Книжный каталог

Отечественная история: учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Использованы архивные материалы, труды известных российских и зарубежных исследователей истории. Описаны как формационный, так и цивилизационный подходы к постижению исторического процесса, что в совокупности позволяет читателю составить объективное представление о прошлом России. Каждая глава содержит хрестоматийные материалы и инструментарий для работы с ними. В приложении даны тестовые задания. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных специальностей, а также читателей, интересующихся проблемами отечественной истории.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отечественная история в схемах и комментариях Отечественная история в схемах и комментариях 20 р. piter.com В магазин >>
Новокрещенов И. Отечественная война 1812 года Учебное пособие для учащихся 2-4 классов Новокрещенов И. Отечественная война 1812 года Учебное пособие для учащихся 2-4 классов 84 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Цукер А. Отечественная массовая музыка 1960-1990 гг Учебное пособие Цукер А. Отечественная массовая музыка 1960-1990 гг Учебное пособие 550 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Олег Девлетов Курс отечественной истории Олег Девлетов Курс отечественной истории 322 р. litres.ru В магазин >>
Анна Дмитриевна Барышева Отечественная история. Шпаргалка Анна Дмитриевна Барышева Отечественная история. Шпаргалка 59.9 р. litres.ru В магазин >>
Д. В. Ингерайнен Отечественная история Д. В. Ингерайнен Отечественная история 365 р. ozon.ru В магазин >>
Е. А. Назырова Практикум по отечественной истории. Учебное пособие Е. А. Назырова Практикум по отечественной истории. Учебное пособие 749 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Отечественная история

Отечественная история. Учебное пособие

Скачивание файла

Об историческом познании, знании, сознании.

Происхождение восточных славян.

Восточные славяне в vi-viii вв.

Образование и развитие древнерусского государства.

Образование единого русского государства.

Россия в xvii веке.

Xviii век в российской истории.

Основные тенденции развития России в xix веке.

Россия в начале xx века.

Социально-экономическое состояние общества в 20-30-е годы.

Великая отечественная война советского народа.

Внутренняя и внешняя политика советского государства в послевоенный период.

Советское общество во второй половине xx века.

Россия в современном мире.rn

Комментарии Смотрите также

Гурьев Е.П. Отечественная история с древнейших времен до наших дней

архитектурно-строительный университет, 228 стр.

Освещаются основные вехи исторического развития России от расселения восточных славян до наших дней. Пособие состоит из.

Кузьмина О.В. (ред) Отечественная история

В пособии раскрывается система организации учебного процесса по дисциплине «Отечественная история». Образовательная программа соответствует требованиям Государственного образовательного ста.

Коренев В.И. История России в схемах и таблицах

Орел: ОрелГТУ, 2007. - 63 с.

Хандорин В.Г. Отечественная история

Лебина Н.Б., Синова И.В., Кротова М.В., Андриайнен С.В. Отечественная история: Учебное пособие для студентов всех специальностей дневной и вечерней форм обучения

СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 188 с.

В учебном пособии в кратком изложении представлен курс «Отечественная история». Пособие снабжено рекомендациями и заданиями для студентов, которые следует использовать в ходе изучения дисциплины и подготовки к экзамену. В к.

Личман Б.В. История России

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во СВ-96, 2.

Никулин Р.Л. Проблемы истории экономического развития России. Часть 1. IX век - первая половина XIX века

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по истории экономического развития русских земель в IX веке – первой половине XIX века.

Предназначено для студентов 1–2 курсов, изучающих базовый курс «Отечественная история» и элективный курс «Истор.

Левин С.В., Платонова Т.В., Самсонов И.М. Отечественная история

Неверов В.Н. Отечественная история

Сергеев А.В. Отечественная история

Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Целью учебного курса «Отечественная история» является формирование у студентов системы знаний, закладывающих методологический фундамент историчес.

Источник:

www.studmed.ru

Отечественная история

Отечественная история. Учебное пособие (стр. 1 )

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники

Кафедра истории и социальной работы

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Зиновьева история. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования – 2003. – 170 стр.

