Книжный каталог

С. В. Мятиящук Плата за жилье: механизм правового регулирования

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Монография посвящена анализу актуальных проблем, с которыми сталкиваются собственники помещений в многоквартирных домах. Исследуется механизм правового регулирования платы за жилье, а также дается обзор особенностей договоров о предоставлении коммунальных услуг. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов, необходимых для получения комплексного представления о правовых аспектах регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а именно: в каком размере и кем должна устанавливаться плата за квартиру и коммунальные услуги; в какой форме должны заключаться договоры; что необходимо учитывать при проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме; как произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги; с какими проблемами может столкнуться новый собственник квартиры. Книга предназначена для широкого круга читателей, желающих грамотно защищать свои права.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
С. В. Мятиящук Плата за жилье: механизм правового регулирования С. В. Мятиящук Плата за жилье: механизм правового регулирования 90 р. litres.ru В магазин >>
С. Ю. Чапчиков Механизм правового регулирования в сфере национальной безопасности России. Теоретико-методологические проблемы: монография С. Ю. Чапчиков Механизм правового регулирования в сфере национальной безопасности России. Теоретико-методологические проблемы: монография 90 р. litres.ru В магазин >>
Алексей Владимирович Константинов Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография Алексей Владимирович Константинов Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография 5.99 р. litres.ru В магазин >>
Александр Юрьевич Ильин Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля. Монография Александр Юрьевич Ильин Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля. Монография 199 р. litres.ru В магазин >>
А. М. Волков, А. С. Дугенец Административное право А. М. Волков, А. С. Дугенец Административное право 1020 р. ozon.ru В магазин >>
В. А. Морошкин, В. П. Буров Бизнес-планирование. Учебное пособие В. А. Морошкин, В. П. Буров Бизнес-планирование. Учебное пособие 990 р. ozon.ru В магазин >>
Ольга Борисовна Сиземова Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография Ольга Борисовна Сиземова Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография 299 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Светлана Мятиящук - Плата за жилье: механизм правового регулирования

Светлана Мятиящук - Плата за жилье: механизм правового регулирования

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Плата за жилье: механизм правового регулирования"

Описание и краткое содержание "Плата за жилье: механизм правового регулирования" читать бесплатно онлайн.

Светлана Владимировна Матиящук

Плата за жилье: механизм правового регулирования

Ориентация на рыночные модели организации жилищно-коммунального хозяйства в России изменила представления об экономической роли платы за жилье. Попытки проведения рыночных реформ повлияли и на способы регламентации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Если в недалеком прошлом можно было говорить о государственном регулировании платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то в настоящее время государственное регулирование направлено на создание системы гарантий для населения, в то время как конкретный размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, ее состав, условия и порядок ее внесения устанавливаются собственниками жилых помещений. И, как следствие, сегодня государственное регулирование платы за жилое помещение сочетается с коллективно-договорным.

Государство устанавливает основные принципы правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги, базовые гарантии для населения, а также регламентирует порядок предоставления как субсидий, так и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.

Основной принцип регулирования платы за жилье, закрепленный на государственном уровне, – собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им помещениям, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Суть данного принципа выражается в том, что:

во-первых, при установлении любого способа управления многоквартирным домом плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме должна зависеть только от размера жилого помещения, и совершенно не имеет никакого значения, на каком этаже находится квартира и сколько человек в ней проживает;

во-вторых, содержание общего имущества в многоквартирных домах возлагается на собственников квартир и нежилых помещений.

в-третьих, собственники помещений в многоквартирном доме свободны в определении размера платы за содержание общего имущества в таком доме и порядка ее уплаты.

Наряду с закреплением общего принципа правового регулирования платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме законодательство устанавливает ряд важных гарантий по оплате коммунальных услуг, которые остаются незыблемыми в ходе договорного регулирования отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг, к числу которых относятся: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газо-, теплоснабжение.

Первой и важнейшей такой гарантией является государственное регулирование цен на коммунальные услуги, которое выполняет прежде всего социальную функцию: защищает потребителей от неоправданно высоких цен на коммунальные услуги.

