Книжный каталог

Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Е. Г. Студенова Философия социальной работы. Учебное пособие М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Е. Г. Студенова Философия социальной работы. Учебное пособие 429 р. ozon.ru В магазин >>
Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник 939 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова Теория и методика социальной работы. Учебник М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова Теория и методика социальной работы. Учебник 1219 р. ozon.ru В магазин >>
М. В. Фирсов Психология социальной работы М. В. Фирсов Психология социальной работы 399 р. litres.ru В магазин >>
Фирсов М., Студенова Е. Теория и методика социальной работы. Учебник Фирсов М., Студенова Е. Теория и методика социальной работы. Учебник 1112 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова Теория социальной работы. Учебник и практикум М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова Теория социальной работы. Учебник и практикум 1249 р. ozon.ru В магазин >>
М. В. Фиросов, Е. Г. Студенова Технология социальной работы. Учебник и практикум М. В. Фиросов, Е. Г. Студенова Технология социальной работы. Учебник и практикум 1349 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы - файл n1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы (Документ)
  • Филатова Е.В. Теория социальной работы (Документ)
  • Гуслова М.Н.Теория и методика социальной работы (Документ)
  • Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы (1-6 главы) (Документ)
  • Качан Г.А. Теория социальной работы (Документ)
  • Холостова Е.И. Теория социальной работы (Документ)
  • Содержание и методика психосоциальной работы. Фирсов-Шапиро (Документ)
  • Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы (Документ)
  • Холостова Е.И. Теория социальной работы (Документ)
  • Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие (Документ)
  • Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. Часть 1 (Документ)
  • Курсовая работа - Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы (Курсовая)

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа» научный руководитель доктор исторических наук, профессор В.И. Жуков

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся:

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современного западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях.

§ 1. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Под парадигмой здесь понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерно:

Источник:

nashaucheba.ru

Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник

«М. В. Фирсов, е. г. студёнова Технология социальной рабоТы Учебник для бакалавров 3-е издание, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования . »

М. В. Фирсов, е. г. студёнова

Учебник для бакалавров

3-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования и науки Российской

Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа»

в электронной библиотечной

Москва Юрайт 2014

Фирсов Михаил Васильевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета;

Студёнова Елена Геннадьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета.

Кононова Л. И. — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой Московского института повышения квалификации;

Чернышева Л. Д. — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Технология социальной работы : учебник для бакалавров / Ф62 М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 557 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

ISBN 978-5-9916-1746-8 Настоящее издание представляет собой комплект для обучения по направлению «Социальная работа».

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов и преподавателей вузов, руководителей аттестационных организаций профессиональных социальных работников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ/ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. Философия помощи

1.1. Помощь как социально-исторический феномен

1.1.1. Сакральные духовно-когнитивные комплексы практик в рамках родовой общины. 30 1.1.2. Культовые духовно-когнитивные комплексы практик в рамках античных государств

1.1.3. Конфессиональные духовнокогнитивные комплексы практик в рамках государства

1.1.4. Светские духовно-когнитивные комплексы практик в рамках государства. 39 1.1.5. Профессиональные когнитивно-этические комплексы практик. 42

1.2. Феноменология помощи

1.2.1. Помощь в контексте познания

1.2.2. Помощь в контексте общественных отношений

1.2.3. Функциональный контекст помощи. 52

1.3. Практика социальной работы как современный механизм сохранения, адаптации и интеграции человеческих ресурсов. 54 4 1.3.1. Особенность современных функций помощи и поддержки

1.3.2. Социальный и человеческий капитал как стратегии помощи

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 2. Технологии социальной работы в контексте модернизации российской государственности

2.1. Технологии социальной работы в древнейший период отечественной истории. 60 2.1.1. Технологии помощи в Киевской Руси. 61 2.1.2. Помощь и поддержка в Московском государстве

2.2. Технологии социальной работы в период Российской империи

2.2.1. Технологии помощи в период правления Петра I

2.2.2. Технологии помощи во время правления Екатерины II и в пореформенный период

2.3. Технологии социальной поддержки в советский период

2.4. Основные тенденции помощи и поддержки в новейший период истории

2.5. Особенности российского пути помощи и поддержки

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3. Отечественные и зарубежные подходы к технологии/практике социальной работы

3.1. Проблемы понятийных интерпретаций технологии/практики социальной работы в России и за рубежом

3.1.1. Зарубежные подходы к технологии социальной работы

3.1.2. Методы социальной работы с позиций Международной федерации социальных работников

3.2. Отечественные подходы к технологии социальной работы

3.2.1. Академический подход к технологии социальной работы

3.2.2. Практико-ориентированный подход к технологии социальной работы

3.3. Классификация технологий/практик социальной работы

3.3.1. Зарубежные подходы к классификации практик социальной работы

3.3.2. Российский подход к классификации технологий социальной работы

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 4. Технология социальной работы как целостный помогающий процесс

