Книжный каталог

Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Монография посвящена проблеме изучения и реализаци и педагогических основ самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений. Рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы самоисправления на основе самодетерминизма. Адресована научным сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, преподавателям, студентам и аспирантам высших учебных заведений, всем, интересующимся вопросами исправления осужденных. Может быть использована сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций в рамках повышения профессионального мастерства, а также в процессе организации воспитательной работы с осужденными.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений ISBN: 978-5-9902337-8-2 Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений ISBN: 978-5-9902337-8-2 250 р. litres.ru В магазин >>
Галина Строева Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных ISBN: 978-5-9902337-3-7 Галина Строева Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных ISBN: 978-5-9902337-3-7 300 р. litres.ru В магазин >>
Ольга Масалова Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью ISBN: 978-5-406-01030-3 Ольга Масалова Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью ISBN: 978-5-406-01030-3 270 р. litres.ru В магазин >>
О. Ю. Масалова Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие ISBN: 978-5-406-04669-2 О. Ю. Масалова Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие ISBN: 978-5-406-04669-2 359 р. ozon.ru В магазин >>
Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного 437 р. labirint.ru В магазин >>
В. А. Поникаров, Л. В. Павлова, Е. В. Сенатова Институт доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России. Монография ISBN: 978-5-392-22630-6 В. А. Поникаров, Л. В. Павлова, Е. В. Сенатова Институт доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России. Монография ISBN: 978-5-392-22630-6 229 р. ozon.ru В магазин >>
Психологические основы педагогического общения Психологические основы педагогического общения 291 р. labirint.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений - Галина Строева скачать бесплатно, читать о

Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений О книге "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Монография посвящена проблеме изучения и реализаци и педагогических основ самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений. Рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы самоисправления на основе самодетерминизма.

Адресована научным сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, преподавателям, студентам и аспирантам высших учебных заведений, всем, интересующимся вопросами исправления осужденных. Может быть использована сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций в рамках повышения профессионального мастерства, а также в процессе организации воспитательной работы с осужденными.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" Галина Строева бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник:

avidreaders.ru

Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений

Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений

1.2. Педагогические основы самоисправления

1.2.1. Закономерности и принципы самоисправления осужденных

В зависимости от ключевых характеристик личности осужденного определяются и области позитивных личностных изменений в процессе самоисправления: нравственность, просоциальная активность, когнитивная сфера.

Сутью повышения уровня нравственности является усвоение нравственных норм, целью – изменение направленности личности. Направленность личности – это «…совокупность устойчивых, относительно независимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности» [99, с. 162]. Основу направленности личности составляют нравственные ценности.

Область просоциальных действий осужденного должна расширяться с увеличением позитивного вклада в развитие других людей, групп, общества (усиление вектора направленности «от себя»).

Изменения когнитивной сферы предполагают как развитие интеллектуальных операций[17], так и повышение уровня функцио-нальной грамотности (в ряде случаев – преодоление элементарной неграмотности).

Для теории самоисправления осужденных представленные положения означают, что:

• самоисправление является образовательной деятельностью;

• самоисправление как образовательная деятельность может представлять собой трехуровневый процесс, в котором мы выделяем личностный, деятельностный и когнитивный уровни.

Уровни самоисправления осужденных и их взаимозависимость представлены на схеме 1.

Схема 1. Уровни самоисправления осужденных и их взаимозависимость

Разумеется, уровни самоисправления четко разграничены с научной целью, чтобы очертить сферы изменений, но в реальности они проявляются в единстве. Кроме того, их содержательное наполнение значительно шире[18].

Начало процесса детерминируется личностным уровнем (осужденный по каким-либо соображениям считает самоисправление полезным для себя). Но само самоисправление основывается на когнитивном уровне, который, с одной стороны, должен переходить в деятельностный (осужденный выполняет практические задания и осмысливает полученный опыт), с другой – содержание этого когнитивного уровня определяется целью деятельности (изучаются нравственные нормы, повышается уровень функциональной грамотности в области нравственности). В процессуальном аспекте когнитивный уровень представляет собой интеллектуально-этическое развитие (далее – ИЭР), что позволяет на самом деле изменить направленность личности осужденного (т. е. повлиять на личностный уровень). В целом усвоенные осужденным нравственные ценности дают возможность изменить направленность личности, расширяют личностные детерминанты, развивают позитивную причинность и субъектность.