Однако на практике реализовать эти принципы и гарантии не так просто. Этому препятствуют экономические трудности переходного периода, а также недостаточно проработанная концепция построения новых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, на сегодняшний день у собственников помещений в многоквартирных домах возникают такие многочисленные вопросы, как: в каком размере и кем должна устанавливаться плата за квартиру и коммунальные услуги; в какой форме и с кем должны заключаться договоры; что необходимо учитывать при проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме; как произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги и т. п.

Анализу указанных и других проблем правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги посвящена настоящая работа.

Глава 1 Общие вопросы правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1.1. Понятие и структура платы за жилое помещение

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных со структурой платы за жилое помещение, необходимо вначале более подробно рассмотреть понятие самого жилого помещения. Согласно п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое отвечает одновременно трем требованиям, а именно:

является недвижимым имуществом;

пригодно для постоянного проживания;

По общему правилу жилые помещения должны использоваться по прямому назначению, т. е. только для проживания. В связи с этим закон разрешает в многоквартирных домах квартиры переводить в нежилые помещения для использования их для торговых, производственных, канцелярских и иных целей. Однако нежилых помещений в многоквартирном доме не должно быть слишком много, иначе дом превратится в нежилой. Наверное, с этой целью ст. 22 ЖК РФ введено ограничение в отношении перевода квартир в нежилое помещение.

Так, перевод жилого помещения в нежилое не допускается ^случаях если:

1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;

2) переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;

3) право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц;

4) переводимая квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми;

5) переводимое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.

Анализ нормативных правовых актов, принятых в последнее время и регулирующих жилищные отношения, позволяет констатировать наличие нового подхода законодателя к определению как размеров платы за жилое помещение, так и способов их установления. Связано это в первую очередь с реформированием жилищно-коммунального хозяйства и снижением значения государственной регламентации отношений в этой сфере. Государственное регулирование платы за жилое помещение начиная с 2005 г. в большей мере направлено на создание системы гарантий для населения, в то время как конкретный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, ее состав, условия и порядок ее внесения устанавливаются собственниками жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (т. е. лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и др.). При этом капитальный ремонт общего имущества проводится за счет собственника жилищного фонда. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (ст. 154 ЖК РФ).

Таким образом, структуру платы за жилое помещение можно представить как плату:

за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

за наем (для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения).

Для анализа составляющих структуры платы за жилое помещение прежде всего необходимо сориентироваться в перечне работ и услуг как по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, так и по управлению им.

Так, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491[1], позволяют выделить, по меньшей мере, следующие виды работ и услуг:

1) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Плата за жилье: механизм правового регулирования"

Книги похожие на "Плата за жилье: механизм правового регулирования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Все книги автора Светлана Мятиящук

Светлана Мятиящук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Мятиящук - Плата за жилье: механизм правового регулирования"

Отзывы читателей о книге "Плата за жилье: механизм правового регулирования", комментарии и мнения людей о произведении.

Вы можете направить вашу жалобу на или заполнить форму обратной связи.

Источник:

www.libfox.ru

Плата за жилье: механизм правового регулирования

Плата за жилье: механизм правового регулирования (С. В. Мятиящук, 2009)

Монография посвящена анализу актуальных проблем, с которыми сталкиваются собственники помещений в многоквартирных домах. Исследуется механизм правового регулирования платы за жилье, а также дается обзор особенностей договоров о предоставлении коммунальных услуг. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов, необходимых для получения комплексного представления о правовых аспектах регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а именно: в каком размере и кем должна устанавливаться плата за квартиру и коммунальные услуги; в какой форме должны заключаться договоры; что необходимо учитывать при проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме; как произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги; с какими проблемами может столкнуться новый собственник квартиры. Книга предназначена для широкого круга читателей, желающих грамотно защищать свои права.

Оглавление
  • Введение
  • Глава 1 Общие вопросы правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Плата за жилье: механизм правового регулирования (С. В. Мятиящук, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1 Общие вопросы правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1.1. Понятие и структура платы за жилое помещение

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных со структурой платы за жилое помещение, необходимо вначале более подробно рассмотреть понятие самого жилого помещения. Согласно п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое отвечает одновременно трем требованиям, а именно:

является недвижимым имуществом;

пригодно для постоянного проживания;

По общему правилу жилые помещения должны использоваться по прямому назначению, т. е. только для проживания. В связи с этим закон разрешает в многоквартирных домах квартиры переводить в нежилые помещения для использования их для торговых, производственных, канцелярских и иных целей. Однако нежилых помещений в многоквартирном доме не должно быть слишком много, иначе дом превратится в нежилой. Наверное, с этой целью ст. 22 ЖК РФ введено ограничение в отношении перевода квартир в нежилое помещение.

