Книжный каталог

Культурно-историческая антропология

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Предлагаемая книга посвящена разработке нового понимания научного гуманитарного опыта и основывающегося на этом понимании альтернативного объективистскому антропоцентричного подхода к исследованию культуры. Проведенный в рамках этого подхода анализ этнографических материалов традиционных обществ, с одной стороны, и древнеиндийских текстов ведийского и поздневедийского периодов - с другой, позволил выявить два типа культур, симпрактических и теоретических, кардинально различающихся между собой как по способу трансляции информации, так и по работе сознания ее носителей. Разведя предварительно культуры по двум эти типам, автор встраивает их затем в единую историческую перспективу. Согласно выдвинутой в работе гипотезе, можно говорить об общем векторе развития - от культуры первого типа к культуре второго, причем решающие сдвиги, предопределившие становление отдельных цивилизаций в их каждый раз конкретной содержательной определенности, следует, по всей видимости, отнести к эпохе древности.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Елисеев О. Культурно-историческая антропология. Учебник Елисеев О. Культурно-историческая антропология. Учебник 1447 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Елисеев О. П. Культурно-историческая антропология. Учебник для бакалавриата и магистратуры Елисеев О. П. Культурно-историческая антропология. Учебник для бакалавриата и магистратуры 1549 р. ozon.ru В магазин >>
Олег Павлович Елисеев Культурно-историческая антропология 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры Олег Павлович Елисеев Культурно-историческая антропология 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры 969 р. litres.ru В магазин >>
Алексеев В. Избранное. В пяти томах. Том 3. Историческая антропология и экология человека Алексеев В. Избранное. В пяти томах. Том 3. Историческая антропология и экология человека 914 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Людмила Щенникова Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен Людмила Щенникова Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен 499 р. ozon.ru В магазин >>
Константин Бандуровский Лекция №28 «Символическая антропология Виктора Тёрнера» Константин Бандуровский Лекция №28 «Символическая антропология Виктора Тёрнера» 99 р. litres.ru В магазин >>
Майкл Коул Культурно-историческая психология – наука будущего Майкл Коул Культурно-историческая психология – наука будущего 300 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ

Всю важность содержания этой книги и ее актуаль­ность подтвердили события на Украине после выборов ее президента в ноябре 2004 года, когда США и Европа сбро­сив свои маски открыто явили доверчивым славянам и на­родам России свой звериный оскал. На Украине схлестну­лись две мощнейшие группировки евреев, с одной стороны это ортодоксальная светская группировка, которая участ­вовала при помощи США и Европы в разрушении СССР и разграблении всех богатств и собственности на постсовет­ском пространстве. Другая - представляет последователей Хабада, можно взявших за горло и Америку и Европу, а сей­час активно ведет войну с первой группировкой за передел собственности на территории бывшего СССР. Все эти хо­дорковские, березовские и пр. принадлежат к первой груп­пировке, а абрамовичи, леваевы и прочие фридманы пере­метнулись на сторону Хабада. Но это в России. На Украи­не же есть своиходорковские и абрамовичи. Читайте книги харьковского раввина Э.Ходоса, много узнаете об этом.

Маргинал В.Ющенко и воровка-аферистка Ю.Тимошен­ко, имея за спиной мировых заговорщиков из США и Евро­пы, пошли ва-банк на совершение государственного пере­ворота, чего собственно и не скрывали, заявив еще до выбо­ров, что если победит не В.Ющенко, то они не признают выборы. Эту же фашистскую позицию озвучили и в США а потом и в Европе. Никакой Демократии в сегодняшнем мире не существует, все решает принцип силы и наглости. Раскол, который произошел между промышленной Украи­ной и западными областями-нахлебниками, тлел уже давно и идет сегодня там по сценариям описанным мной еще в 1997 году в книге «Крушение Америки».

Власть до сих пор не понимает, что если врагу не связать руки собственными проблемами, то эти проблемы они бу­дут создавать для нас. Пока у США и Европы не будет го­реть их дом, они будут стремиться разрушить Россию, Бе­лоруссию и Украину. А чтобы противодействовать таким смертельным угрозам нужны профессионалы. Но власти дилетантов и предателей профессионалы не нужны, ибо эта власть подконтрольна и управляема силами считающими Россию своей колонией.