4.1. Технология социальной работы как помогающий процесс: подходы и определения

4.2. Когнитивная модель технологии социальной работы

4.2.1. Традиционный подход

4.2.2. Когнитивная модель на основе компетенций

4.3. Структурная модель технологии социальной работы

4.4. Функциональная модель технологии социальной работы

4.5. Ресурсная модель технологии социальной работы

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 5. Технология индивидуальной социальной работы

5.1. Общие принципы и подходы к индивидуальной социальной работе

5.2. Основные элементы индивидуальной социальной работы

5.2.1. Первичный контакт с клиентом

5.2.2. Оценка в индивидуальной социальной работе

5.2.3. Контракт в индивидуальной работе. 157

5.3. Общая модель индивидуальной работы со случаем

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 6. Технология социальной работы с группой

6.1. Методологические проблемы социальной работы с группой

6.2. Психологические и социальные основания работы с группой

6.3. Группа как психосоциальный феномен в межличностном взаимодействии

6.3.1. Особенности теоретических подходов к группе в социальной работе

6.3.2. Основные факторы группового взаимодействия

6.4. Этические принципы социальной работы с группой

6.4.1.Основные этические принципы социальной работы с группой

6.5. Общая модель работы с группой

6.5.1. Организация группового процесса помощи

6.5.2. Целеполагание в групповом процессе. 185

6.6. Основные подходы к динамике группового процесса

6.7. Групповые терапевтические модели в социальной работе

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 7. Технология социальной работы в микросоциальной среде

7.1. Подходы к интерпретации понятия «микросоциальная среда»

в научной литературе

7.2. Теоретические подходы к пониманию микросоциальной среды

7.3. Практика социальной работы в микросоциальной среде

7.4. Роли социального работника и принципы деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Глава 8. Учреждения социальной защиты: история, теория, организация

8.1. Институционализация учреждений социальной защиты в отечественном историческом процессе

8.1.1. Институты помощи и поддержки в Древней Руси

8.1.2. Институты помощи в Московском государстве

8.1.3. Институты помощи в Российской империи

8.1.4. Институты помощи в СССР

8.1.5. Институты помощи в Российской Федерации

8.2. Социальные службы как институты государственной помощи

8.2.1. Социальные службы как субъекты социальной помощи

8.2.2. Глобальные цели деятельности социальных служб

8.2.3. Российские социальные службы, их миссия и задачи

8.3. Социальная работа как многоуровневая система практики

8.3.1. Макроуровень практики социальной работы

8.3.2. Мезоуровень практики социальной работы

8.3.3. Микроуровень практики социальной работы

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 9. Теоретические основы администрирования в социальной работе

9.1. Теоретические основания управления в учреждениях социальной защиты

9.1.1. Классические теории управления

9.1.2. Теории мотивации и поведения

9.1.3. Теории коммуникаций и человеческих отношений

9.2. Среда управления в социальной работе

9.2.1. Цели и ценности социальной административной работы

9.2.2. Структура в социальной административной работе

9.2.3. Человеческий капитал и система помощи

9.2.4. Социальная работа в организации. 269 Выводы

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 10. Технологии администрирования в социальной работе

10.1. Основные теоретические подходы к административной социальной работе. 272

10.2. Технологии планирования в социальном администрировании

10.2.1. Технология планирования в ситуации развития

10.2.2. Технологии планирования в чрезвычайных ситуациях

10.2.3. Технологии планирования социальной работы с клиентами

10.3. Технология административного менеджмента

10.3.1. Административная модель организации социальных служб

10.3.2. Технологии коммуникаций в социальных учреждениях

10.3.3. Технологии корпоративной культуры. 301 Выводы

Вопросы и задания для самоконтроля

10 Глава 11. Технологии управления персоналом и процессами

11.1. Основные технологии руководства в организации

11.1.1. Роли в процессе руководства

11.1.2. Стиль руководства

11.1.3. Типология власти и индивидуальные качества руководителя

11.2. Технологии командообразования

11.2.1. Команда персонала

11.2.2. Мультидисциплинарная команда. 317

11.3. Технологии кадрового менеджмента в социальной работе

11.3.1. Технология кадрового планирования и набора персонала

11.3.2. Технологии мотивации в организации социальной защиты

11.4. Технологии контроля в социальном администрировании

Вопросы и задания для самоконтроля

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Глава 12. Технологии супервизии в социальных учреждениях

12.1. Понятие супервизии в теории и практике социальной работы

12.1.1. Подходы к классификации супервизии в теории и практике социальной работы

12.1.2. Супервизия как процесс взаимодействия в учреждениях социальной защиты

12.2. Административная супервизия

12.2.1. Супервизорская политика организации. 343 12.2.2. Планирование в административной супервизии

12.3. Обучающая супервизия в социальной работе. 347 12.3.1. Особенности обучающей супервизии. 348 12.3.2. Осуществление образовательного процесса

12.4. Поддерживающая супервизия

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 13. Технологии патроната и социального сопровождения в учреждениях социальной защиты

13.1. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

13.2. Социальный патронат семьи и детей

13.3. Социальный патронат лиц из групп риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

13.3.1. Технологии социального сопровождения лиц без определенного места жительства

13.3.2. Технологии социального сопровождения несовершеннолетних

13.3.3. Технологии социального сопровождения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