Так, перевод жилого помещения в нежилое не допускается ^случаях если:

1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;

2) переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;

3) право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц;

4) переводимая квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми;

5) переводимое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.

Анализ нормативных правовых актов, принятых в последнее время и регулирующих жилищные отношения, позволяет констатировать наличие нового подхода законодателя к определению как размеров платы за жилое помещение, так и способов их установления. Связано это в первую очередь с реформированием жилищно-коммунального хозяйства и снижением значения государственной регламентации отношений в этой сфере. Государственное регулирование платы за жилое помещение начиная с 2005 г. в большей мере направлено на создание системы гарантий для населения, в то время как конкретный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, ее состав, условия и порядок ее внесения устанавливаются собственниками жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (т. е. лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и др.). При этом капитальный ремонт общего имущества проводится за счет собственника жилищного фонда. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (ст. 154 ЖК РФ).

Таким образом, структуру платы за жилое помещение можно представить как плату:

за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

за наем (для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения).

Для анализа составляющих структуры платы за жилое помещение прежде всего необходимо сориентироваться в перечне работ и услуг как по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, так и по управлению им.

Так, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 [1] , позволяют выделить, по меньшей мере, следующие виды работ и услуг:

1) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;

2) выполнение мероприятий к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;

3) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (уборка внеквартирных мест общего пользования – подъездов, чердаков, подвалов, дератизация, дезинсекция) и придомовых территорий, в том числе по уходу за зелеными нас аждениями.

При этом необходимо учитывать, что расходы воды на уборку лестничных клеток, уборку мусоропроводов, а также расходы по электроэнергии для освещения мест общего пользования в многоквартирном доме, тепловой энергии на нужды отопления подъездов не учитываются в стоимости работ по содержанию жилья, так как в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, данные расходы учитываются в составе нормативов потребления коммунальных услуг;

4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

На практике нередки случаи, когда услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов необоснованно включают в число коммунальных. Вместе с тем п. 4 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что к коммунальным услугам не относятся услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, которые, в свою очередь, включаются в состав услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Так, в соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. При этом согласно п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в сфере очистки объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае если потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 % (в натуральном выражении) услуг этих организаций коммунального комплекса;

5) обслуживание лифтов;

6) текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Перечень работ по текущему ремонту общего имущества определяется в зависимости от видов текущего ремонта: непредвиденный или профилактический. В состав непредвиденного ремонта (неучтенного планом и требующего немедленного исполнения работ, отсрочка которых не может быть допущена без ущерба для сохранности и нормальной эксплуатации зданий) общего имущества включаются: работы, связанные с устранением аварийных ситуаций и их последствий; работы, выявляемые при общем (весеннем) осмотре и т. п.

В состав же профилактического текущего ремонта включаются систематически проводимые работы по предупреждению износа элементов зданий и поддержанию заданных эксплуатационных показателей (характеристик) здания;

7) капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Все указанные виды работ и услуг относятся к числу обязательных, но выделяют еще и дополнительные услуги по содержанию и текущему ремонту, примерный состав которых определен приложением № 3 к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» [2] .

К числу дополнительных услуг по содержанию и текущему ремонту можно отнести следующие:

1) Санитарные работы по содержанию помещений общего пользования:

подметание полов во всех помещениях в неделю общего пользования, кабинах лифта и их влажная уборка;

очистка и влажная уборка мусорных камер;

мытье и протирка закрывающих устройств мусоропровода;

протирка пыли с колпаков светильников, подоконников в помещениях общего пользования;

мытье и протирка дверей и окон в помещениях общего пользования;

подготовка зданий к праздникам;

очистка и помывка фасадов зданий;

2) Уборка земельного участка:

полив тротуаров и газонов;

стрижка газонов, подрезка деревьев и кустов;

