Книжный каталог

С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения аналитической работы. Раскрываются принципы аналитической работы, структура и содержание этапов аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и методы изучения аналитической информации. Предназначено, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой аналитической работы: преподавателям, аспирантам, руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и информационных отделов.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие 149 р. litres.ru В магазин >>
Пушкарев Ю., Пушкарева Е., Петров С. Социология безопасности. Учебное пособие Пушкарев Ю., Пушкарева Е., Петров С. Социология безопасности. Учебное пособие 573 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А. А. Ермолин, А. В. Иванов, М. Ю. Сафроненко Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. Учебное пособие А. А. Ермолин, А. В. Иванов, М. Ю. Сафроненко Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. Учебное пособие 529 р. ozon.ru В магазин >>
Донцов А., Зинченко Ю., Зотова О. и др. Психология безопасности. Учебное пособие для академического бакалавриата Донцов А., Зинченко Ю., Зотова О. и др. Психология безопасности. Учебное пособие для академического бакалавриата 737 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Родичев Ю. Нормативная база и стандарты в области информационной безопасности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения Родичев Ю. Нормативная база и стандарты в области информационной безопасности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения 1089 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Коллектив авторов Курсы дистанционного образования. Выпуск 06/2014. Аналитика безопасности Коллектив авторов Курсы дистанционного образования. Выпуск 06/2014. Аналитика безопасности 250 р. litres.ru В магазин >>
Бекетнова Ю., Крылов Г.. Ларионова С. Международные основы и стандарты информационной безопасности финансово-экономических систем. Учебное пособие Бекетнова Ю., Крылов Г.. Ларионова С. Международные основы и стандарты информационной безопасности финансово-экономических систем. Учебное пособие 568 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Аналитика безопасности

Аналитика безопасности. Учебное пособие О книге "Аналитика безопасности. Учебное пособие"

В учебном пособии рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения аналитической работы.

Раскрываются принципы аналитической работы, структура и содержание этапов аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и методы изучения аналитической информации.

Предназначено, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой аналитической работы: преподавателям, аспирантам, руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и информационных отделов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Аналитика безопасности. Учебное пособие" С. Ю. Махов бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник:

avidreaders.ru

Аналитика безопасности, учебное пособие, Махов С

Аналитика безопасности, учебное пособие, Махов С.Ю.

Аналитика безопасности, учебное пособие, Махов С.Ю.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий – «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Специфика аналитической работы и возможные «угрозы».

Рассматривая работу аналитика, как работу его сознания по оперированию информацией различного рода, особенное внимание следует обратить на особенности его сознания вообще и на особенности его психофизического состояния на момент анализа. От этих факторов напрямую зависят специфика восприятия информации и специализация внимания, значительно влияющие как на процесс анализа, так и на его результат.

В принципе, любое сознание «специализировано» под восприятие информации априори: мы все от рождения имеем некий «базис» – собственную ДНК, уже обладающую как сходными, так и отличительными свойствами от ДНК других людей и определяющую «врожденные» особенности типа восприятия, стиля мышления, характера реакций и т. д. Однако, по мере дальнейшего развития, «базисная» модель сознания претерпевает значительные изменения, да и вообще, надо сказать, является самой неустойчивой (постоянно меняющей как свое содержание, так и формы проявлений) системой в человеке.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:

nashol.com

Аналитика безопасности

Книга: Аналитика безопасности. Учебное пособие - Станислав Махов

Город издания: Орел

В учебном пособии рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения аналитической работы.

Раскрываются принципы аналитической работы, структура и содержание этапов аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и методы изучения аналитической информации.

Предназначено, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой аналитической работы: преподавателям, аспирантам, руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и информационных отделов.

После ознакомления Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Похожие книги Комментарии

2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах.

Уникальность должна быть от 85% и выше.

3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.

4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.

5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.

3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.