Цель данного издания - помочь студентам в изучении дисциплины “Отечественная история” и подготовке к экзамену. Учебное пособие содержит обзор основных направлений социально-экономического развития, эволюции политического устройства и определяющих тенденций культурной жизни России с древнейших времен до конца ХХ века.

В основе изложения исторического материала лежит проблемно-хронологический принцип. Ему подчинена структура издания, состоящего из семи глав, охватывающих основные периоды российской истории. В разделах глав дается характеристика наиболее важных и актуальных проблем того или иного этапа развития страны. В пособии содержатся также словарь исторических и политических терминов и таблица основных дат российской истории.

Настоящее пособие рекомендуется для студентов первого курса, обучающихся с применением дистанционной образовательной технологии и всем, интересующимся Отечественной историей.

Ó Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2003

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ……………………………………………………………………….1.1 Восточные славяне в древности ……………………………………..

1.2 Возникновение Киевской Руси……………………………………….

1.3 Государственное устройство и общественные отношения в Киевской Руси……………………………………………………………..

1.4 Язычество и принятие христианства в Киевской Руси……………..

ТЕМА 2. РОССИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………………..

2.1 Политическая раздробленность русских княжеств…………………

2.2 Татаро – монгольское завоевание русских земель………………….

2.3 Возвышение Москвы и формирование русского государства……..

2.4 Россия в XVI в. Время Ивана IV……………………………………..

ТЕМА 3. СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО и КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVII вв……………………………………………………..

3.1 Причины Смутного времени……………………………………….

3.2 События Смутного времени………………………………………….

3.4 Социально – политическое развитие………………………………..

3.6 Русская культура XIV – XVII вв…………………………………….

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII веке………………………………………..

4.1 Эпоха реформ Петра I. Рождение империи…………………………

4.2 Дворцовые перевороты. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II……………………………………………………………….

4.3 Развитие российской культуры………………………………………

ТЕМА 5. РОССИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ИНДУСТИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ……………………………………………………..

5.3 Социальная структура российского общества……………………..

5.4 Общественно-политическая жизнь революции начала XX века …..

5.6 Развитие культуры, ”золотой” и “серебряный” века……………….

ТЕМА 6. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ….

6.1 Первые преобразования Советской власти. Гражданская война и НЭП………………………………………………………………………..

6.3 Политика ускоренного развития страны в 30-е годы………………

6.4 Актуальные вопросы Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.)………………………………………………………………………….

6.5 Послевоенный мир. СССР на этапе индустриального общества….

ТЕМА 7. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИИ………………………………………………………………………..

7.1 Курс на перестройку политики и экономики страны во второй половине 80-х годов………………………………………………………

7.2 Либеральная революция 1991 г. Распад СССР. Реформы и их итоги…………………………………………………………………………..

Словарь исторических и политических терминов……………………..

История как понятие относится к числу древнейших. В переводе с древнегреческого (“historia”) оно означает узнавание, расспрашивание и первоначально этот термин относился ко всем видам изучения окружающего мира. Представление о мире в древности основывалось на мифологическом сознании. Это первичное сознание человека, когда он ощущал себя частью природы и наделял ее, в свою очередь, человеческими чертами. Например, в мифах многих народов говорилось, что дыхание у человека от ветра, глаза – от солнца и т. п. Мифологическое сознание было господствующим до середины I тыс. до н. э. Развитие потребности общества в самопознании, в более глубоком понимании логики смены событий привело к становлению истории как науки. “Отцом истории” считается древнегреческий ученый Геродот. Он, в отличие от своих предшественников, которые, главным образом, описывали, регистрировали события и факты прошлого, поставил задачу – объяснить ход этих событий и рассказать о деяниях людей, чтобы эти деяния не были забыты потомками. Оценивая вклад Геродота и, проводя различие между историей и мифологией, Р. Коллингвуд в своей книге “Идея истории” (1946 г.) писал, что:

- история как наука начинается с постановки вопросов, в то время как создатель легенд рассказывает о том, что знает;

- история гуманистична, так как задает вопросы о сделанном людьми в определенные моменты прошлого;

- история рациональна, так как обосновывает ответы, обращаясь к документам, источникам и другим доказательствам;

- история служит самопознанию человека, так как, повествуя о прошлом, помогает ему понять самого себя.