очистка и ремонт детских и спортивных площадок;

3) устранение аварии и выполнение заявок населения;

4) уничтожение грызунов специальными средствами (дератизация);

5) уничтожение вредных насекомых специальными средствами (дезинсекция);

6) обслуживание сетей радиовещания;

7) обслуживание антенного хозяйства;

8) предоставление услуг телекоммуникаций;

9) устранение повреждений фундаментов;

10) устранение повреждений стен, в том числе в подвалах и чердаках;

11) восстановление креплений выступающих деталей фасада, включая лепные украшения;

12) ремонт несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров;

13) окраска металлической кровли;

14) замена окон в помещениях общего пользования (в подъезде, подвале и т. п.);

15) утепление дверей в помещениях общего пользования (в подъезде, подвале и т. п.).

Учитывая, что объем производства как обязательных, так и дополнительных работ и услуг зависит от эксплуатационных показателей и потребительских свойств дома (т. е. срока эксплуатации и степени физического износа, наличия того или иного вида внутридомового инженерного оборудования, этажности, материала стен и других особенностей), по каждому многоквартирному дому должен быть конкретный перечень работ и услуг с указанием периодичности работ и их стоимости.

Отсутствие четких указаний законодателя относительно второй составляющей платы за жилое помещение – услуги и работы по управлению многоквартирным домом – позволяет выделить лишь их примерный состав. К числу услуг и работ по управлению многоквартирным домом можно отнести следующие: планирование работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; планирование финансовых и технических ресурсов; осуществление систематического контроля над качеством услуг, работ подрядчиков и за исполнением договорных обязательств; оплата работ и услуг подрядчиков в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций за ненадлежащее качество работ и услуг; сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги; ведение технической документации на переданные в управление объекты; работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания; взыскание задолженности по оплате ЖКУ; выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения; выполнение функций, связанных с регистрацией граждан (ведение паспортной работы, взаимодействие с органами правопорядка и др.)

1.2. Размер платы за жилое помещение

Специалисты отмечают сложность решения на практике вопросов об определении размера платы как за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и за услуги по управлению многоквартирным домом. Объясняется это прежде всего тем, что собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно определяют размер платы за содержание общего имущества в таком доме и порядок ее уплаты коллективно-договорным способом, другими словами, свободно. Следовательно, можно установить и 10 рублей за 1 кв. м, и 100 рублей, и 1000 рублей и пр. А, как известно, свобода выбора порой чревата несправедливостью.

Одним из ориентиров при формировании платы как за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и за услуги по управлению многоквартирным домом может служить величина предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленного на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, в качестве предельной величины стоимости можно применять федеральный стандарт стоимости всех жилищно-коммунальных услуг, определенный постановлением Правительства РФ для субъектов Российской Федерации. Вместе с тем необходимо учитывать, что стоимость обслуживания лифтов определяется, как правило, на каждый лифт в зависимости от срока эксплуатации, типа лифта, этажности дома в соответствии с условиями договора со специализированными организациями. Стоимость же услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов рассчитывают исходя из объемов вывозимого мусора, определяемых по количеству и объему контейнеров, периодичности и других условий вывоза отходов, устанавливаемых специализированными организациями. В то же время согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [3] органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в сфере объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае если потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 % (в натуральном выражении) услуг этих организаций коммунального комплекса. Тариф на вывоз твердых и жидких бытовых отходов определяется для организаций коммунального комплекса в рублях на 1 куб. м, и, как следствие для расчета размера платы потребителей услуг организаций коммунального комплекса определяется норматив в кубических метрах на одного человека в месяц и соответственно устанавливается тариф в рублях на одного человека.

Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту определяется обычно ресурсным методом с применением элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы.

Что же касается порядка установления размера платы за жилое помещение, то он определяется собственниками на общем собрании и устанавливается на срок не менее чем один год. Если на общем собрании собственники приняли решение об оказании дополнительных работ и услуг (например, дезинсекции, дератизации и т. п.), то расходы на дополнительные работы и услуги должны быть сформированы отдельно. В свою очередь, органы местного самоуправления утверждают размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для муниципального жилищного фонда, а также за содержание и текущий ремонт для общежитий, находящихся в муниципальной собственности, в связи с дотационным режимом их содержания. Вместе с тем наниматели, проживающие в жилых многоквартирных домах, где на общем собрании собственниками установлен размер платы за содержание жилья и текущий ремонт жилых помещений, оплачивают данные работы и услуги в том же размере, что и собственники.