Национальная безопасность и геополитика России

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии

ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 109044, Москва, Крутицкий вал 18

Подписано в печать 6.12.2004 г. Формат 84x108/32 Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 26,88 Тираж 4000 экз. Заказ № 4917.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ

Антропология — способ мысли, в котором правомерные границы познания вообще (а значит, и всякого эмпирического знания) являются одновременно конкретными формами существования. М.Фуко.Слова и вещи

антропология — «учение о человеке» (от антропос — древне-греч. «человек», логос — древнегреч. «слово»>. Это одна из самых сложных областей знания. Сложен сам человек, многообразны че­ловеческие сообщества. Поле антропологии представляет собой си­стему нолуавтономных дисциплин, у которых общий предмет: чело­век.Есть физическая антропология, социальная (культурная) антро­пология, историческая антропология, философская антропология. Недавно появились медицинская антропология, политическая антро­пология и другие разновидности данной области знания. Каждая из этих областей имеет свою специфику. Однако все они в конечном счете отвечают на один вопрос: каковы место и роль человека в ми­ре природы и культуры?

1. АНТРОПОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХДИСЦИПЛИН

|| нтропология как система специальных научных дисциплин сложилась в XIX в. Она институционализировалась в условиях господства идеи прогрессивного и закономерного развития об­щества из докультурного состояния, когда человек ничем не от­личался от животных. «Происхождение видов» Ч.Дарвина — ключевой текст той эпохи. Первой возникла физическая антро­пология, которая занималась условиями становления Homo sapi­ens. Эта область антропологического знания существует и в на­ше время.

Сегодня на вопрос: «Кто такой антрополог?» — скорее всего от-

ветят так: антрополог — ученый, который ездит в экспедиции к да­леким племенам и изучает их жизнь.

Слово антропология нынче связано в первую очередь с той обла­стью знания, которая занимается обществами, не похожими на те, в которых живем мы сами. Имеются в виду так называемые «боль­шие» общества: национальные государства, городские общества с развитыми институциональными системами и писаными законами. Антропологи изучали и до сих пор продолжают изучать примеры не­зависимой социальной организации людей, например, жизнь племен, принадлежащих дописьменным культурам. В отечественной тради­ции со словом «антропология» ассоциируется имя М.Миклухо-Мак­лая.

Антропологический интерес никогда не носил чисто умозри­тельного характера. Его импульс — шок от столкновения с иным, не похожим на привычное. К.Леви-Строс пишет в замеча­тельной книге «Печальные тропики» о шоке столкновения двух цивилизаций. В XVI в. европейские путешественники, достигнув берегов Америки, обнаружили, что в открытом ими мире тоже живут люди. Эти люди не были похожи на европейцев. Европей­цы и индейцы изучали друг друга: «В ходе настоящего психосо­циологического исследования, выполненного но самым совре­менным требованиям, колонистам предлагали вопросник с целью выяснить, способны ли индейцы жить собственными трудами, подобно крестьянам Кастилии». Все ответы были отрицательны­ми: «В крайнем случае, может быть, их внуки. К тому же индей­цы столь порочны, что и это сомнительно». Доказательства? «Они избегают испанцев, отказываются работать без вознаграж­дения, а их извращенность доходит до того, что они дарят свое до­бро, не отвергают своих товарищей, которым испанцы отрезали уши». И в качестве единодушного заключения: «Для индейцев будет лучше стать людьми в рабстве, нежели оставаться живот­ными на свободе».

Последняя точка в этом обвинительном заключении постав­лена несколькими годами позже таким свидетельством: «Они едят человеческое мясо, у них нет правосудия, они ходят наги­шом, едят сырыми блох, пауков и червей. У них отсутствует бо­рода, а если она случайно вырастает, они спешат ее выщипать. » Впрочем, в то же самое время и на соседнем острове (Пуэрто-Рико). индейцы ловили белых и умерщвляли их, погружая в во­ду, а затем педелями стерегли утопленников, чтобы узнать, под­вержены ли они тлению. Сравнивая эти обследования, можно сделать два заключения: белые прибегали к социальным наукам, тогда как индейцы питали доверие скорее к наукам естествен­ным, и в то время как белые объявляли индейцев животными, вторые предполагали в первых небожителей. При равном неве­жестве последнее было, безусловно, более достойным людей» (Лсви-Строс К, Печальные тропики. — М.,1984. — С. 29—30.).

В начале XIX в. в Англии, Франции, Германии были образованы антропологические общества. Появились кафедры антропологии в университетах.

Во второй половине XIX в. антропология развивалась под знаком культурного эволюционизма. Это значит, что господствовал взгляд, согласно которому при всем различии обычаев, образов жизни су­ществует единство стадий развития человечества. То, что антропо­логи наблюдали, изучая жизнь далеких племен, — не более чем пе­режитки, свидетельства тех стадий развития человеческого общест­ва, которые другие народы давно преодолели.