Таким образом, уже в V веке до нашей эры, следуя этим принципам, Геродот заложил основы научного понимания исторического процесса. С тех пор и до сегодняшнего дня многие исследователи давали определение истории, ее предмету, связи истории и политики, истории и морали. Одни из них видели в истории только необъятную груду фактов, которую человек пытается расположить в хронологической последовательности. Другие исследователи сводили задачу истории к отделению действительных фактов от ложных, третьи усматривали главную проблему в преодолении субъективности в исторических трудах и т. п. В современном значении истории выделяются два подхода:

- история – это все то, что происходило в прошлом (факты, события);

- история – это рассказ о прошлом, объяснение событий и фактов.

Наиболее распространенным сегодня является определение истории как науки о закономерностях общественного развития, связанных с деятельностью людей во времени и пространстве. Таким образом, предметом истории является прошлое человеческого общества во всем многообразии его связей.

Важнейшими принципами истории являются объективность и историзм. Они требуют объективности и доказательности в обобщениях, а также рассмотрения фактов, явлений в связи с конкретно-исторической обстановкой, в связи с предшествующим опытом и в развитии.

История как наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:

· научно - познавательную, т. е. как любая другая наука стремится раскрыть непознанное, обнаружить новые факты, события, источники и т. п. и ввести их в научный оборот;

· воспитательную, то есть воспитывает патриотизм, любовь к родине как никакая другая наука; формирует нравственность, гуманизм, общечеловеческие моральные ценности;

· социального прогноза, так как без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Моделировать социальный прогноз очень сложно, поскольку на развитие общества оказывают влияние многообразные факторы. Поэтому прогноз является многовариантным;

· социальной памяти. История – есть социальный опыт человечества, который передается от поколения к поколению и включает в себя знания и оценку прошлого.

Историческая наука формирует в обществе историческое сознание. Историческое сознание – это осмысление людьми своего прошлого, отношение к прошлому, связанное с современными социальными и политическими течениями. Историческое сознание может быть индивидуальным и массовым. В массовом и индивидуальном историческом сознании научные знания могут переплетаться с мифологизированными представлениями. В историческом сознании различают три уровня:

- элементарное – непосредственная встреча с историей, т. е. знакомство с отдельными фактами, процессами по книгам, кино и т. д. Это сознание присуще каждому человеку;

- систематическое – представление об истории как информационно-хронологическом процессе;

- на уровне научного осмысления, анализа. Носителями этого знания являются ученые, исследователи.

Любое общество заинтересовано в формировании целостного исторического сознания, непротиворечивого взгляда на свое прошлое, свободного от мифов. Целостное историческое сознание выступает как фактор стабильности общества.

В переломные эпохи сторонники преобразований стремятся разрушить сложившиеся стереотипы массового исторического сознания, а консерваторы сосредоточивают усилия на защите устоев. В такие времена научные подходы соседствуют в массовом сознании с эмоциями, заблуждениями, и поэтому в эти периоды история играет особую роль. Она создает на основе научного осмысления реалистическую картину прошлого, настоящего, прогнозирует будущее.

Развиваясь как наука, выполняя многообразные функции, история опирается на источники. Источники – это информация, отражающая развитие человеческого общества и являющаяся основой для его научного познания. Источники имеют разное происхождение, характер и степень достоверности. Они разделяются на типы и виды по способам хранения информации и происхождению:

- вещественные – предметы материальной культуры прошлого;

- письменные – законодательные акты, летописи, документы делопроизводства, периодические издания, мемуары и т. д.;

- аудиоисточники: памятники устного народного творчества, предания, сказания, песни и пр., записи на магнитных пленках, виниловых дисках и т. д.;

- электронные - компьютерные базы данных это источники сравнительно позднего времени.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достоверную картину исторического процесса. Изучая прошлое, исследователи также создают различные теории, концепции, объясняющие ход развития человеческого общества. Первые концепции исторического познания сформировались в рамках религиозных воззрений.