Размер же платы за жилое помещение устанавливается из расчета утвержденной на общем собрании годовой стоимости работ и услуг за 1 кв. м общей площади жилого помещения, а затем общая сумма затрат распределяется на 12 месяцев.

Хотелось бы обратить внимание на то, что размер платы за жилое помещение зависит только от размеров жилого помещения, т. е. чем больше площадь жилого помещения, тем выше размер платы за жилое помещение (п. 1 ст. 158 ЖК РФ). Следовательно, при решении вопроса о размере участия собственника жилого помещения в финансировании расходов, например на ремонт крыши или лифта, совершенно не имеет никакого значения, на каком этаже расположено жилое помещение и сколько человек в нем проживает.

Согласно ст. 153 ЖК РФ собственники квартир в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. При этом по общему правилу оплата производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, однако этот срок может быть изменен договором управления многоквартирным домом. Что же касается правовых последствий ненадлежащего исполнения обязанности по оплате жилья, то в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение взыскивается пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. А вот увеличение размера неустойки запрещено законом.

На практике очень часто возникают вопросы: с какого момента возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и кому вносятся эти платежи? В соответствии со ст. 153 ЖК РФ в зависимости от правового положения лица обязанность по внесению платы за жилье возникает:

1) у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

При покупке, мене, дарении квартир очень часто ошибочно с ее приобретателя плату за жилье начинают взимать с момента заключения договора или с момента фактического вселения в квартиру. Однако в силу ст. 223 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) право собственности на квартиру у ее приобретателя по общему правилу возникает с момента государственной регистрации. Таким образом, дата регистрации перехода права собственности, указанная в свидетельстве о праве собственности, и является тем моментом, с которого возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение.

И, наконец, если иное не установлено договором, плата за жилое помещение вносится той организации, которая осуществляет управление многоквартирным домом.

1.3. Изменение размера платы за жилое помещение

По общему правилу собственники квартир независимо от факта пользования жилым помещением оплачивают услуги по управлению многоквартирным домом, а также работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, если даже в квартире никто не проживает, все равно ее собственник обязан вносить плату за жилое помещение.

В то же время размер платы за жилое помещение может быть уменьшен в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения работ и (или) оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и услуг по управлению этим домом. Подчас собственники квартир не знают о своих правах и как эти права отстаивать.

В последнее время в правоприменительной практике приобрел определенную актуальность вопрос об изменении размера платы за жилое помещение в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением работ и (или) оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и услуг по управлению этим домом. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, позволяет констатировать наличие нового подхода законодателя к определению размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за услуги и работы по управлению им. Это связано прежде всего со значительным расширением прав и обязанностей собственников жилых помещений по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и, как следствие, снижением значения государственной регламентации отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Если ст. 44 Конституции СССР 1977 г. и ст. 1 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что право советских граждан на жилище обеспечивалось невысокой платой за квартиру, то с переходом к рыночной экономике и возрождением института частной собственности государственное регулирование платы за жилое помещение направлено на создание системы гарантий для населения, в то время как конкретный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и за управление им, ее состав, условия и порядок ее внесения устанавливаются собственниками жилых помещений.

При применении норм законодательства об изменении размера платы за жилое помещение в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением работ и (или) оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме на практике возникает ряд вопросов, в том числе об основаниях заявления такого требования, о выборе способа защиты, о предмете доказывания по таким судебным делам. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, что понимается под платой за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и по управлению им?

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе настоящей работы, Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую две составляющие: во-первых, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и, во-вторых, плату за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (т. е. лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и др.).