Опираясь на эволюционную схему, британский ученый Э.Б.Тай-лор в своей классической работе «Первобытная культура» (1871)' разрабатывал понятие культуры. Британский ученый рассмотрел человеческую историю в религиозном аспекте и сформулировал теоретические перспективы в науке о культуре.

Л.Г.Морган, американский антрополог, подчеркивал единство «стадий развития» при всем различии обычаев и образов жизни. На результатах Л.Г.Моргана строил свою концепцию Ф.Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Еще недавно эту работу Ф.Энгельса изучали все студенты.

Стадиальной точки зрения придерживался Дж. Фрэзер в его зна­менитой, блестяще написанной «Золотой ветви» (1890) г .

Ведущим методом в социальной антропологии был сравнитель­ный метод. Приверженцы эволюционизма иллюстрировали учение о «стадиях» похожими обычаями из всех частей света. В дальнейшем для объяснения культурных аналогийбыл привлечен анализ диффу­зии и миграции. Акцент был перенесен на реконструкцию различ­ных вариантов развития.

Постепенно культурный эволюционизм, в рамках которого быто­вал интерес к эволюции культурьт человечества в целом, вызвал ре­акцию отторжения. Внимание ученых привлекла реконструкция культурной истории в более ограниченных пределах. Здесь нельзя не назвать имя основателя американской антропологической школы Ф.Боаса (1858—1942). Он обратил внимание на то, что в различных общностях могут господствовать разные хронологические порядки (т.е. что человеческие сообщества могут жить <-.б разных време­нах»),

В первой половине XX в. произошел радикальный отказ от эво­люционизма. Он был связан с именами Р.Бсиедикт, Б.Малиновского и А.Радклиф-Брауна. Основным стал вопрос о внутренних организу­ющих принципах каждой культуры.

Р.Бенедикт (1887—1948) в работе «Модели культуры» основной задачей поставила исследование связи личности и культуры.

Б.Малиновский (1884—1942) рассмотрел культуру как целое, со-

: См. русский перевод: TailaopЭ.Б. Первобытная культура. — М., 1989. 2 См. русский перевод: Фрэзер Дж.Золотая ветвь. — М., 1983.

стоящее из функционально связанных и соответствующим образом организованных институтов. Институты возникают из биологиче­ских и культурных потребностей индивидов. Различия в культурах, по Малиновскому, обусловлены различиями в способах удовлетворе­ния потребностей, закрепляемых в социальном опыте. Культурные традиции формируют человека как носителя культуры, как индиви­да с его нуждами и способностями, способами действия. Социальный опыт формируется приобретенными в течение жизни и социально закрепленными обычаями, которые передаются от поколения к по­колению. В результате формируются как общественные учрежде­ния, так и вторичные потребности. Изменения в культурах, заимст­вования рано или поздно выходят на институциональный уровень. Известно, что Малиновский основополагающим для антропологиче­ского исследования считал метод включенного наблюдения. Он де­лал акцент на исследовании таких связей между основными элемен­тами, между данной структурой и процессом общественной жизни в целом, которые поддерживают целостное существование системы общества и объясняют особенности ее функционирования. В отли­чие от более ранних полуинтуитивных подходов большее внимание стало уделяться методологии построения теории. Каждый элемент культуры оказывался у Малиновского институционально закреплен­ным, несущим жизненно необходимую для общества функцию. Сре­ди них были обычаи, религия, колдовство или охота за головами, си­стема колониального управления.

Английский ученый А.Радклиф-Браун (1881—1955) также исхо­дил из введенного французским социологом Э.Дюркгеймом предста­вления о функции как способе существования структуры. Он трак­товал социальные системы как динамические системы человеческих взаимоотношений и видов деятельности. Проводя аналогию между обществами и организмами, он в значительной степени ориентиро­вался на методы естествознания. В «туземных» обществах структу­ра социальных отношений выражена в терминах родства и возрас­тных групп. Терминология родства связана с балансом взаимных ожиданий и обязанностей. Человеческая деятельность рассматрива­лась как результат воспроизводства данного образца общественных отношений. Основное внимание ученый уделял исследованию соци­альных функций институтов и других структурных элементов при­митивного общества.