13.3.4. Технологии социального сопровождения лиц, потерявших работу. 415 Выводы

Вопросы и задания для самоконтроля

12 Глава 14. Технологии социально-досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты

14.1. Условия реализации социально-досуговой деятельности в сфере социальной защиты населения

14.1.1. Социально-досуговая деятельность и понятие «свободное время»

14.1.2. Социально-политические основы технологий социально-досуговой деятельности

14.2. Технологии социально-досуговой деятельности учреждений социальной защиты. 432 Выводы

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 15. Технологии социального обслуживания в учреждениях социальной защиты

15.1. Технологии социальных служб

15.1.1. Социальная служба и ее технологии в Российской Федерации

15.1.2. Комплексная социальная служба и ее технологии в Германии

15.2. Технологии социального обеспечения и поддержки

15.2.1. Технологии социального обеспечения в России

15.2.2. Технологии социального обеспечения в Германии

15.3. Технологии социального страхования

15.3.1. Технологии социального страхования в России

15.3.2. Технологии социального страхования в Германии

Вопросы и задания для самоконтроля

Контрольные тесты и задания Раздел I. Методологические проблемы технологии/ практики социальной работы

Глава 1. Философия помощи

Глава 2. Технологии социальной работы в контексте модернизации российской государственности

Глава 3. Отечественные и зарубежные подходы к технологии/практике социальной работы

Глава 4. Технология социальной работы как целостный помогающий процесс

Раздел II. Классические методы социальной работы

Глава 5. Технология индивидуальной социальной работы

Глава 6. Технология социальной работы с группой.

. 501 Глава 7. Технология социальной работы в микросоциальной среде

Раздел III. Технологии организации и управления в учреждениях социальной защиты

Глава 8. Учреждение социальной защиты:

история, теория, организация

Глава 9. Теоретические основы администрирования в социальной работе

Глава 10. Технологии администрирования в социальной работе

Глава 11. Технологии управления персоналом и процессами

Раздел IV. Специальные технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты. 532 Глава 12. Технологии супервизии в социальных учреждениях

Глава 13. Технологии патроната и социального сопровождения в учреждениях социальной защиты.

..537 14 Глава 14. Технологии социально-досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты

Глава 15. Технологии социального обслуживания в учреждениях социальной защиты

Впервые в Российской Федерации базовые курсы профессиональной подготовки бакалавра — «Введение в профессию», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Философия социальной работы», «Этика социальной работы», «Психология социальной работы»

и «Технология социальной работы» созданы в рамках единой методологической концепции, где каждое пособие является логическим продолжением предыдущего. Композиционно и содержательно книги выстроены в единой логике на основе компетентностного подхода, в них нашли отражение важнейшие положения истории, теории и практики современной социальной работы.

Учебник «Технология социальной работы» раскрывает как методологические проблемы техник и методов практики социальной работы, так и общие подходы к практическим методам. Авторам представляется, что подобный взгляд наиболее точно очерчивает сложившиеся образовательные реалии и те тенденции практики, которые проявили себя в последнее время. Указанный подход определил модульное построение курса, что дало возможность рассмотреть методы и сложившиеся практики, используя принципы методологического плюрализма, целостности и системности.

Наряду с зарубежными технологиями в учебнике представлены методы работы российских практиков. Такой мультикультурный контекст позволяет всесторонне анализировать технологии социальной работы, расширять горизонт познания будущих специалистов. Понимание своего места в мировом профессиональном сообществе, умение говорить и мыслить на одном предметном языке сегодня особенно важно, поскольку Россия включилась в Болонский процесс и мировые содержательные компоненты образования должны органически включаться в отечественное образовательное пространство.

16 В учебнике использованы композиционные элементы словаря и справочного пособия. Большое внимание уделено самостоятельной работе студентов: кейсам, а также потрфолио (итоговым контрольным заданиям и тестам), которые студенты должны самостоятельно создать в результате отработанного курса.

Учитывая дискуссионность излагаемых положений, авторы будут благодарны за все замечания и пожелания в адрес учебника, с признательностью воспримут их, чтобы учесть в дальнейших исследованиях и публикациях.

Методическое содержание курса Предмет «Технология социальной работы» входит в состав базовых профессиональных дисциплин, формирующих профессиональное мышление, практические навыки и основу коммуникативной культуры. В соответствии с требованиями Болонского процесса в основе учебных программ высшего образования лежит компетентностный подход, в рамках которого в процессе обучения студенты овладевают комплексом общекультурных и профессиональных компетенций1, необходимых для успешного осуществления ими профессиональной деятельности по окончании вуза.

В обобщенном виде результаты обучения для различных уровней квалификации описываются с помощью системы

— знание и понимание;

— практическое применение знаний и понимание;

— способность к вынесению критических суждений, оценке идей и формулированию выводов;

— умения в области общения;

— умения в области обучения.

С учетом потребностей рынка труда разработаны национальные требования к подготовке бакалавра социальной работы, что отражено в государственных образовательных стандартах.