В средние века господствующим был теологический подход. Смысл истории усматривался в последовательном движении человечества к богу, т. е. нравственном совершенствовании личности, преодолевшей свою зависимость от природы, ее стихийных сил. Христианство дало истории идею универсальности, единства человеческой истории, единых законов развития и идею хронологии (если есть начало и конец света, то должны быть и периоды). С началом нового времени религиозная интерпретация истории была подвергнута критическому переосмыслению. Выступив против религиозного догматизма, рационализм XVII – первой половины XVIII вв. исходил из идеи познания мира посредством разума, который выступает источником познания и критерием его истинности. Впервые с философских позиций к истории подошел Г. Гегель. Он рассматривал историю как логический процесс развития по спирали, от низших ступеней к высшим, в отличие от природы, где, как он считал, развитие идет по замкнутому циклу. В человеческой истории, считал Г. Гегель, если и происходят сходные события, но они не повторяются, ибо люди извлекают опыт и действуют иначе. Критерий развития человеческого общества он видел в степени человеческой свободы и нравственности. Его последователь К. Маркс создал модель универсального развития человеческого общества, взяв в качестве первоосновы экономический фактор. Сущность теории формаций заключалась в том, что в истории наблюдается смена способов производства, от первобытно-общинного к рабовладельческому, затем – феодальному и капиталистическому. Сама смена одного общества другим происходит в ходе классовой борьбы и революций. Это была цельная и стройная теория и блестящее достижение науки XIX в., но главными ее недостатками были: европоцентризм и неизбежная абсолютизация экономического фактора. Однако техногенный подход Маркса имел огромное значение в дальнейшей разработке концепции линейного поступательного развития человеческого общества. Сегодняшние последователи этого направления выделяют три основных периода человеческой истории:

Развитие традиционного (аграрного) общества началось с неолитической революции (IV – III тыс. до н. э.) – перехода от присваивающих форм хозяйства (собирательства) к производящим (скотоводству и земледелию). В таком обществе господствовало сельское хозяйство (производство продуктов питания), натуральное хозяйство, внеэкономическое принуждение к труду. Для таких обществ характерна сословная структура, религиозное сознание, преемственность обычаев и традиций. Статус человека определяет присвоение вещей.

Становление индустриального общества началось с развития промышленности, которая постепенно становилась господствующей сферой занятия населения, и промышленной революции. Промышленная революция означала переход от ручного труда к машинному (техническая сторона) и формирование основных классов индустриального общества: буржуазии и класса наемных работников - пролетариата (общественная сторона). Таким образом, складывается классовая структура общества, заменяя собой сословное деление. Кроме этого, на этапе индустриального общества возникает экономическое принуждение к труду, статус человека определяет присвоение отношений. Традиции и обычаи, тщательно хранимые в традиционном обществе, разрушаются, складывается рациональное сознание, возникает представительная демократия.

В целом, эта концепция в большей мере учитывает общие черты тех или иных обществ на сходных стадиях развития и неизбежно создает вертикаль, в которой есть передовые страны и отстающие от них.

В начале XX в. на фоне кризиса линейной интерпретации истории появилась новая теория, объясняющая развитие человеческого общества – теория локальных цивилизаций. Ее авторами были Н. Данилевский (Россия), А. Тойнби (Англия), О. Шпенглер (Германия). Сущность этой теории заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство различных локальных цивилизаций, каждая из которых в своем существовании проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты, войны и могут только ускорить гибель одной из них. Эта теория преодолевала европоцентризм и обосновывала самоценность каждой цивилизации. Каждый из авторов выделял определенные типы цивилизаций. Так, Н. Данилевский насчитывал их 13, А. Тойнби – 6, О. Шпенглер – 8.

Дальнейшее свое развитие эта теория получила сегодня в т. н. цивилизационном подходе, который активно разрабатывается в отечественной исторической науке. В частности, в работах (“Россия в мировом сообществе цивилизаций” и других) многообразие цивилизаций сводится к трем основным типам:

- непрогрессивные (народы которых живут в экстремальных условиях, по законам природного цикла и видят цель своего существования в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой);

- циклические (в которых стадия укрепления централизованной власти сменяется кризисом власти, ее упадком и социальной катастрофой, на этапе которой происходят реформы, изменения и далее – новый цикл развития);

- прогрессивные (общества, построенные на господстве частной собственности, товарном производстве, динамическом технико-экономическом развитии и демократических институтах).