3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

Источник:

iknigi.net

Электронно-библиотечная система IPRbooks

С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие
  • .
  • 65 Экономика. Экономические науки
  • 65.2-4 Специальные и отраслевые экономики
  • 65.29 Экономика предприятия (фирмы)

Чтение online Аналитика безопасности Библиографическая запись Об издании Рекомендуем

Издательство: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ

Год издания: 2016

Издательство: Московский психолого-социальный университет

Автор: Максимов С.Н.

Год издания: 2013

Издательство: Московский психолого-социальный университет

Автор: Максимов С.Н.

Год издания: 2013

Издательство: Российская таможенная академия

Автор: Недосекова Е.С.

Год издания: 2013

Издательство: Российская таможенная академия

Автор: Агабалаев М.И.

Год издания: 2012

Автор: Босхамджиева Н.А.

Год издания: 2014

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: sale@iprmedia.ru, adm@iprmedia.ru

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Установка кнопки на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одной из кнопок ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

© ЭБС IPRbooks, ООО «Ай Пи Эр Медиа», электронное периодическое издание «www.iprbookshop.ru» 16+

Эл. №ФС77-43102 от 20.12.2010 / ISSN 2227-8397

Источник:

www.iprbookshop.ru

Читать бесплатно книгу Аналитика безопасности

Аналитика безопасности. Учебное пособие

Рекомендовано редакционно-издательским советом МАБИВ в качестве учебного пособия

кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроника, вычислительная техника и информационная безопасность» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Предпринимательство и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Современные методы управления предпринимательской деятельностью (менеджмент) ежедневно требуют новой информации о положении той или иной финансовой, деловой структуры на отечественном и международном рынке. Эти сведения (особенно, конфиденциальные) становятся товаром, который производится, помогая предпринимателю защитить свой бизнес от конкурентов, принять верное решение и выжить (до следующей схватки) в условиях жесткой конкуренции. Они же продаются и покупаются, вымогаются и похищаются для того, чтобы «раздавить» конкурента. Работу по обеспечению защиты и добыче информации в конкретных условиях рынка ведут различные как государственные, так и частные структуры: службы безопасности, детективные агентства, аналитические центры и т. д.

Аналитика в деле обе с печения без опасности предпринимательской деятельности все эффективнее внедряется в новое российское бытие. Аналитическая деятельность, когда-то бывшая уделом спецслужб, придворных политических обозревателей, ученых и т. д., активно встает на службу бизнесу, становится материальной движущей силой и защитой рыночной экономики. Элитарная сфера приложения человеческого интеллекта все больше привлекает к себе представителей бизнеса, различных структур безопасности.

Учитывая, что аналитическая деятельность по своей внутренней природе специфична, трудно говорить о практике её преподавания в обычном смысле слова. Многие специалисты сравнивают работу аналитика с творчеством ученого, исследователя, писателя, журналиста. Можно добавить, в ряде случаев – вместе взятых. Практика аналитической работы в безопасности бизнеса показывает, что аналитик должен: иметь развитый интеллект; обладать способностью к самосовершенствованию; знать специфику деятельности предприятия, учреждения, фирмы, банка; быть психологом; владеть писательским мастерством; работать (писать) в форс-мажорных обстоятельствах; и еще многое другое. . Естественно, все эти обстоятельства нужно учитывать при разработке учебной программы, наборе слушателей и студентов, желающих посвятить себя профессии аналитика. Одновременно следует заранее предполагать, что конечный продукт учебного процесса не всегда окажется будущим аналитиком.

В данной работе нет попыток, охватить все стороны практической аналитики, поскольку аналитика как предмет еще требует своего всестороннего осмысления. Мы только попытаемся приоткрыть дверь в этот заманчивый мир творческого анализа для начинающих аналитиков. Для людей, которые хотят постичь азы науки мышления, устно и письменно правильно и четко излагать свои мысли.