Компетенции указанных стандартов применительно к специфике данной дисциплины с учетом дидактических и организационных компонентов курса, а также модульной системы организации обучающего процесса можно представить в следующем виде:

В данном контексте понятие «компетенция» используется в его самом широком значении, подразумевающем градацию способностей и навыков.

1. Цели обучения Расширить представления о концепциях в области теории и практики социальной работы в глобальном и национальном контексте, о различных аспектах консультирования и терапевтических методах социальной работы.

2. Ожидаемые результаты обучения Компетенции

1. Общекультурные (ОК):

— готовность к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

— владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

— готовность к эффективному применению психологопедагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).

2. Профессиональные (ПК):

— готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

— способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

— готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

— к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

— способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексноориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15).

— в отношении проблемного и институционального поля клиента;

— психосоциального пространства клиента и проблем жизнедеятельности;

— особенностей деятельности социальных работников с различными типами клиентов;

— ролей социального работника в учреждениях социального обслуживания;

— профессиональной компетентности социального работника;

— основных концепций и теории в области психосоциальной структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;

— сущности и формы проявления социального конфликта в современных условиях общественной и личной жизни;

— закономерностей возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;

— основных теорий и практики социально-терапевтической работы.

— способность излагать и объяснять категории теории и практики социальной работы;

— объяснять особенности деятельности социальных работников с различными типами клиентов;

— интерпретировать роли социального работника в учреждениях социального обслуживания;

— описывать профессиональные технологии помощи и поддержки;

— интерпретировать данные социальной диагностики и определять стратегии помощи в ситуации кризиса и конфликтов;

— излагать и объяснять содержание специальных моделей технологии социальной работы.

3. Применение полученных знаний:

— умение применять модели решения конфликтов в сфере социального обслуживания, развития социального партнерства;

— владение общими правилами и технологиями диагностики конфликтов;

— способность осуществлять технологии посредничества в конфликте, их социально-психологическое обеспечение;

— умение проводить мониторинг конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;

— владение методами сравнительного анализа общего и специфического в подходах к различным теориям и технологиям социальной работы.

4. Коммуникативные умения:

— умение обмениваться информацией о теориях и технологиях социальной работы в своей стране и за рубежом в процессе рассматриваемых проблем;

20 — владение основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами;

— коммуникативными технологиями в сфере социального обслуживания.

5. Формирование критического мышления:

— умение выстраивать стратегии бесконфликтного профессионального общения между всеми группами и участниками помогающего процесса;

— соотносить психологические и медико-социальные технологии с концепциями и теориями психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;

— обладание критическим пониманием ключевых проблем в теории и практике социальной работы, в методах конфликтологии и социальной терапии;

— умение анализировать и оценивать полученные результаты на основе целостно-перспективного подхода к практике социальной работы;

— аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения методов помощи и состояния проблем клиента.

6. Развитие умений самостоятельной работы:

— умение самостоятельно работать в архиве, с каталогом, в том числе электронным;

— находить и выбирать информацию из различных источников.

В каждом разделе наряду с основными приводятся и дополнительные компетенции, отражающие специфику той или иной темы. Соответственно и показатели компетенций тоже будут расширенными.

3. Содержание обучения Технология социальной работы (I)

1. Философия помощи.

2. Технологии социальной работы в контексте модернизации российской государственности.

3. Отечественные и зарубежные подходы к технологии/практике социальной работы.

4. Технология социальной работы как целостный помогающий процесс.

5. Технология индивидуальной социальной работы.

6. Технология социальной работы с группой.

7. Технология социальной работы в микросоциальной среде.

Технология социальной работы (II) Учреждения социальной защиты: история, теория, организация.

4. Методы преподавания Лекции, упражнения, ролевые игры, тематические дискуссии, семинарские занятия, консультации, групповая проектная работа, элементы дистанционного обучения.

5. Формы контроля

1. Текущий контроль: презентация (в отдельных случаях), реферат, домашняя работа, письменный тест (по выбору преподавателя), эссе, резюмирование основной литературы по изучаемому модулю, анализ кейсов, данных, текстов.

2. Итоговый контроль: комплексный экзамен по всему модулю.

Форма проведения: письменный или устный экзамен, в отдельных случаях презентация.

Литература по курсу «Технология социальной работы»

8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии :

[пер. с нем.] / А. Адлер. — М., 2002.

9. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : учеб. пособие ; [пер. с англ.] / М. Пэйн ; под ред. Дж. Камплинга. — М. :

10. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2003.

11. Технология социальной работы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. — М., 2000.

12. Технология социальной работы : учебник / под ред.

Е. И. Холостовой. — М., 2004.

13. Технология социальной работы : учебник для вузов / под ред.

А. А. Чернецкой. — Ростов н/Д : Феникс, 2006.

14. Фирсов, М. В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. — М. : Академ. проект, 2009.

Организационное содержание курса В учебном плане бакалавриата по направлению «Социальная работа» курсу «Технология социальной работы»

отведено 10 зачетных единиц (ESTC), что соответствует 360 академическим часам. Половина учебной нагрузки, т.е. 5 зачетных единиц (180 академических часов), отводится на самостоятельную работу студента. Курс «Технология социальной работы» читается в седьмом (5 зачетных единиц) и десятом (5 зачетных единиц) модулях учебного плана бакалавриата по направлению «Социальная работа».