Представляется, что цивилизационный (культурно-исторический) подход особенно продуктивен при рассмотрении истории традиционных обществ, в которых существовала слабая динамика хозяйственно-экономического развития, и было много элементов культурно-национальноного своеобразия.

Кроме этих концепций в исторической науке продолжает существовать множество разных школ, теорий, научных направлений. Авторы в своем изложении опираются на концепцию всемирно-исторического (линейного) развития истории, согласно которой человечество в своем развитии идет от традиционного (аграрного) общества к индустриальному и постиндустриальному. Применительно к российской истории динамика этих этапов была замедленной в сравнении с западными обществами, но совпадала в основных направлениях. Так, оставаясь долгие века аграрной страной, Россия под влиянием европейского опыта вступила на путь промышленной революции и индустриализации. На сегодняшнем этапе в ходе трудных, не во всем последовательных реформ, при росте социальной напряженности идет поиск своей модели постиндустриального развития.

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.

1.1 Восточные славяне в древности

Славяне принадлежат к третьей по численности (после народов романской и германской групп) группе народов, крупнейшей на земле индоевропейской языковой семьи.

Племена индоевропейской языковой семьи в V – IV тыс. до н. э. заселяли территории Центральной Азии, Балканский полуостров и Малую Азию. Выделение праславянских племен и формирование праславянского языка началось приблизительно в середине II тыс. до нашей эры или в середине I тыс. до нашей эры на территории от Верхнего Одера до Среднего Днепра. Во время Великого переселения народов (IV – VII вв. н. э.) славяне расселились по трем основным направлениям: на юг (Балканский полуостров), на восток и север (по Восточно-европейской равнине) и на запад – в Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы.

Результатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, западную и восточную. От западных славян произошли поляки, чехи, словаки; от южных – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы; от восточных – русские, украинцы, белорусы. Восточные славяне составляют самую крупную группу славянских народов.

В эпоху расселения у славян происходило разрушение родоплеменного строя и формирование племенных союзов. В древнейшей русской летописи “Повести временных лет” названо полтора десятка племен восточных славян. Так, по среднему течению Днепра жили поляне, к западу от них, в лесистой местности – древляне, к северу – северяне, к югу – уличи, к северо-востоку, по рекам Оке и Москве – вятичи, по западной Двине – полочане, в верховьях рек Волги, Оки и Двины – кривичи, вокруг озера Ильмень – ильменские словене, в верховьях Западного Буга – дулебы и волыняне.

К IX в. нашей эры восточные славяне занимали пространство от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге, от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на востоке. В целом, восточные славяне переживали период развития социальных отношений, в ходе которого с появлением частной собственности и имущественного неравенства выделялась местная знать, постепенно захватывавшая общинные земли.

Во главе племенных союзов восточных славян стояли князья. Они имели дружины, их окружала знать, выделившаяся еще в старом, родовом обществе, существовало и общеплеменное ополчение. Важнейшие вопросы жизни племени решались на народном собрании – вече. Практиковались походы дружинников за сбором дани – полюдье.

Основным занятием восточных славян в это время было земледелие, темп развития которого был неодинаковым на юге, в степной и лесостепной полосе и в лесах севера. На юге плужное землевладение имело уже вековые традиции. Находки железных частей плуга относятся здесь ко II - V вв. В лесостепной зоне к VIII –IX вв. существовавшая изначально переложная система земледелия, как предполагают исследователи, развилась в паровую двух – или трехпольную.

В лесной полосе только к концу I тыс. пашенное земледелие стало господствующей формой хозяйства. Древнейшей системой земледелия здесь была подсечная, позднее - лесной перелог. Археологические находки показывают, что основным пахотным орудием в этой зоне была соха. Пашенное земледелие, как плужное, так и сошное, требовало уже применения тягловой силы скота (лошадей, волов) и удобрения земли. Поэтому наряду с земледелием большую роль в хозяйстве славян играло скотоводство. Важными подсобными занятиями были рыболовство, охота, бортничество.