Задачами деятельностного уровня самоисправления являются закрепление изученного учебного материала, выработка необходимых качеств, наращивание социальной состоятельности осужденного, а также повышение уровня чувства собственного достоинства. Расширение этого уровня вызывает изменения на личностном уровне: усвоенные и принятые нравственные нормы могут несколько повысить значимость самоисправления для осужденного и причины/мотивы его участия в процессе. И теперь уже на новой (более качественной) ступени личностный уровень детерминирует начало нового витка процесса самоисправления и т. д.

Таким образом, выделенные нами три уровня самоисправления взаимосвязаны.

На каждом из уровней самоисправления существуют показатели оценки хода процесса.

Личностный уровень самоисправления предполагает: признание исправляющимся лицом себя в большей мере причиной собственной жизни и поступков (в том числе причиной исправления); осознание себя в большей мере нравственной личностью; убежденность исправляющегося субъекта в целесообразности нравственного способа действий и повышение его чувства собственного достоинства. Названная группа показателей оценивается самим осужденным либо на основе собственного самочувствия, либо на основе анкеты (см. приложение 4).

Несмотря на то что нами выделяется структура субъективных факторов, основной упор в оценке успешности протекания самоисправления со стороны сотрудников ИУ, организующих этот процесс, и самих осужденных делается на объективные показатели, которые можно статистически точно измерить и сравнить с более ранними подобными.

Объективные показатели позволяют оценить результативность двух уровней самоисправления: когнитивного и деятельностного.

Когнитивный уровень оценивается на основе понимания концептов слов, используемых в обучении, принципов, методов и других педагогических основ самоисправления.

Деятельностный уровень отражен в трех показателях: количество нарушений режима содержания со стороны исправляющегося лица; количество выполненных им просоциальных заданий; количество социально полезных инициатив (во всех областях деятельности). Первый показатель – один из традиционных показателей в исправительной практике. В процессе самоисправления он должен снижаться (в идеале – стремиться к нулю). Второй и третий показатели учитываются сотрудниками ИУ при определении степени исправления осужденных, однако статистический учет просоциальных действий и инициатив в настоящее время не ведется. Следовательно, необходимо представить эти показатели в количественном исчислении[19]. Сутью изменений просоциальной активности исправляющегося субъекта должно быть развитие вектора действования «от себя», чтобы этот вектор, во-первых, выровнялся (по сравнению с вектором «к себе») и, во-вторых, увеличился.

Позитивная динамика и субъективных, и объективных показателей свидетельствует об успешности самоисправления.

В основе успешной реализации самоисправления на основе самодетерминизма находится система зависимостей и принципов самоисправления.

Зависимость – отношение одного явления к другому как следствия к причине [26, с. 282].

Принципы самоисправления – это руководящие идеи, исходные положения, научные утверждения, которые обусловлены особенностями и закономерностями процесса самоисправления взрослых осужденных и задают направление, определяют как содержание самого процесса и деятельности субъектов (осужденных, сотрудников исправительных учреждений, представителей государственных органов, неправительственных, правозащитных, религиозных и иных организаций и учреждений, частных лиц), так и средства, методы организации, реализации и повышения эффективности самоисправления.

В числе закономерностей самоисправления мы выделяем[20]:

• закон связи и взаимообусловленности явлений;

• обусловленность цели, задач и содержания процесса самоисправления осужденных социальным предназначением исправительных систем;

• целостность процесса самоисправления (с взаимозависимостью задач, содержания, методов и форм самоисправления);

• связь самоисправления с развитием личности, обучением, воспитанием, ресоциализацией;

• самоисправление в деятельности (с зависимостью самоисправления от характера и направленности деятельности осужденного и зависимостью результата самоисправления от уровня активности исправляющегося лица).

В качестве частнонаучных зависимостей выступают три группы зависимостей:

• зависимости, связанные с организацией самоисправления в местах лишения свободы и успешностью протекания процесса;

• зависимости, связанные с тремя уровнями самоисправления (личностным, деятельностным, когнитивным) и их взаимо-обусловленностью;

• зависимости, действующие на каждом из уровней самоисправления, с включением зависимостей, связанных с самодетерминацией процесса, для каждого из уровней самоисправления.