Аналитическое обеспечение безопасности бизнеса

Глава 1. Аспекты аналитического обеспечения безопасности
1. 1. Введение в аналитику

Сложность современной аналитической деятельности заключается в том, что система обеспечения безопасности нынешнего бизнес-процесса требует для своего анализа профильных специалистов-аналитиков: математиков, статистиков, социологов, психологов. Но только аналитики с широким экономическим, политическим, социальным, оперативным кругозором на основе информации, полученной от данных сотрудников, могут предоставить потребителю понятный ему окончательный аналитический документ, сделать выводы из аналитического материала, дать перспективное видение проблемы, спрогнозировать дальнейшее развитие событий и иметь варианты выхода из виртуального кризиса.

Учитывая, что аналитическая деятельность по своей внутренней природе специфична, трудно говорить о практике её преподавания в обычном смысле слова. Многие специалисты сравнивают работу аналитика с творчеством ученого, исследователя, писателя, журналиста. Можно добавить: в ряде случаев – вместе взятых.

Практика аналитической работы в СБ показывает, что аналитик должен:

– иметь развитый интеллект (от природы), – обладать способностью к самосовершенствованию (характер, практика),

– знать специфику деятельности предприятия, учреждения, фирмы, банка (учеба, практика),

– иметь представление об оперативной работе (учеба, практика),

– быть психологом (учеба, практика), – владеть писательским мастерством (талант, учеба, практика),

– работать (писать) в форс-мажорных обстоятельствах (характер, практика),

– и еще многое другое…

Интеллектуальные способности аналитика – это его «визитная карточка». Оригинальность и логика мышления, энциклопедические знания всегда были в цене. Интеллект (ум, рассудок, познание, разумение) – способность мышления, рационального познания, система умственных операций, индивидуальный стиль и стратегия решения проблем, врожденная и приобретенная на практике адаптация к разным жизненным ситуациям. Интеллектом наделен каждый человек. Не каждый стремится развить его. Развитие интеллекта – это тренировка внимания, памяти, мышления, психического состояния, воспитание трудолюбия, именно тех качеств, которые необходимы в повседневной работе сотрудников и аналитиков СБ. По мнению психологов, важнейшими признаками аналитического интеллекта являются:

– глубина – способность проникать в сущность событий и фактов, понимать их причины и закономерности, взаимосвязи и перспективы развития,

– критичность – объективная оценка фактов и явлений, стремление подвергать сомнению устоявшиеся взгляды, мнения, решения,

– гибкость – способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе противоположную собственной,

– широта ума – способность видеть взаимосвязи явлений, объемное видение проблем,

– быстрота – скорость решения задач, – оригинальность – способность находить неординарные решения, порождать новые идеи, отличные от общепринятых взглядов,

– пытливость – стремление доходить до самой глубинной сути событий,

– интуиция – способность предвидеть ход событий, после активного включения в работу всех признаков интеллекта.

Психологические качества аналитика СБ: – уверенность в том, что выбор профессии правильный (чувство собственной удовлетворенности помогает карьере),

– умеренный профессиональный снобизм обязателен, – усидчивость, педантичность (рутинная повседневная работа по ведению досье, пополнению банка данных, подшивок СМИ и т. д. часто надоедает, но является обязательным условием аналитического процесса),

– знание методов и способов концентрации мыслительного процесса в нужный момент (умение отключиться от всех проблем, сосредоточиться на внимательном изучении и анализе имеющейся информации, работа – прежде всего),

– умение отвлечься на время от исследуемой проблемы (важный момент, во время которого, отдохнувший мозг может «неожиданно» выдать интересные идеи),

– полет фантазии – (вопросы типа: «а что, если?» постоянно присутствуют в процессе написания аналитического документа, любые фантастические предположения обостряют чувство реальности),

– высокопарно – литературный дар, писательский талант (аналитик, обладающий писательским даром, ценится в СБ на вес золота),

– способность выработать свой стиль написания документа (приходит с годами, помогает руководителю СБ. учить молодежь на положительных примерах),