Повсеместный переход восточнославянских племен к пашенному земледелию не требовал усилий целых родов. Родовая организация постепенно отмирала. Освоение новых земель велось большими семьями, а с работой на старопахотных землях могла справиться и малая семья.

В VIII – X вв. в лесостепной полосе юга существовали славянские поселки, которые исследователи считают характерными для соседской общины. Располагались они обычно по берегам рек. Среди них были небольшие поселки по 20 – 30 домов (70 – 80 человек) и большие селения – иногда свыше 1 000 жителей. Славянские поселения того же времени в лесной зоне пока еще не исследованы. Предполагается, что это должны были быть тоже общинные поселки со срубными домами и хозяйственными постройками.

В VI – IX вв. на территории восточных славян возникли города – Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения. Проходивший с севера на юг по этой территории великий торговый путь “из варяг в греки”, связывавший Европу и Азию на протяжении несколько веков, сделался главным стержнем экономической, политической, а затем и культурной жизни восточных славян. Для города выбиралось стратегически важное место на пересечении речных путей. Основание Киева относят еще к VI в. Возможно даже с ладьи, челна или плота платили проезжую пошлину, чтобы миновать этот пункт, двигаясь в Византию. Широко известна легенда о Кие, Щеке и Хориве – братьях, основателях Киева. По одной из версий, Кий, в честь которого был назван город – один из первых князей в земле полян.

Города возникали как торговые центры, затем становились опорными крепостями, бравшими под свою защиту окрестное земледельческое население от внешней опасности, затем превращались в административные пункты. Так появилась первая политическая форма на Руси – городовые области или волости. Это городское деление не имело племенного происхождения и не совпадало с ним. Так, Киев включал в орбиту своего влияния всех полян и древлян, Новгород – ильменских словен и кривичей, Смоленск – часть кривичей и радимичей и т. д. Таким образом, племенное деление отступало на второй план в ходе хозяйственного и политического развития.

1.2 Возникновение Киевской Руси

В конце IX в. у восточных славян возникло мощное государственное объединение – Киевская Русь. В его основе лежало возникновение нового территориального деления, возрастание роли и значения князя и знати, становление налоговой системы (полюдья) и ряд других факторов. Среди них особую роль играло внешнее воздействие. Еще в начале IX в. важную роль во внешних взаимоотношениях со славянами стали играть Византия и Скандинавия.

Византия – Восточная Римская империя - была в средние века одним из самых богатых государств, в ее руках находились торговые пути из Азии в Европу. Владения Византии простирались на три материка: Европу, Азию, Африку. Здесь был самый высокий уровень развития ремесла и культуры. Из всех окружавших восточных славян государств Византия была самым развитым государством.

Скандинавы (викинги, норманны), предки современных норвежцев, шведов, датчан и исландцев были известны своими опустошительными набегами на европейские страны, которые они совершали с конца VIII до середины XI вв. Сильно изрезанная, береговая линия Скандинавии благоприятствовала мореплаванью, а климат, горы, густые леса не способствовали развитию земледелия. Поэтому свободные общинники предпочитали заниматься скотоводством, охотой, рыбной ловлей. Но эти занятия не давали благополучия всему населению. Голод, нужда, а также потребности развития торговли толкали норманнов к военным походам. Богатство знатных скандинавских семей измерялось не наличием земли, а количеством скота, оружия и рабов, число которых росло за счет пиратских набегов.

Политические процессы на Скандинавском полуострове не привели к появлению государственных образований, однако норманны принимали участие в создании государств на территории Франции, Англии, Сицилии. Обладая знанием морского судоходства, пользуясь отличным оружием, они своими грабежами наводили ужас на местное население и захватывали над ним власть. Так, в IX в. в Северной Франции один из последних Каролингов Карл IV Простоватый вынужден был уступить им территорию, и здесь было создано из норвежских поселений сильное княжество - герцогство Нормандия. Норманны-норвежцы смешались с местным населением, приняли христианство, усвоили французский язык и обычаи.