Что касается первой из названных составляющих, то анализ положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме позволяет выделить следующие виды работ и услуг, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме:

осмотр общего имущества и освещение помещений общего пользования;

обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования, а также уборку и санитарно-гигиеническую очистку этих помещений, включая земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

В свою очередь, отсутствие четкой правовой регламентации относительно второй составляющей платы за жилое помещение – услуги и работы по управлению многоквартирным домом – позволяет выделить лишь их примерный состав. К числу услуг и работ по управлению многоквартирным домом в самом общем виде относятся: сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги; ведение технической документации на переданные в управление объекты; работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания; взыскание задолженности по оплате ЖКУ; выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения; выполнение функций, связанных с регистрацией граждан (ведение паспортной работы, взаимодействие с органами правопорядка и др.) и т. п.

Для определения стоимости работ и услуг как по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, так и услуг по управлению многоквартирным домом составляется смета, которая утверждается собственниками жилых помещений на общем собрании и устанавливается на срок не менее чем один год. Если на общем собрании собственники приняли решение об оказании дополнительных работ и услуг (например, содержание вахтера, охраны, домофона и т. п.), то расходы на дополнительные работы и услуги должны быть сформированы отдельно.

Размер же платы за жилое помещение устанавливается из расчета утвержденной на общем собрании годовой стоимости работ и услуг за 1 кв. м общей площади жилого помещения, а затем общая сумма затрат распределяется на 12 месяцев. Таким образом, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и плата за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в этом доме определяются на год вперед, т. е. по сути они являются плановыми показателями. И, как следствие, по истечении данного года может возникнуть ситуация, при которой некоторые работы и услуги не были выполнены и оказаны либо выполнены или оказаны с нарушениями. В этом случае собственники квартир вправе обратиться к организации, осуществляющей управление многоквартирным домом (жилищному кооперативу, товариществу собственников жилья, управляющей организации и др.), с требованием об уменьшении размера платы за жилое помещение в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением работ и (или) оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и услуг по управлению этим домом. Это право закреплено п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

При наличии такого заявления, которое может быть сделано как устно, так и письменно, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в течение 5 дней обязана снизить размер платы за жилое помещение собственникам квартир. В противном случае они могут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. В предмет доказывания по таким категориям дел входят, во-первых, обстоятельства, свидетельствующие о том, что работы и услуги по содержанию и управлению общим имуществом в многоквартирном доме на дату рассмотрения исковых требований не произведены и не оказаны; и во-вторых, сметная стоимость этих невыполненных работ и неоказанных услуг. Сделанный вывод может быть наглядно проиллюстрирован примером из судебной практики.

Так, гражданин К., собственник квартиры, расположенной в многоквартирном доме (далее – Истец), обратился в суд с иском к жилищному кооперативу (далее – Ответчик) с требованием о перерасчете платежей по содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Истец, который не являлся членом жилищного кооператива, в обоснование своих требований ссылался на следующие обстоятельства. Согласно ст. 153–156,161 ЖК РФ Ответчик обязан был оказывать услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, в силу ст. 138 ЖК РФ, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением № 491) Ответчик обязан был заключить с собственником помещений, не являющимся членом жилищного кооператива, договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. При этом отсутствие такого договора не освобождало Истца от несения расходов по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В то же время несмотря на своевременную оплату Истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, Ответчик не производил работы по капитальному ремонту и не оказывал услуги по уборке подъезда. Предъявленные претензии Ответчик оставлял без рассмотрения в нарушение п. 10 ст. 156 ЖК РФ, п. 7 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Более того, при проведении работ по установке лифта размер расходов каждого собственника жилых помещений, проживающих в этом многоквартирном доме, был определен Ответчиком не в соответствии с требованиями ст. 158 ЖК РФ. Так, сумма расходов на установку лифта рассчитывалась следующим образом: несколько собственников квартир должны оплатить по 3 тыс. руб.; остальные должны оплатить по 6 тыс. руб. Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 15 8 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В свою очередь, Ответчик никаких доказательств суду не представил, неоднократные запросы суда на имя Ответчика остались без исполнения.

По мнению Истца, непредставление по запросу суда Ответчиком доказательств, подтверждающих расходование денежных средств на ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, свидетельствовало о том, что работы и услуги им не предоставлялись, поскольку бремя доказывания этих обстоятельств возлагалась на Ответчика в силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с тем что Ответчик к установленному судом сроку не представил доказательства тех обстоятельств, имеющих значение для дела, которые он обязан был доказать, суд рассмотрел дело по имеющимся в нем доказательствам. Поскольку собственники квартир не утверждали на общем собрании смету на работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то Истцу пришлось представлять косвенные доказательства о ценах, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные работы и услуги (стоимость услуг по уборке подъезда, стоимость работ по ремонту крыши и т. п.). При таких обстоятельствах суд удовлетворил исковые требования Истца, в том числе обязал Ответчика произвести перерасчет суммы за установку лифта, мотивируя тем, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество [4] .