Зависимости, связанные с организацией самоисправления в местах лишения свободы и успешностью протекания процесса, следующие:

• зависимость успешности самоисправления от уровня компетентности, возможностей и желания сотрудников ИУ эффективно организовать процесс самоисправления и создать для этого необходимые условия (чем выше компетентность, возможности сотрудников ИУ в организации процесса самоисправления осужденных и их желание эффективно организовать процесс, тем выше может быть уровень организации самоисправления осужденных и эффективнее сам процесс);

• зависимость между гуманностью среды ИУ и успешностью самоисправления осужденных (чем выше уровень гуманности среды ИУ, тем успешнее может протекать процесс самоисправления на основе самодетерминизма);

• зависимость между гуманистичностью позиции участников процесса и возможностью создания гуманной среды исправительного учреждения (чем выше уровень гуманистичности позиции участников исправительного процесса, тем в большей мере они способны создать гуманную среду исправительного учреждения);

• зависимость между уровнем усвоения субъектами исправительного процесса гуманитарных знаний и гуманистичностью их позиции (чем глубже усвоение субъектами исправительного процесса гуманитарных знаний, тем в большей мере может сформироваться гуманистичность их позиции);

• зависимость успешности самоисправления от уровня отношений между субъектами исправительного процесса (чем более гуманными являются отношения между субъектами исправительного процесса, тем более успешно может протекать самоисправление);

• зависимость эффективности самоисправления от уровня зрелости воспитательных программ и их ресурсной обеспеченности (чем более методологически точно выстроены программы самоисправления[21], а сам процесс ресурсно обеспечен, тем более эффективным может быть самоисправление осужденных);

• зависимость результата самоисправления от соответствия педагогических подходов, содержания исправительных и образовательных материалов, мероприятий, программ, средств и методов самоисправления особенностям субъекта процесса (чем в большей мере педагогические подходы, содержание исправительных и образовательных материалов, мероприятий, средства и методы самоисправления учитывают особенности личности осужденного, тем более успешным может быть результат процесса);

• зависимость эффективности процесса самоисправления от активности всех субъектов исправительного процесса и однонаправленности их усилий (чем большую активность проявляют в процессе самоисправления субъекты исправительного процесса, чем более однонаправленными являются их усилия, тем более эффективным может быть процесс самоисправления);

• зависимость между пониманием и согласием субъектов с целью деятельности и однонаправленностью их усилий (чем в большей мере все субъекты исправительного процесса – как сами осужденные, так и те, кто им помогает организовать и реализовать самоисправление, – понимают цель деятельности и согласны с ней, тем в большей мере можно согласовать их усилия и направить действия к единой цели – выстроить однонаправленность усилий различных субъектов процесса).

Вышеприведенные зависимости самоисправления подчеркивают гуманитарно-образовательный характер рассматриваемого процесса.

Далее представлены зависимости, действующие в рамках всех уровней самоисправления, затем – каждого из уровней процесса самоисправления: личностного, деятельностного и когнитивного.

Зависимости, связанные с тремя уровнями самоисправления и их взаимообусловленностью:

• зависимость между изменением системы ценностей осужденного и направленностью личности, а также характером деятельности осужденного (чем в большей мере система ценностей осужденного приводится в соответствие с нравственными стандартами, тем в большей мере меняется направленность личности, что сказывается на характере деятельности субъекта);

• зависимость между характером деятельности осужденного и направленностью личности (чем в большей мере становится просоциальной активность осужденного, тем в большей мере укрепляется просоциальная направленность личности, т. е. с изменением характера деятельности изменяются социальное содержание личности, ее направленность);

• зависимость между интересами, потребностями, ценностями личности и направленностью социальной активности осужденного (с изменением интересов, потребностей, ценностей личности изменяется направленность социальной активности);

• зависимость между значимостью и осознанностью цели самоисправления, усваиваемых в ходе этого процесса данных и уровнем мотивации (чем более значимы и осознаны цель самоисправления и усваиваемые данные, тем в большей степени осужденный способен мотивировать себя к самоисправлению);

• зависимость между значимостью и осознанностью цели самоисправления, усваиваемых в ходе этого процесса данных и уровнем самоконтроля (чем в большей мере значимы и осознаны цель самоисправления и усваиваемые данные для каждого конкретного осужденного, тем в большей степени осужденный способен осуществлять самоконтроль в процессе самоисправления);

• зависимость между значимостью цели самоисправления, усваиваемых данных и интенсивностью процесса (чем выше значимость результатов самоисправления и усваиваемых данных для каждого конкретного осужденного, тем интенсивнее может быть тенденция достижения цели процесса);

• зависимость между осознанностью цели самоисправления, усваиваемых данных и успешностью самого процесса (чем в большей мере осознаны цель самоисправления и усваиваемые данные, тем успешнее может быть реализация процесса).