Со второй половины VIII до середины XI вв. продолжались датско-скандинавские набеги на Англию, большое число завоевателей при этом осело в северо-восточной части острова, и в 1066 г. Вильгельм Норманнский был провозглашен королем Англии.

В Сицилии норманны появились около 1000 г., и в 30 – 40-е гг. XI в. в южной части Апеннинского полуострова ими было создано королевство, покровителем которого считался римский папа.

Археологическими раскопками установлено, что в середине IX в. в районе современного Новгорода возникла княжеская резиденция, в которой жили скандинавы. По предположению ученых, возникновение этого центра связано с летописным сообщением о призвании князя Рюрика “из заморья” верхушкой славянских и угро-финских племен в 862 г. для управления, т. к. в их собственной среде начались усобицы и разногласия. Согласно “Повести временных лет”, древнейшему источнику по истории древнерусского государства, созданного монахом Киево - Печерского монастыря Нестором в начале XII в., Рюрик стал править в Новгороде, один его брат – Трувор в Изборске, другой - Синеус – в Белоозере.

Поляне, северяне, радимичи и вятичи находились в IX в. в зависимости от Хазарского каганата. Из “Повести временных лет” известно, что правившие в Киеве князья варяжского происхождения Аскольд и Дир освободили полян от хазарской зависимости, а в 882 г. князь Олег, воспитатель малолетнего сына Рюрика – Игоря, обманом захватил Киев. Объединение под единым управлением Киева и Новгорода считается началом возникновения Киевской Руси – первого государства восточных славян.

Опираясь на эти данные, в 30 – 60 гг. XVIII немецкими учеными И. Байером и Ф. Миллером была создана т. н. “норманнская теория” происхождения Древнерусского государства. В своих научных трудах они пытались доказать, что государство у славян было создано варягами. Крайним проявлением этой концепции было утверждение, что славяне находились на низкой стадии развития и не способны были создать государство и управлять им. Против этой теории резко выступил . С этого времени в исторической литературе идет борьба этих двух направлений. Сторонники норманистов настаивают на преимущественном значении внешнего фактора, варяжском происхождении термина “Русь” и преобладании скандинавов на торговом пути “из варяг в греки”. Антинорманисты, в свою очередь, обращают внимание на зрелость внутренних процессов у славянских племенных союзов (наличие крупных общественных разделений труда, имущественного неравенства, частной собственности и т. п.) и славянском происхождении термина “Русь”. Позиции сторон постепенно сближаются, хотя идет поиск и в том и в другом направлении.

Древнерусское государство было своеобразной федерацией княжеств, во главе которой стоял Великий князь Киевский. Русские княжества с самого начала своего существования и позднее включали как славянские, так и неславянские племенные группы. Так, в Новгородское княжество вошли славянские племена - ильменские словене и часть кривичей, а также угро-финнские – чудь, водь, ижора и др. В Полоцком княжестве жили славяне – кривичи, дреговичи и литовцы – ятвяги и голядь. Под властью киевских князей были не только поляне и древляне, но и ятвяги. Население Рязанского княжества составляли не только вятичи и кривичи, но и южные группы угро-финнов - мордва, мурома, мещера и другие. Вне сплошной территории Древнерусского государства находились принадлежавшие Киевской Руси Тьмутараканское княжество (на Таманском и Керченском полуостровах) и Белая Вежа, в среднем течении Дона. В дальнейшем племенные связи постепенно перерастали в территориальные.

Царьградские походы киевских князей в IX – X вв. укрепили русско-византийские отношения и в целом – международное положение государства. Соседями Киевской Руси были: на востоке – созданная тюрко-язычными болгарами Волжская Булгария, на юго-востоке – Тюркский каганат, на юго-западе – Болгарское царство, на западе – Венгрия и Польша. Хазарский каганат пал в середине XI в., разгромленный киевским князем Святославом. В середине XI в. место печенегов на юге заняли нахлынувшие из Азии кочевники – кипчаки (половцы), которые надолго отрезали русских от Черного моря. На северо-западе Русской равнины волна восточнославянского расселения достигла среднего течения Западной Двины и западного берега Чудского озера. Новгородцы в XI – XIII вв. вышли к побережью Белого моря, продвинулись до Кольского полуострова и бассейна Печоры.