Подводя итоги, можно отметить, что для определения стоимости работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме составление сметы обязательно.

1.4. Коммунальные услуги: виды, порядок уплаты, структура договорных связей

За последнее время возникло достаточно много споров, вытекающих из правоотношений, складывающихся между ресурсоснабжающими организациями и бытовыми потребителями, в частности касающихся порядка оплаты потребленных коммунальных услуг. При разрешении данных споров появилась необходимость в надлежащей квалификации соответствующих правоотношений, правильном определении структуры договорных связей, опосредующих отношения по предоставлению коммунальных услуг, а также требований, предъявляемых к заключению договора об оказании коммунальных услуг и исполнению вытекающих из него обязательств.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

отопление – поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

водоотведение – отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

газоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.

С переходом к рыночной экономике, упразднением непосредственного государственного управления жилищной сферой, казалось бы, должны были коренным образом измениться и нормы о снабжении коммунальными ресурсами бытовых потребителей. Однако большая часть норм воспроизводит уже известные ранее правила правового регулирования этих отношений, действовавшие в советский период. Так, на сегодняшний день основным источником, регулирующим отношения по теплоснабжению, является Гражданский кодекс РФ (§ 6 гл. 30), в который с некоторыми изменениями были перенесены положения, содержащиеся в утративших силу Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982 г. [5] В частности, структура договорных связей по теплоснабжению осталась той же, что была предусмотрена в этих Правилах. Однако будет заблуждением считать, что нормы, заимствованные из советского законодательства, полностью приемлемы для регламентации отношений в сфере снабжения потребителей тепловой энергией в существующих экономических условиях.

Анализ положений Жилищного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование договорных отношений в сфере снабжения теплоэнергией потребителей, проживающих в многоквартирном доме, дифференцируется в зависимости от того, кто осуществляет управление многоквартирным домом. Это прежде всего проявляется в особой структуре договорных связей, в особом субъектном составе договоров и в установлении особых прав и обязанностей их участников. Согласно ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом могут осуществлять:

во-первых, непосредственно собственники жилых помещений в многоквартирном доме;

во-вторых, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;

в-третьих, управляющая организация.

В зависимости от того, кто осуществляет управление многоквартирным домом, законодатель предусматривает два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению теплоэнергией потребителей, проживающих в таком доме.

Первый вариант – простая структура; имеет место и тогда, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом. В этом случае бытовые потребители заключают договоры теплоснабжения непосредственно с теплоснабжающей организацией. При этом объемы поставленной тепловой энергии определяются на границе балансовой принадлежности теплосетей теплоснабжающей организации (или их владельцу) и внутридомовых тепловых сетей. Следовательно, расчеты за потребленную тепловую энергию производятся непосредственно с теплоснабжающей организацией, а также все претензии, связанные с ненадлежащим исполнением или с неисполнением договора теплоснабжения, потребители вправе предъявить теплоснабжающей организации.

Сложная структура договорных связей возникает тогда, когда управление многоквартирным домом осуществляет товарищество собственников жилья либо управляющая организация, либо жилищный кооператив и т. п… Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не являются потребителями тепловой энергии, а выполняют своеобразные функции организатора договорных связей между теплоснабжающей организацией, владельцем тепловых сетей и бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирном доме. Одновременно товарищество собственников жилья (либо управляющая организация, жилищный кооператив и т. п.) при сложной структуре договорных связей является своего рода профессиональным защитником гражданина-потребителя, являющегося экономически слабой стороной в правоотношениях с участием как теплоснабжающей организации, так и владельца тепловых сетей.