На каждом из уровней самоисправления действуют собственные зависимости.

Личностный уровень самоисправления:

• зависимость между соответствием внутренних устремлений осужденного и целью самоисправления (чем в большей мере согласованы цель самоисправления и внутренние устремления осужденного, тем выше может быть успешность процесса);

• зависимость эффективности самоисправления и исправительных мероприятий от того, насколько они имеют для осужденных личностный смысл и насколько сознательно и ответственно исправляющиеся лица их воспринимают, – ценностно-смысловая ориентация (чем выше осознание осужденным ценности самоисправления и мероприятий для собственной жизни, тем эффективнее может быть процесс самоисправления);

• зависимость между самодетерминизмом и ценностно-смысловой значимостью цели самоисправления и усваиваемых в ходе этого процесса данных для самого осужденного (чем выше осознание осужденным ценности самоисправления и усваиваемых данных для собственной жизни, а также их понимание, тем выше может быть уровень самодетерминизма).

Деятельностный уровень самоисправления:

• зависимость между свободой выбора цели деятельности и уровнем самодетерминизма (чем в большей мере осужденный свободен в выборе цели самоисправления, тем выше может быть степень его самодетерминизма в этом процессе);

• зависимость между достижением позитивных целей и чувством собственного достоинства (чем успешнее человек реа-лизует свои позитивные цели, тем более наполнено его чувство собственного достоинства);

• зависимость между уровнем чувства собственного достоинства и самоторможением/самоконтролем преступного поведения (чем выше чувство собственного достоинства, тем интенсивнее могут быть внутренние механизмы, сдерживаю-щие преступное поведение индивида);

• зависимость между уровнем чувства собственного достоинства и социальным характером активности индивида (чем выше чувство собственного достоинства индивида, тем более нравственным может быть способ его действий);

• зависимость между позитивными достижениями, нравственностью способа действия осужденного и его готовностью признать свою причинность (чем больше позитивных достижений и более нравственен способ действия осужденного, тем в большей мере он готов признать свою причинность и ответственность за произведенные последствия);

• зависимость между уровнем самодетерминизма и успешностью самоисправления (чем в большей мере самодетерминированным является процесс самоисправления, тем более успешно он протекает).

Когнитивный уровень самоисправления обусловливается связью теории и практики и включает (на основе выводов Л. Р. Хаббарда [96]):

• зависимость между пониманием нравственных категорий и способностью осужденного действовать в нравственном ключе (чем выше понимание осужденным нравственных категорий, тем в большей мере он способен к нравственному способу действий);

• зависимость между пониманием слов в определенной деятельности и активностью осужденного в данной области (чем в большей мере осужденный понимает слова просоциальной области деятельности, тем выше его способность действовать в этой области);

• зависимость между свободой выбора данных и уровнем их усвоения (чем в большей степени осужденный свободен в выборе данных, тем выше уровень усвоения этих данных);

• зависимость между свободой выбора данных и укреплением самодетерминизма (чем в большей мере осужденный свободен в выборе данных, тем выше может быть уровень его самодетерминизма).

В целом система зависимостей самоисправления взрослых осужденных на основе самодетерминизма этого процесса представляет собой совокупность обще– и частнонаучных зависимостей.

В наиболее обобщенном виде зависимости самоисправления взрослых осужденных в гуманитарно-образовательном контексте можно определить следующим образом:

Уровень самоисправления тем выше, чем более гуманной является среда исправительного учреждения, однонаправлены усилия су-бъектов исправительного процесса, выше значимость и осознанность цели самоисправления для самого исправляющегося субъекта, в большей степени самодетерминировано самоисправление, в большей мере осужденный проявляет активность в самоисправлении, выше уровень понимания и усвоения нравственных категорий и языка, выше уровень свободы выбора, выше успехи в просоциальной деятельности. Основным субъективным показателем успешности самоисправления выступает повышение чувства собственного достоинства исправляющегося лица.

Что касается принципов самоисправления, то в системе таких принципов мы выделяем общие, педагогические и специальные принципы.

К общим принципам самоисправления можно отнести: принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип культуросообразности, принцип свободосообразности, системный принцип, принцип толерантности, принцип доступности и универсальности. Эти принципы присутствуют и в международных рекомендациях, и в законах Российской Федерации, и в принципах пенитенциарной науки.