1.3 Государственное устройство и общественные отношения в Киевской Руси

Конец X – начало XI вв. явились периодом расцвета Древнерусского государства, бурного развития городов, по числу которых Русь превосходила все страны восточной и северной Европы. К концу X в. складывается структура единого государства, состоявшего из крупных территориальных единиц – волостей, управлявшихся наместниками Великого князя Киевского.

При Владимире завершается территориальное объединение восточных славян, окончательно ликвидируется власть племенной знати. На престолы в городах были посажены сыновья Владимира.

Все князья в отношении друг к другу были равны и подчинялись Великому князю Киевскому. В обязанности князей входило поддержание внешней безопасности территории, административная и судебная власть. Власть князей ограничивалась вече, собранием свободных граждан, сохранившемся еще со времен родового общества. Только с согласия вече князь мог собрать ополчение для организации военных походов.

В Киевской Руси, как и в других государствах средневековья, складывалось раннефеодальное общество. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчине). Но в отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. В IX в. появляется система эксплуатации лично свободного населения со стороны князей и дружинников князя путем взимания дани – “полюдья”. В X в. возникает вотчинное владение князей, а в XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати и церкви. Князья имели постоянную военную дружину, которая жила при княжеском дворе, участвовала в военных походах и сборе дани. Со временем дружина стала распадаться на старшую и младшую. Бояре (старшие дружинники) уже не жили при дворе, а получали в награду за службу земельные пожалования – вотчины и становились землевладельцами. Их двор копировал двор князя. Археологические данные, обнаруженные в курганах IX – X вв., убедительно свидетельствуют о наличии возле крупных городов таких вотчин. Наделенные землей дружинники постепенно становились вассалами князя. Они могли переходить от одного князя к другому, что не считалось изменой. Только на княжеской службе можно было сделаться боярином, то есть вступить в ряды тогдашней аристократии. Соглашение о службе сопровождалось целым рядом условностей. Бояре, занимавшие административные должности, получали жалованье и кормления. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет – освобождение от платежа дани и от подсудности княжескому суду.

Крестьяне жили общинами на государственных землях, платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от князя. На вотчинных землях крестьянские общины попадали в зависимость от бояр в уплате налогов и в области судопроизводства. Представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора налогов. В XII – первой половине XIII вв. вотчинное землевладение росло, но и в этот период его роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами оставалась второстепенной. Большинство крестьян продолжали быть поземельно зависимыми только от государственной власти и эксплуатировались путем взимания дани и иных государственных податей.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей стали различать горожан и сельское население. Горожане делились на “лучших”, то есть зажиточных, и “черных”, т. е. бедных. По занятиям своим они разделялись на купцов и промышленников. Сельское население было представлено людинами (свободными крестьянами), смердами (имевшими свое хозяйство, но ограниченными в правах наследства). Впоследствии смердами стали называть всех феодально-зависимых крестьян. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался свободным человеком и назывался “закупом”. Закуп мог снова стать свободным, если рассчитывался со своим хозяином. Мелкие административные служащие у князя назывались рядовичами. Наиболее бесправной группой населения были рабы, которые именовались “челядью”, “кощеями” (рабы-пленники). Люди, ставшие рабами по другой причине (самопродажа в рабство, женитьба на рабе или рабыне), назывались холопами.

Обзоры сервисов Pandia.ru

или перечень материалов по данному курсу

  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 1 - пояснительная записка, тематический план учебной работы, список литературы по всему курсу, содержание и список литературы к теме 1

Проекты по теме:

Домашний очаг Справочная информация Общество Образование и наука Бизнес и финансы Досуг Технологии Инфраструктура Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник:

pandia.ru

Отечественная история: учебное пособие в городе Астрахань

В этом каталоге вы имеете возможность найти Отечественная история: учебное пособие по доступной цене, сравнить цены, а также изучить другие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт РФ, например: Астрахань, Владивосток, Новосибирск.