Усвоение учебной программы находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески трудиться, работать с научной литературой, искать и анализировать научную информацию. Учебник включает в себя целый ряд промежуточных и итоговых заданий, которые позволяют организовать и контролировать самостоятельную работу студента. Работа над выполнением 22 промежуточных заданий требует знакомства с научными, нормативными правовыми и информационными источниками, которые частично указаны в списках литературы.

Важнейшими принципами организации самостоятельной работы являются целеустремленность и творчество, систематичность и последовательность, планомерность и т.д. Следуя этим принципам, студент обязательно достигнет хороших результатов, что найдет отражение в учебном портфолио — папке (электронной или бумажной), в которой будут представлены все итоги его работы, в том числе самостоятельной. Сформированность портфолио является показателем уровня обучения и одним из условий допуска к комплексному экзамену по модулю учебного плана.

Система оценки Система оценки формируется исходя из того, что Российские государственные стандарты третьего поколения на одну зачетную единицу (з. ед.) выделяют 36 часов.

Для более гибкой системы оценки рекомендуется ввести балльную шкалу.

Оценки студентов могут быть представлены в следующем виде:

ТСР (I) 1 з. ед. 36 ч 36 баллов

72(2) 90 (2,5) 90 (2,5) 180 (5)

1. Цели обучения Связаны с получением выпускниками знаний и умений в объеме, достаточном для обеспечения работы с различными группами населения.

1. Общекультурные (ОК):

— способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-1);

— умение строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь (ОК-7);

— способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-16).

2. Профессиональные (ПК):

— готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

— способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий поддержки и социальной защиты слабых слоев населения, благополучия граждан (ПК-2);

— готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

— способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы (ПК-9).

3. Показатели компетенций

1. Знать научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной работы.

2. Понимать теоретические основы практики отечественной и зарубежной социальной работы.

3. Применять полученные знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия развитию общественных отношений и социальному партнерству.

4. Коммуникативные умения:

— способность строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь;

— готовность к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе;

— умение представить результаты исследований (презентация) в форме отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде.

5. Формирование критического мышления: способность анализировать специфику социокультурного пространства, инфраI. 27 структуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.

6. Развитие умений самостоятельной работы:

— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

— наличие навыков работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях.

1.1. Процесс помощи оформлялся на протяжении всей истории человечества, пройдя путь от древнейших родовых форм до различных профессиональных методов и практик поддержки нуждающихся. Согласно исследованиям П. А. Кропоткина, взаимопомощь как социально исторический процесс выступает важнейшим фактором эволюционного развития человечества, который трансформировался 30 1.

посредством исторических форм духовно-когнитивных комплексов практик. В исторической перспективе эти комплексы могут быть представлены через определенные этапы своего развития (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Исторические формы духовно-когнитивных комплексов практик Период Основное содержание До XII в.

до н.э.Сакральные духовно-когнитивные комплексы практик в рамках родовой общины XII до н.э. — Культовые духовно-когнитивные комплексы III н.э. практик в рамках государства III—XV вв. Конфессиональные духовно-когнитивные комплексы практик в рамках государства XV—XIX вв. Светские духовно-когнитивные комплексы практик в рамках государства С начала XX в. — Профессиональные когнитивно-этические комнастоящее время плексы практик В процессе оформления духовно-когнитивных комплексов практик складывались не только определенные технологии помощи и система представлений на основе этических норм взаимодействия между отдельными субъектами и группами, а затем слоями и общностями, но и определенные формы групповых социальных зависимостей. Патерналистские отношения между властью и группами, общиной и ее отдельными членами, государством и обществом, церковью и прихожанами формировали, а иногда провоцировали различные исторические формы социальных патологий, которые влияли на систему социальных институциональных взаимодействий, на методы и содержание духовно-когнитивных практик помощи.

1.1.1. Сакральные духовно-когнитивные комплексы практик в рамках родовой общины В родовом обществе помощь выступает как социальная форма сохранения и интеграции сообщества. Помощь как взаимодействие представляет собой систему формализованных действий, регулирующих отношения внутри рода и за его пределами. Помощь как межсубъектное взаимодействие есть коллективная реакция на природные и социальные 1.1. - 31 явления. Ее наличие или отсутствие можно интерпретировать как санкции, применяемые сообществом в отношении индивидов и групп.

Родовой институт помощи тесно связан с характером бедствий, свойственных для того или иного сообщества.

Следует отметить, что в актах поддержки присутствуют коллективные меры ответственности, помощи и защиты.

Этим же определяется и характер бедствий. Наиболее распространенным бедствием в ситуации неразвитого сельского хозяйства в глубокой древности являлся голод. Эта пандемия, охватывавшая практически все районы Земли, населенными людьми, выработала в родовых сообществах особый тип поддержки — магический, или ритуальный.