Принцип гуманизма предполагает не только гуманизацию условий и отношений между участниками процесса, но и ответственность осужденного за собственное исправление и его су-бъектность в этом процессе. Гуманизм обусловливает и равный доступ к исправительным возможностям, а гуманизация отноше-ний – усвоение участниками процесса гуманитарных знаний, в том числе общечеловеческих ценностей.

Принцип демократизма предусматривает привлечение к исправительному процессу ресурсов общества, создание в учреждениях условий, максимально приближенных к жизни на свободе, расширение социально позитивных контактов осужденного, собственную активность данного лица в исправительном процессе, необходимость взаимоуважения между участниками процесса.

Вследствие того, что ресурсы общества используются с целью повышения эффективности самоисправления, а кроме того, для реализации зависимостей, связанных с однонаправленностью усилий субъектов процесса, принцип демократизма в самоисправлении подкреплен:

• принципом целенаправленности процесса самоисправления (который предполагает предъявление цели самоисправления участникам процесса; осознание каждым его участником этой цели; повышение уровня согласия с целью; приведение средств, форм, методов работы в соответствие с целью; повышение значимости цели для осужденного в процессе самоисправления как условие повышения самодетерминации, устремленности и настойчивости в ее достижении, равно как возможностей для успеха на пути к ней; формирование однонаправленности усилий всех субъектов исправительного процесса);

• принципом единого коллектива (согласно которому все су-бъекты исправительного процесса должны являть собой единый коллектив, стремящийся к единой цели самоисправления осужденных);

• принципом сочетания педагогического руководства с ини-циативой и самодеятельностью осужденных (который, с одной стороны, выделяет управленческую позицию сотрудников ИУ, с другой – предполагает самодетерминизм самого исправляющегося лица);

• принципом функциональной ответственности субъектов (который предусматривает полноценное понимание и исполнение всеми участниками процесса своих должностных и социальных функций);

• принципом позитивных социальных перспектив (реализующимся через выстраивание осужденным цели жизни, плана ее достижения, который должен учитывать выработку необходимых для успешной просоциальной жизни навыков, а также восстановление и расширение просоциальных связей исправляющегося лица).

Принцип культуросообразности предписывает осуществление самоисправления в контексте культуры, общечеловеческих ценностей, а также учет наличных условий. Он определяет отношение между образованием и культурой как средой, воспитывающей личность, формирующей отношение к человеку как к свободной, целостной личности.

Принцип свободосообразности обусловливает, развитие «самости» каждого осужденного в условиях свободы выбора. Принцип нацеливает на проявление свободы воли осужденного, предписывает расширение причинности исправляющегося лица и максимальное сокращение внешнего давления при вынесении им решения начать собственное исправление, при выборе сферы и объема просоциальных действий.

Системный принцип заключается в максимальной реализации средств исправления, их согласованности и непрерывности, в последовательности и преемственности в организации процесса, а также в максимальном раскрытии личностного потенциала осужденных.

Принцип толерантности обусловливает терпимое профессиональное отношение ко всем осужденным вне зависимости от характера совершенного преступления, социального статуса, симпатий, антипатий и др., а также предписывает создание соответствующих среды ИУ и взаимоотношений между участниками процесса.

Принцип доступности и универсальности подчеркивает, что все осужденные должны иметь равные права и реальные возможности исправиться. Принцип предусматривает внедрение унифицированной, доступной в изложении, светской, основанной на общечеловеческих ценностях стандартной программы самоисправления.

Каждый из общих принципов самоисправления, если он реализован полноценно, связан с другими принципами и несет в себе их некоторые аспекты. Другими словами, общие принципы представляют собой определенную целостность.

Так, субъектная позиция самого осужденного проявляется и в принципе гуманизма (где в центре любого процесса находятся сам человек, его интересы, субъектность, ответственность), и в принципе демократизма (предполагающем социальную активность осужденного), и в принципе свободосообразности.

Взаимоуважение характерно и для демократизма, и для гуманизма. Необходимость построения самоисправления на основе общечеловеческих ценностей является одной из сторон гуманизма и универсальности. Доступность самоисправления для любого осужденного – одна из граней гуманизма и т. д.

Таким образом, общие принципы взаимосвязаны и представляют собой целостную систему. Отсутствие или неполная реализация одного из них сказывается на полноте других принципов, что ведет к снижению эффективности самоисправления.