– умение менять стиль написания документа в зависимости от его содержания (политический портрет, экономический обзор, например, требуют разных стилей изложения),

– умение работать «в команде» (качество, необходимое при написании коллективных аналитических документов),

– способность профессионально отстаивать свою точку зрения (если руководство СБ сомневается в выводах, нужно уметь доказать правоту аналитических выводов и отстоять свою точку зрения на исследуемую проблему в определенных личными отношениями рамках, тогда уверенность, опыт и аналитические способности будут оценены по заслугам),

– объективная самокритика (но не самоунижение, понимание того факта, что ты – не есть истина в последней инстанции),

– здоровая (белая) профессиональная зависть (надежное качество, побуждающее к самосовершенствованию),

– стремление к постоянному самосовершенствованию (отход от узкой специализации, труд – прежде всего),

– способность ставить перед сотрудниками СБ задачи по сбору информации (в добро желательной манере, критика в их адрес – слабость аналитика), умение обучать сотрудников СБ и побуждать их к совершенствованию навыков подготовки аналитических материалов, чтобы добиться от сотрудников СБ такой проработки первичных документов, которая позволит аналитику экономить время и использовать его для обучения персонала СБ азам аналитической работы.

Практика показывает, что в частных структурах безопасности аналитическую работу в настоящее время ведут лица, имеющие прошлый опыт работы в государственных силовых ведомствах. У них еще есть (при заинтересованном подходе предпринимателей) срок подготовить себе профессиональную замену. Нужно правильно наладить работу внутри СБ: постоянный обмен опытом, профессиональную учебу, оказание помощи начинающим аналитикам и т. д.

Аналитик СБ должен хорошо ориентироваться:

– в вопросах внешней и внутренней политики,

– в проблемах рыночной экономики, финансов, маркетинга,

– в процессах финансового и других видах мошенничества,

– в окружающей криминальной и террористической среде,

– в поисковых системах Интернета,

– в местных и иностранных СМИ,

– в специальной тематической литературе,

– в грамматике и стилистике языка,

– в мире разнообразной справочной и словарной литературы,

– иметь представление обо всем, но досконально знать одну-две темы и во многом другом.

Аналитик СБ, как правило, должен владеть иностранным языком. В СБ, которые имеют зарубежные филиалы, это является обязательным условием для карьеры аналитика и т. д. Обязанности и права аналитика СБ.

– быть всегда в хорошей физической и интеллектуальной форме (заказ на написание документа обычно поступает неожиданно, его подготовка иногда затягивается на неопределенный срок – день, ночь, суббота, воскресенье и т. д.),

– быть всегда в курсе политики руководства (предвидеть проблемы, которые могут возникнуть у руководства и которые могут потребовать их срочного анализа),

– иметь под рукой определенный информационный задел для начала составления аналитического документа, до поступления заказанных конфиденциальных сведений,

– досконально знать пути поиска и сбора необходимой информации в Интернете,

– уметь видеть за частоколом фактов главную цель и логическим путем шаг за шагом идти к ней,

– вовремя заметить ошибочный путь и вернуться на правильную дорогу (свет в темной комнате),

– обладать интуицией (предвидением), она может заменить недостающие факты, и особенно важна при выводах,

– иметь в запасе и постоянно пополнять различные вставки – шаблоны (нужны при срочном написании документов),

– писать грамотно, понятно, по – возможности, кратко, – избегать внесения в аналитический документ, околонаучных терминов, высокого стиля, набивших оскомину словесных штампов и т. д.,

– подстраиваться под стиль письма и разумения руководства (это не подхалимство, а рабочий момент аналитики, помогающий избежать последующих ненужных согласований и недоразумений в понимании смысла подготовленного документа),

– не паниковать в форс-мажорных обстоятельствах – отсутствие уверенности может свести к нулю все усилия растерянного аналитика, поскольку его мозг будет занят мыслями о подготовке документа к указанному сроку и в противном случае о грядущем служебном наказании,

– объяснить руководству внятно, доходчиво и уверенно непонятые тому части подготовленного аналитического документа,

– при подаче аналитического документа на подпись иметь под рукой основные материалы, которые использовались при его подготовке,

– не спорить с руководством, если делать какие – то замечания по ходу неудовлетворительного для аналитика рассмотрения документа, то очень доказательно,

– светиться уверенностью в значимости представленного документа.