Индивидуальные технологии помощи Магическая плата божеству в виде жертвоприношения, дара с целью сделать его более благосклонным была своеобразной превентивной мерой против неурожая. Это ранняя форма родового контракта, когда сообщество еще до наступления пандемии рефлектировало себя как жертву, клиента. Договорное жертвоприношение определяло цели сообщества и стратегии помощи со стороны божества, тем самым устанавливая характер субъект-объектных отношений между божеством и родовым сообществом. В процессе ритуальных действий и языческих молитв выражалась «сущность запроса», формировалась ранняя «технология профилактики» того события, которое могло бы негативно отразиться на жизнедеятельности рода.

Природные зависимости ранних человеческих сообществ не могли не сказаться на социальных зависимостях, которые начинают обнаруживаться, когда проявляется ранняя социальная дифференциация родовых отношений. Воздействие людей друг на друга, их деятельность, возможность исполнять или, напротив, не исполнять те либо другие функции породили различные общественные группы, создали систему иерархических общественных зависимостей.

Французский антрополог Марсель Мосс полагал, что «древняя мораль дара, ставшая принципом справедливости», выражалась в форме милостыни. В ситуации социальной зависимости милостыня начинает распространяться на потенциальные жертвы — те слои населения, которые в случае пандемий не смогут выжить. В обществе это касалось детей и бедных.

«Милостыня является следствием морального понятия дара и богатства, с одной стороны, и понятия жертвоприношения — с другой. Щедрость обязательна, потому что Немезида мстит за бедных и богов из-за излишков счастья и богатства у некоторых людей, обязанных от них избавляться, — пишет М. Мосс в работе «Очерк о даре». — Это древняя мораль дара, ставшая принципом справедливости: и боги и духи согласны с тем, чтобы доля, которую им выделяли и уничтожали в бесполезных жертвоприношениях, служила бедным и детям».

Милостыня как профилактика бедствий становится распространенной «технологией помощи» у многих народов мира. Первоначально она имела форму отдара «высшим силам», контролирующим жизнь человека.

Например, у народов Судана, замечает Мосс, было принято до созревания «гвинейской пшеницы» (сорго) дарить бедным «пшеницу» прошлого урожая. Считалось, что тем самым хлеборобы избегали неурожая и эпидемий, которые могли бы нанести урон населению.

Магический альтруизм к уязвимым слоям населения имел глубоко религиозную основу, что наглядно доказывает учение индийских брахманов. Милостыня, т.е. необходимость разделять пищу с другими, считалась сущностью пищи, вот почему ее нужно было раздавать. «Не разделять пищу с другими — значит “убить ее сущность”, уничтожить ее для себя и для других», — отмечает Мосс.

С усложнением общественных отношений связаны усложнение и дифференциация технологий помощи. Институт родовой коллективной солидарности имел не только общие пандемии, но и систему бедствий, которые в ситуации коллективной ответственности принимали на себя лишь определенные слои населения. Это была ранняя форма принятия социальных зависимостей на основе разделения труда.

Иными словами, форма социальных бедствий имела «адресный характер» в соответствии с местом социальных позиций, занимаемых индивидами в общественной стратификации.

В частности, ссылаясь на ахменидские надписи времен царя Дария, французский лингвист Эмиль Бенвенист выделяет три рода бедствий: неурожай, вражеское войско, ложь. Эти бедствия затрагивали все слои населения, однако имели свою структурно-функциональную направленность, подвергая социальной зависимости в первую очередь те общественные слои, которые обладали определенным кругом прав и обязанностей (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Характер бедствий по Э. Бенвенисту Коллективные технологии взаимопомощи Коллективные технологии помощи связанны с институтом потлача, дара, который известен у многих древних народов. Суть данного механизма помощи заключается в том, что во время значимых для субъекта событий ему оказывается дар в виде различных материальных объектов.

Однако в дальнейшем это дар требует ответного дара, причем с избытком.

Как пишет М. Мосс, «процент общего “избытка” колебался от 30 до 100 в год. Даже если за оказанную услугу человек получает одеяло от своего вождя, он вернет ему два по случаю свадьбы в семье вождя, возведения на трон сына вождя и т.д. Вождь же, в свою очередь, отдаст ему все вещи, которые он получит во время ближайших потлачей, когда противоположные кланы возместят ему его благодеяния».

Таким образом, потлач можно рассматривать как прообраз ранней формы страховой помощи, когда один член сообщества мог получить возмещение затрат от другого, причем в этом случае помощь-возмещение носила императивный характер.

«…В Меланезии, в Полинезии дары циркулируют вместе с уверенностью, что они будут возмещены, имея в качестве “гарантии” силу даваемой вещи, которая сама есть эта “гарантия”. Но в любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку.

Из самого определения явствует, что совместная трапеза, раздача кавы, уносимый талисман не могут быть возвращены немедленно. Необходимо “время”, чтобы осуществить любую ответную поставку. Понятие срока, таким образом, логически присутствует, когда речь идет о нанесении визитов, брачных договорах, союзах, заключении мира, прибытии на регулярные игры и бои, участии в тех или иных праздниках, оказании взаимных ритуальных и почетных услуг, “проявлениях взаимного уважения” — любых явлениях, обмениваемых одновременно с вещами, становящимися все более многочисленными и дорогими по мере того, как эти общества становятся богаче», — отмечает Мосс.