К педагогическим принципам самоисправления мы относим следующие принципы: развивающего и воспитывающего характера обучения, ценностно-смысловой направленности обучения, приоритета самостоятельного обучения, практикоориентированности, компетентности, дифференциации и индивидуализации.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предписывает, что в процессе обучения у обучающихся должны не только происходить усвоение учебного материала, развитие познавательной сферы, но и расширяться культура личности, формироваться просоциальные навыки. Этот принцип предопределяет, что в самоисправлении в совокупности должны расширяться все три уровня (личностный, деятельностный, когнитивный).

Принцип ценностно-смысловой направленности обучения обусловливает, что цель самоисправления (и любых исправительных мероприятий) должна быть значимой для каждого осужденного; изучаемые категории должны быть поняты и усвоены. Другими словами, в самоисправлении необходимо обеспечить осужденных актуальным для них содержанием, создавать условия для овладения адекватными способами обработки и усвоения информации. Кроме того, каждый исправляющийся должен обрести смысл своего исправления.

Принцип приоритета самостоятельного обучения подчеркивает субъектность самого исправляющегося лица и определяет, что в процессе образовательной деятельности именно его собственная учебная активность – ведущий фактор.

Принцип практикоориентированности предусматривает отбор содержания программы самоисправления с целью возможного использования для будущей успешной законопослушной жизни на свободе; нацеленность построения учебных материалов на практическое применение изучаемых сведений.

Компетентностный принцип уточняет предыдущий и определяет, что в результате образовательного процесса должна выработаться определенная компетентность. Этот принцип обусловливает развитие целостного опыта взрослого в решении практических жизненных проблем.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает, что в самоисправлении каждый осужденный может получить помощь в зависимости от тех трудностей, с которыми он сталкивается.

К специальным принципам самоисправления мы относим следующие принципы: законности, исправимости, опоры в процессе самоисправления на положительные качества личности, сочетания требовательности с гуманным и справедливым отношением к осужденным, диалогизации, эстетизации среды ИУ, адекватного реагирования.

Принцип законности предусматривает безусловное исполнение закона всеми участниками исправительного процесса, обес-печение их прав, свобод, а также гарантии личной безопасности. На наш взгляд, принцип законности должен проявляться и в полноценной реализации всех средств исправления в процессе самоисправления.

Принцип исправимости подразумевает, что субъекты исправительного процесса должны верить в исправимость каждого осужденного, т. е. демонстрировать педагогический оптимизм.

Принцип опоры на положительные качества личности предполагает, что субъекты исправительного процесса способны выявлять положительные стороны любого осужденного и развивать их в процессе исправления, а не концентрироваться на подавлении негативных черт личности.

Принцип сочетания требовательности с гуманным и справедливым отношением к осужденным определяет усвоение субъектами исправительного процесса законодательно закрепленных требований и неукоснительное их соблюдение; понимание субъектами технологической стороны самоисправления и требуемого результата процесса; нацеленность всех субъектов на достижение результата и нетерпимость к его отсутствию; повышение гуманистичности и компетентности субъектов исправительного процесса.

Принцип диалогизации требует организовывать взаимодействие в системах: «сотрудник – осужденный/группа осужденных»; «волонтер – осужденный/группа осужденных»; «осужденный – осужденный/ группа осужденных» и др. на позициях равенства, уважения, сотрудничества, стремления к конструктивному общению (диалогу).

Принцип эстетизации среды ИУ (Э. В. Зауторова) детерминирует, с одной стороны, внесение эстетических элементов в окружающую действительность и отражает один из аспектов создания гуманной среды ИУ, с другой – включение осужденных в художественно-творческую деятельность. Последнее становится дополнительным островком свободы и самодетерминизма для этих лиц.

Принцип адекватного реагирования (С. А. Ветошкин) проявляется в том, что поощрения или наказания должны соответствовать совершенному осужденным деянию, а любое незаслуженно наложенное наказание или поощрение несет антивоспитательную нагрузку.

Итак, самоисправление взрослого осужденного должно быть самодетерминированным, личностно значимым и социально востребованным, иметь практическую направленность. Организаторы процесса должны быть способны создать условия, в которых осужденный может принять самоопределенное решение начать свое исправления и, не испытывая страха, претворить задуманное в реальной жизни, ощущая поддержку со стороны других субъектов исправительного процесса.

Источник:

velib.com

Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений в городе Екатеринбург

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Галина Строева Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений по доступной цене, сравнить цены, а также изучить прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой город России, например: Екатеринбург, Воронеж, Самара.