Аналитик не должен:

– писать заумно (показывать свою ученость), документы, написанные заумно, как правило, читаются с трудом, до главной мысли приходиться пробираться через чащу абсолютно ненужных и часто непонятных потребителю терминов,

– стремиться объять «необъятное» (у начинающего аналитика всегда под рукой «много важной информации», которую хотелось бы вставить в документ),

– растекаться мыслью по древу: в аналитике краткость – сестра таланта,

– вставлять в аналитический материал не проверенные, сомнительные факты без их собственного комментария,

– давать волю субъективным суждениям, не подтверждающимися объективными фактами,

– не быть категоричным в суждениях – освещение реальных событий и прогнозирование требуют гибкости в суждениях, поскольку природа вещей многогранна,

– делать выводы, не вытекающие из основного содержания аналитического документа, и на далекую перспективу,

– «обижаться» на внесенные руководством коррективы – оно обладает большим объемом информации, более широким видением проблемы в общей ситуации и реальном отрезке времени.

Аналитик имеет право:

– быть допущенным к основным конфиденциальным документам, в части его касающейся, и рассчитывать на помощь в подготовке дополнительных информационных материалов,

– при необходимости получать от руководства рекомендации по составлению аналитического документа, советоваться с руководством соответствующих отделов во время написания аналитического документа,

– свободно (в разумных пределах) распоряжаться своим рабочим графиком в рамках реального времени, отпущенного на написание аналитического документа.

Советы по работе с начинающими аналитиками:

– вспомните, как вы начинали свою работу,

– вспомните все то, что вы хотели получить и не получили от своего наставника,

– не повторяйте ошибок своих учителей, будьте вежливы и терпеливы с молодыми сотрудниками,

– не раздражайтесь и в состоянии раздражения не делайте за них их же работу,

– дайте понять, что в отделе все равны, и каждый обязан честно и качественно делать свою работу,

– хороший будущий сотрудник надоедает постоянными вопросами, если они по – делу, не горячитесь, и отвечайте на них спокойно,

– на первых порах совместно разбирайте написанное, не стесняясь, указывайте на ошибки,

– давая задание, обязательно проверьте его исполнение,

– будьте учителем, а не ментором, – остужайте молодые, талантливые, горячие головы, пресекайте бахвальство, шапкозакидательство,

– будьте скупы на похвалу, но за дело похвалите,

– не демонстрируйте молодым свою опытность, у них не было времени её приобрести.

1. 2. Специфика теоретического познания и его формы

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» – таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий – «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т. п.).

Говоря о важнейшем значении мышления для научного познания, М. Борн подчеркивал, что «человеческий ум может проникать в тайны природы с помощью мышления вследствие гармонии между законами мышления и законами природы». Отсутствие такой гармонии, расхождение законов мышления с законами бытия закрывает путь к истине, ведет к заблуждению.

Мышление человека – не природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т. п.). Исходя их древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум – (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания, на основе выдвижения новых – диалектических по своей сути – фундаментальных идей.

Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).

При использовании книги "Аналитика безопасности. Учебное пособие" автора Станислав Махов активная ссылка вида: читать книгу Аналитика безопасности. Учебное пособие обязательна.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

bookz.ru

С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие в городе Тольятти

В нашем интернет каталоге вы всегда сможете найти С. Ю. Махов Аналитика безопасности. Учебное пособие по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в группе товаров Техническая литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Тольятти, Набережные Челны, Новосибирск.