Потлач мог принимать разные формы, распространяться на различные взаимодействия между людьми. Свидетельства тому находим в трудовой деятельности у народов Океании. Коллективная форма потлача была описана Маргарет Мид в работе «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Мид исследовала племена горных народов Новой Гвинеи, арапешей. Огородничество — основа их экономической жизни. Совместная обработка огородов, причем не только на своей земле, но и на земле родственников, позволяла арапешу получать урожай не только из огорода, «непосредственно принадлежащего ему, но и из огородов, разбросанных по округе, находящихся на землях его родственников под покровительством их предков». Таким образом, если урожая не было в одном месте, он компенсировался в другом. Отсюда выстраивалась архаическая система социальной и экономической безопасности.

По сути, это были древнейшие технологии социального страхования, которые принимали различные формы у архаических народов, при этом выстраивались механизмы перераспределения на основе меры и доли участия в трудовой деятельности, а также на основе процессов социального межгруппового взаимодействия.

1.1.2. Культовые духовно-когнитивные комплексы практик в рамках античных государств Первые исторические модели технологий духовнокогнитивных практик дают античные государства. Здесь усложняется представление о процессе помощи, а сам процесс приобретает определенную понятийную номинацию. Таким образом, можно утверждать, что из всех сложившихся исторических форм практик и взаимодействий начинают выделять на основе специфики действий особую область, которая определяется как филантропия 1.1. - 35 (греч. philanthropa — человеколюбие, от philo — люблю и nthropos — человек). Помощь как социальное действие в античных государствах получает нравственную, экономическую и правовую основу.

Нравственные основания помощи В древнегреческом обществе социальные добродетели, такие как agape (любовь к ближнему), philanthropia (человеколюбие), eleos (милосердие), philoxenia (радушие), становятся обязательными и проявляются в благотворительных делах. Забота о странниках и просителях играет роль нравственного императива общества.

Социальные добродетели гражданина «поверялись»

богами, они же являлись своеобразным институтом контроля, регулировавшим социальное поведение людей в обществе.

Например, Зевс покровительствовал странникам, и граждане, не оказавшие им внимания, не давшие им приют и не уделившие пропитание, могли навлечь на себя гнев громовержца. Гнева Фурий не мог избежать тот, кто отказывал в помощи беднякам и нищим, — таковы были общественные представления о действиях богов в деле защиты и помощи.

В более поздние века в античной цивилизации понятие «помощь» будет модернизироваться под влияние взглядов философов: Сократа, Платона, Аристотеля, Зенона и др.

Она станет религиозной обязанностью и общественной потребностью.

Философия Платона Человеколюбие — удобоуправляемое свойство характера любить человека; способность людей к добрым делам; благожелательное отношение; памятливость, направленная к благодеянию.

Милость — добровольное благодеяние; плата добром за добро; своевременная услуга.

Власть — опека (греч. epitrope) закона.

Обучение — способ попечения о душе.

Воспитание — передача выучки.

Помощь — препятствие для существующего или возможного зла.

Добродетель — наилучшее состояние [души], свойство смертного существа, достойное хвалы само по себе; предрасположенность считать благом то, чем обладаешь; справедливое отношение к законам; состояние, заставляющее крайне серьезно говорить о предмете беседы; состояние, направленное на благочиние1.

См.: Платон. Диалоги / пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. М. : Мысль, 1986.

Институциональная и правовая основа помощи Институт гостеприимства, который пришел из глубокой древности и вначале распространялся на отдельных людей, а затем также на организованные корпорации, постепенно принимает коллективные и институциональные формы, нацеленные на определенные слои населения. С появлением такой формы коллективного единения, мирного распределения продуктов, как пир, который являлся общественной тратой, происходит расширение и переосмысление в греческом обществе идеологемы помощи. В частности, это наглядно демонстрировали сисситии (syssitia) в Спарте.

Данные виды помощи носили политический характер.

В условиях социального неравенства это была мера компенсации, натурального перераспределения материальных благ, за счет которых власть добивалась равенства в социальных отношениях.

Со временем появляется не только корпоративная, временная форма единения в виде помощи на основе распространения материальных благ на широкое сообщество, но и постоянная, в виде параситейнов — общественных столовых для нуждающихся.

Система праздников, пиры выступали своеобразной поддержкой сообщества индивидов, что определяло их индивидуальную сущность как коллективную, принадлежащую полису и миру. В этом был смысл коллективной модели помощи, престижной траты со стороны общества, а позднее и государства. Античное государство не ставило перед собой задачу выравнивания доходов, а видело смысл равенства в возможности совместного участия в проведении свободного времени, зрелищ.

Помощь как престижная трата постепенно меняет свое содержание, что не может не отразиться на технологиях поддержки, ее институтах и клиентах. Первоначально такая помощь формируется в институте домашнего рабства, позднее она будет переноситься на полисную систему, где станет считаться добродетелью. Но если во времена Гомера помощь нищим была престижной тратой, то в более поздние времена она таковой уже не являлась.