Так, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана заключить с теплоснабжающей организацией договор энергоснабжения с целью обеспечения потребителей тепловой энергией для нужд горячего водоснабжения и отопления. При этом предложение о заключении договора снабжения тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирном доме, должно быть направлено надлежащей организации. Как уже не раз отмечалось, в соответствии со ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения может выступать лишь лицо, теплопотребляющая энергоустановка которого непосредственно присоединена к сети энергоснабжающей организации. Потребители энергии, которые не имеют в собственности (или на ином законном основании) теплопотребляющих энергоустановок, присоединенных непосредственно к сети энергоснабжающей организации, именуются субабонентами. Между абонентом и субабонентами с согласия энергоснабжающей организации заключается договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии. В случае если теплопотребляющая энергоустановка, расположенная в многоквартирном доме, непосредственно не присоединена к сетям теплоснабжающей организации, то договор энергоснабжения должен заключаться между энергоснабжающей организацией и абонентом, который с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, также обязан заключить договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами.

Таким образом, исходя из положений Гражданского кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам сложную структуру договорных связей по теплоснабжению потребителей, проживающих в многоквартирном доме, оформляют несколько договоров:

1) договор о предоставлении коммунальных ресурсов (договор теплоснабжения), сторонами которого выступают теплоснабжающая организация и лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги – теплоснабжения, включая потребления ее на общедомовые нужды (отопление межквартирных лестничных площадок, лестниц, иного общего имущества в многоквартирном доме и т. п.), а также для компенсации потерь теплоэнергии во внутридомовых теплосетях;

2) договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый между управляющей организацией (либо товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и др.) и бытовыми потребителями, которые и потребляют тепловую энергию.

При сложной структуре договорных связей расчеты за потребленную теплоэнергию производятся с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (т. е. управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и т. п.). Кроме того, претензии, связанные с ненадлежащим исполнением или с неисполнением обязательств по теплоснабжению, потребители вправе предъявить только организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, которая вправе потребовать от теплоснабжающей организации в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных потребителям по претензиям.

Нетрудно заметить, что такая структура договорных связей, заимствованная из советского права, порождает в экономических условиях, существующих сегодня, различные проблемы. Подтверждением этого могут служить такие вопросы, как: кто осуществляет – теплоснабжающая организация либо управляющая организация, товарищество собственников жилья и т. п. – предоставление коммунальных услуг; к какой группе обязательств относится договор о приобретении коммунальных ресурсов; кто должен нести гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по оплате потребленной энергии и многие другие. Их нерешенность приводит к серьезным осложнениям в правоприменительной практике.

На практике нередки случаи, когда теплоснабжающие организации и организации, осуществляющие управления многоквартирными жилыми домами, игнорируют предусмотренную законом структуру договорных связей. Ссылаясь на защиту от риска неплатежей за потребленную энергию, они выработали особую структуру договорных отношений в сфере снабжения теплоэнергией потребителей, проживающих в многоквартирном доме. Если тепловая энергия потребляется для удовлетворения общедомовых нужд, то используются легитимные договорные конструкции. Если же тепловая энергия потребляется для удовлетворения личных и бытовых нужд потребителей, проживающих в многоквартирном доме, то они обязаны заключить соответствующий договор с теплоснабжающей организацией вне зависимости от того, осуществляет ли управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и т. п.) управление этим домом или нет.

Вместе с тем нелегитимная структура договорных связей в сфере снабжения тепловой энергией потребителей, проживающих в многоквартирных домах, имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, риск неплатежей за потребленную энергию принимает на себя теплоснабжающая организация, что соответствует принципам гражданского права. А, с другой стороны, бытовой потребитель, являющийся экономически слабой стороной в правоотношениях с участием теплоснабжающей организацией и владельца тепловых сетей, лишается профессионального защитника.

Что же касается условий договора о снабжении тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирном доме, с участием организации, осуществляющей управлением им, то они обладают рядом особенностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление
  • Введение
  • Глава 1 Общие вопросы правового регулирования платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Плата за жилье: механизм правового регулирования (С. В. Мятиящук, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник:

kartaslov.ru

С. В. Мятиящук Плата за жилье: механизм правового регулирования в городе Новокузнецк

В данном интернет каталоге вы можете найти С. В. Мятиящук Плата за жилье: механизм правового регулирования по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в группе товаров Юридическая литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Новокузнецк, Уфа, Калининград.