материала, его структуризация в таблицах и иллюстрациях, а также перечень контрольных вопросов по каждой теме дает возможность использовать учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочной, ускоренной и дистанционной форм обучения.

1. Концепция стратегического управления

1.1. Предпосылки к стратегическому управлению

Для определения термина стратегическое управление проследим эволюцию систем управления. В развитии методологии управления выделяют несколько этапов (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Этапы развития методологии управления

1. Управление на основе контроля за исполнением формирует реакцию организаций на изменения, которая проявляется после совершения событий: разница между ожидаемыми и фактическими результатами порождает контрольный сигнал (решение). Основным видом контроля является бюджетно-финансовый. Данная методология использовалась при относительно стабильной внешней среде в эпоху массового производства, а также при достижении отраслью стадии зрелости. Система управления имеет определенные недостатки:

- квоты и эталоны основываются на прошлом опыте, поэтому действия связаны с прошлым, нежели с будущим фирмы;

- реакция требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы.

2. Управление на основе экстраполяции актуально в условиях ускорения темпов изменений. Происходит переход к варианту долгосрочного планирования, который в основном соответствует приростному развитию компаний с минимальными изменениями

относительно традиционного варианта. Помимо бюджетно-

финансового контроля, внимание акцентируется на прогнозных оценках роста компании. Коренное различие между системами управления методом контроля и методом экстраполяции состоит в том, что первая основана на прошлой деятельности, а последняя экстраполирует прошлое в будущее. Как правило, долгосрочное планирование использовалось в эпоху массового сбыта, применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Недостатки управления на основе экстраполяции:

- применяется при относительной стабильности внешней среды;

- требует большого объема информации, разработки новых методов измерения и процедур оценки;

- предполагает активное участие и поддержку всех уровней управления.

3. Управление на основе предвидения актуально в условиях возросшего темпа изменений, сопровождающегося возможностью вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Стратегическое планирование направлено не внутрь организации, а вовне: переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации». Для данной системы управления характерны: отход от экстраполирования оценок, учет изменчивости факторов, стратегический анализ внешней и внутренней среды, альтернативность решений (табл.1.1).

Таблица 1.1 Характеристики долгосрочного и стратегического планирования

Будущее предсказывается на ос-

Важен анализ перспектив, тенденций,

нове экстраполяции исторически

возможностей, опасностей, которые

сложившихся тенденций роста

способны изменить условия

План формируется как «жесткая

Присутствует адаптивность планов

Термин «стратегическое» указывает

на важность работы. Стратегия – это

не функция времени, а функция

4. В условиях, когда задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть, формируется управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление).

По Г. Минцбергу ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее – к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему» (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Стратегическое планирование и управление

Различия между вариантами стратегического планирования и управления, прежде всего, характеризуется следующими моментами:

- стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию;

- стратегическое планирование не является стратегическим мышлением.

1.2. Особенности стратегического управления

Выделяют некоторые особенности стратегического управления.

1. Целью современной организации стала адаптация к изменениям . В связи с необходимостью учета динамики внешней среды, выделяют два направления развития стратегического управления:

- регулярное стратегическое управление, которое является логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии;

- стратегическое управление в реальном масштабе времени – решение неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с высокой частотой и непредсказуемы.

Организация вынуждена параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач.

2. Целью стратегического управления является развитие , т.е. изменение не только количественных, но и качественных характеристик. Например, к числу стратегических решений можно отнести решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта.

3. Продуктом стратегического управления является потенциал организации , который складывается из ресурсов и источников их пополнения, связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал также характеризует максимально эффективное использование ресурсов для достижения поставленной цели. С другой стороны, потенциал представляет собой источник формирования конкурентного преимущества организации, а следовательно, нуждается

в постоянном развитии и совершенствовании.

4. В качестве дополнительных признаков стратегического менеджмента выделяют:

- гибкое реагирование на импульсы внешнего окружения; - осуществление своевременных изменений в организации; - опора на человеческий потенциал; - ориентация на потребителя;

- долгосрочные перспективы за счет конкурентных преимуществ; - рассмотрение массива данных, а не отдельных ее составляющих; - обеспечение конкурентоспособности компании в перспективе.

Предметом стратегического управления являются:

1) проблемы, связанные с целями компании, которые направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов;

2) проблемы, связанные с элементами организации, если эти элементы необходимы для достижения целей, но в настоящий момент отсутствуют или имеются в недостаточном объеме;

3) проблемы, связанные с внешними факторами.

Таким образом, стратегическое управление – это современный инструмент управления развитием организации, направленным на повышение потенциала путем достижения конкурентоспособности в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности.

1.3. Содержание стратегического менеджмента организации

Содержание стратегического менеджмента включает в себя:

1) проведение диагностики внешней и внутренней среды;

2) системный стратегический анализ ситуации;

3) формулирование миссии, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов компании;

4) разработка стратегий подсистем компании;

5) установление полной системы стратегических приоритетов;

6) формирование целостной программы действий на перспективу (анализ портфеля диверсифицированной компании);

7) реализацию общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы, в том числе проектирование организационной структуры, выбор степени интеграции и систем управления;

8) стратегический контроллинг, как комплексная координация всех процессов и элементов системы стратегического управления (обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании).

Модель стратегического менеджмента представлена на рис. 1.3.

Назначение и цели

Стратегия в СЗХ и отраслевая структура

Стратегия на уровне фирмы, вертикальная

интеграция, диверсификация, глобальная

Анализ портфеля СЗХ стратегии входа и

Взаимоувязка стратегии, структуры и управления

Рис. 1.3. Модель стратегического менеджмента

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Стратегическое управление. Учебное пособие в городе Тюмень

В этом интернет каталоге вы можете найти Стратегическое управление. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в группе товаров Бизнес и экономика. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой город России, например: Тюмень, Красноярск, Воронеж.