Огромен вклад в развитие методов собственно антропологиче­ского исследования, а также социогуманитарного знания в целом французского ученого К.Леви-Строса (р. в 1908 г.). Именно его на­зывают создателем структурной антропологии. В сферу антрополо­гического исследования им были включены структуры родства и ми­фология. Размышления Леви-Строса базировались на фундамен­тальном положении о том, что язык структурирован и является сам структурообразующим элементом культуры. Даже «простые» обще­ства имеют сложные культуры, т.к. имеют относительно сложные

языковые системы. Структуралисты исходили из того, что челове­ческий разум действует согласно универсальным законам, упорядо­чивая потоки опыта в виде бинарных оппозиций (верха/низа, муж­ского/женского, священного/профанного, внутреннего/внешнего, чистого/нечистого, своего/чужого, природного/культурного). Таким образом, миру придается когнитивный порядок. Вещи, которые вы­ходят за границы общепринятых категорий, несут на себе отпечаток магии или скрытого значения. Они воспринимаются как опасные. Религиозные системы и мифы — культурные конструкции, содержа­щие тщательно разработанные обществом системы представления мира.

Следует обратить внимание, что в литературе можно встретить различные обозначения одного и того же исследовательского поля". социальная антропология, культурная антропология, этнология, эт­нография.

Одни ученые проводят резкую границу между социальной антро­пологией как наукой о социальной структуре и функции и этнологи­ей, или культурной антропологией, как описательным, исторически ориентированным исследованием культур. По существу, это разде­ление условно. Культура — все, что человек делает как член обще­ства, включая познание, человеческое понимание, социальные ожи­дания, которые он разделяет как член группы. Культура — то, чему учат детей (очевидно, что в этом отношении она совпадает с цивили­зацией). Культурная антропология изучает язык и другие символиче­ские системы. Разные культуры интерпретируются как разные обра­зы жизни. Антропология изучает сочетания элементов, специфиче­ские для той или иной культуры. Совершенно очевидно, что культур­ное здесь равно социальному.

Часто разделение проводится не столько теоретически, сколько практически, с целью обучения: это разные специальности. Эти раз­личения обусловлены и научной традицией той или иной страны. На­пример, в США антропология включает следующие специализации: 1. Физическая антропология; 2. Культурная антропология; 3. Архео­логия; 4. Лингвистика. В этом случае язык как элемент культуры и общества изучается в рамках культурной антропологии. Соответст­венно организуются факультеты и кафедры.

За пределами США антропология ассоциируется с физической антропологией, а этнология — с социокультурными исследованиями человека. Для нашей страны долгое время привычным было обозна­чение этнография, которое сейчас сменяется более универсальным антропология.

Достижения крупных ученых, которые сами себя называли ан­тропологами, органически входят в общенаучный арсенал. Имена известных антропологов можно найти в учебниках и энциклопедиях по различным социальным и гуманитарным дисциплинам и филосо­фии. Открыв почти любую книгу по проблемам человека и общест­ва, мы с очень высокой вероятностью встретим в ссылках такие

имена, как Дж. Фрэзер, А.Радклиф-Браун, М.Мид, Р.Бенедикт, Б.Малиновский, К. Леви-Строс, К.Гирц и многие другие.

Сами социальные (культурные) антропологи в своих работах опирались на теоретические достижения других социально-гумани­тарных наук и философии. Антропология активно использует тео­рии, которые разрабатываются в философии, психологии, теоре­тической социологии. Имеет место пересечение с историческими дисциплинами. Занимаясь локальными сообществами и человеком, в них живущим, антропология постоянно вторгается в чуждые об­ласти.

Следует подчеркнуть условность границ. Научный аппарат ан­тропологии имеет много параллелей с социологическим, историче­ским, философским.

Известный английский социолог Э.Гидденс отмечает, что сегодня прежние междисциплинарные границы в социальных науках утрачи­вают былую четкость. Взаимодействия различных социальных и гу­манитарных наук особенно тесно, когда речь идет о таком предмете, как человек 3 .

Данный курс называется социально-историческая антропология. Для нас особенно важными являются проблемы взаимодействия ан­тропологии с социологией и историческими дисциплинами.

2. АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

ождение социологии как науки связано с исследованием запад­ных обществ. Социология была связана с исследованием «нас» (бе­лых, европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизирован­ных и модернизированных обществах). Понятия социологии рожда­лись на исследовании Запада. Ведущие категории социологии — во многом западные категории мышления. Тем не менее долгое время они представлялись в качестве универсальных.

Истоки современной антропологии и отделение се от социологии связаны с колониализмом. Антропология изучала «их» (небелых, живущих в обществах традиционных, племенных). Люди Запада изу­чали незапад. Категории познания, выработанные на Западе, под­вергались переосмыслению.