Об этом будет писать Аристотель в «Никомаховой этике»:

«Кто тратится на мелкое и заурядное, не называется великолепным, например “давший много нищим”, а тот называется так, кто достойно тратит в великих делах…»

Со временем меняются не только идеологема и технологии помощи со стороны гражданского общества, но само отношение к клиентам, потребителям такой поддержки.

Уже древние греки сталкиваются с тем, что помощь может иметь негативные последствия для общества, формировать социальное иждивенчество, желание существовать за счет активной деятельности других, например институт «паразитов» в Древней Греции и Античном Риме.

1.1.3. Конфессиональные духовно-когнитивные комплексы практик в рамках государства Христианская парадигма помощи вносит свои императивы осмысления поддержки человека. Христианские общины привнесли в греко-римский мир не только новые принципы жизнедеятельности: трансцендентный мир христианской религии изменил идеологемы и формы помощи;

институт диаконии, деятельную любовь, распространил дальше христианских общин; повлиял на поведение и социальные институты греко-римского мира.

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?

ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым»

(Евангелие от Луки, глава 6, стихи 32—35).

В табл. 1.3 показаны технологии помощи, которые, согласно исследованиям Адольфа Гарнака, нашли распространение в западной цивилизации.

Таблица 1.3 Христианские технологии помощи нуждающимся, распространившиеся в западной цивилизации Типология Содержание помощи помощи Поддержка 1.

Поддержка учащихся в общине.

2. Поддержка и содержание вдов и беспомощных женщин.

3. Поддержка сирот, лишенных семейного попечения.

4. Поддержка и лечение больных, нищих, нетрудоспособных.

5. Поддержка пленных, узников, заключенных в тюрьмах и на рудниках Попечение 1. Попечение о несчастных во время стихийных бедствий (пожар, наводнение, засуха, неурожай и т.д.).

2. Попечение о рабах Индиви- 1. Милостыня.

дуальная 2. Помощь в трудоустройстве.

помощь 3. Помощь странникам, пришедших из других мест Дальнейшее распространение христианства и организация конфессиональных институтов поддержки на новых началах повлияли на качественное содержание помощи.

Процесс помощи функционально расширяется, сохраняет дифференцированный и адресный характер в подходах

«пермские парламентарии ПеРмСкие ПаРламентаРии Раздел содержит сведения о депутатах Законодательного Собрания Пермской области трёх созывов, депутатах Законодательного Собрания Пермского края первого созыва. »

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Ответы на наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в обращениях граждан в Правительство Московской области В брошюре собраны ответы на актуальные вопросы. »

«ПРИЛОЖЕНИЕ2 ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ТСО В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее. »

«1д1 ‘“ Л,(

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА СОВЕТ МИНИСТРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 марта 2017 г. 3-23 Об утверждении Типовых учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей т. »

«ПРИГЛАШЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОФЕРТЫ № 123 1. Филиал "КЧХК" АО "ОХК "УРАЛХИМ" в городе Кирово-Чепецке приглашает потенциальных контрагентов рассмотреть возможность поставки запчастей для ГТТ-12 ц.53: № Колп/ Наименование Ед.изм во п 1 Обойма из 16 частей, черт.189.001.157 шт 1 2 Лопа. »

«ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2016, Вып. 2 УДК 53.01+530.145.1+537.112+539.1+51-71 В. М. Журавлев МАТЕРИЯ И ГЕОМЕТРИЯ. ОТО И ДАЛЕЕ. В работе рассматриваются некоторые аспекты эволюции взглядов на связь геометрии пространства и материи до и после создания ОТО. Рассматриваются некоторые общие проблемы ОТО, связанные с воз. »

«ООО "Диона – ин " нженерные системы" 117335 г. Москва ул. Гариб 5, а, бальди, 19А Тел./ф факс: + 7 (4 495) 719-90-32 Web: http://www.tac-xenta.r ru E-mail info@tac-x l: xenta.ru Автоматизация гос стинично ном ого мера 2х-трубно фанкойла ого на платформ обору ме удования Smart t. »

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.1.1. Выберите из приведённ. »

«ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 сентября 2004 г. N 02-18/06-6549 Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практи. »

«194156, г.Санкт-Петербург пр.Энгельса, д.34 Тел.(812)294-04-62, Тел./факс (812)294-32-30 e-mail: info@petromatic.ru www.petromatic.ru Автомоечный комплекс самообслуживания на основе оборудования WashTec. Мойка са. »

«РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ © Коллектив авторов, 2009 УДК 622.276.031:532.11.001.24 Методика построения карт изобар с использованием результатов гидродинамических исследований и промысловых данных на примере Верх-Тарс. »

«Смольный в разрезе 1 ноября 2012 Что собой представляет исполнительная власть Петербурга? Каковы ее структура и численный состав? Во сколько она обходится горожанам? Мы часто говорим о власти: мол, в Смольном решили т. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

net.knigi-x.ru

Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник в городе Санкт-Петербург

В нашем каталоге вы можете найти Фирсов М., Студенова Е. Технология социальной работы. Учебник по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить прочие предложения в категории Бизнес и экономика. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой город РФ, например: Санкт-Петербург, Оренбург, Барнаул.