Отчего так трудно применить методологию К.Маркса (включая неомарксистские ее варианты) к племенным обществам? Не оттого ли, что К.Маркс принадлежал своему классу, своей эпохе с ее пред­рассудками, т.е. был мыслителем, впитавшим нерсфлсксируемыс культурные предпосылки своего мира. Он отдавал приоритет инте­ресам отдельного человека, а не общности. Сколь часто мы высту­паем свидетелями ситуации, когда за универсальные человеческие мотивы выдается то, что в действительности является исторически

1 См.: Гн/узрис Э. Девять тезисов о будущем социологи «//THESIS. Теория и история эконо­мических и социальных институтов и систем. 1У93. •—Т.1. — Вып.!

обусловленной мотивационной структурой больших индустриальных обществ.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год. (0.076 с) .

Источник:

studopedia.org

Лекция 3

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры

Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Культурная антропология по своему происхождению тесно связанна с этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии. Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и религиозной мысли, рассказах путешественников. Первые попытки обобщить этот материал предпринимались уже в XVII–XVIII вв., но как наука антропология сформировалась лишь ко второй половине XIX в.

Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно назвать эволюционизм XIX – начала XX вв., или классической эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тейлор, Д.Д. Фрезер, Л.Г. Морган и др.).

Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры и культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития.

Антропологи-эволюционисты проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К достоинствам классического эволюционизма можно отнести обработку колоссального объема информации, которая встраивалась в четкие убедительные схемы, выработанные на базе единой теории.

Антропологи-эволюционисты оставили хорошо разработанную терминологию, множество научных понятий. Однако в начале XX в. эволюционизм переживает кризис, обусловленный своими недостатками:

1) кабинетным характером большинства исследований;

2) стремлением подогнать фактический материал под умозрительные эволюционные построения.

Как реакция на изъяны эволюционизма в культурной антропологии первой половины XX в. возникают новые направления.

Одним из них стала историческая школа, или школа Боаса (Ф. Боас, Ф. Гребнер, А. Кребер, Р. Лоун и др.).

Ее представители сделали основной упор на конкретные исследования, методы скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Историческая школа стремилась проследить и задокументировать происхождение каждой черты культуры, определить, возникла ли она в рамках данной культуры или проникала в нее извне. Изучались различные случаи диффузии (взаимопроникновения) культур, культурной трансформации (изменений). Важнейшим достижением школы Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурация – это процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур.

Прослеживаются три типа отношений между данными группами: либо культура одной группы принимается другой частично («принятии») или полностью («ассимиляция»); либо происходит адаптация, приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; либо возникает «реакция» – полное отторжение форм чужой культуры.

Одновременно с исторической школой развивался диффузио-низм, или школа Ратцеля (Л. Фробениус, В. Шмидт, У. Риверс, В.Г. Чайлд и др.).

Это направление выработало концепцию «культурных кругов» («культурных провинций»), каждый из которых является сочетанием ряда культурных признаков в определенном географическом районе. «Культурный круг» может взаимодействовать с другими современными ему «культурными кругами» (диффузия), перемещаться в пространстве (миграция), накладываться на культурные слои, образованные предшествующими «культурными кругами» (напластование). В истории культуры сторонники диффузиониз-ма придавали особое значение миграции «культурных кругов», происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

В конце XIX – начале XX вв. возникает французская школа социологии и антропологии, которую возглавлял Э. Дюркгейм, а затем М. Мосе. Одним из базовых принципов школы Дюркгей-ма был функционализм. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, т. е. ролей, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом. К середине XX в. в культурной антропологии возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л.А. Уайта.

Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной действительности в биологической. Он полагал, что главная функция культуры – служить приспособлению человека к окружающей среде.

Культура – это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

Уайт в этой системе различал три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.);

2) социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);

3) идеологическую (знания, идеи, верования).

Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. В первые десятилетия XX в. на стыке культурной антропологии и лингвистики начала формироваться этнолингвистика – наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп. Видные деятели этнолингвистики Э. Сепир, Б. Уорф и многие другие разработали гипотезу, согласно которой структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык. Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии XX в. стал английский ученый Б. Малиновский. Он создал ряд теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал два вида потребностей человека:

1) первичные (физиологические и психологические), которыми человек обладает от рождения;

2) вторичные, порожденные культурой.

Культура, по Малиновскому, – это система социальных институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Ей нет подобных по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных явлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник:

zdamsam.ru

Культурно-историческая антропология в городе Новокузнецк

В нашем интернет каталоге вы можете найти Культурно-историческая антропология по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть другие книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка может производится в любой город России, например: Новокузнецк, Брянск, Улан-Удэ.