Книжный каталог

Борис Чичерин

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Настоящее издание представляет собой исчерпывающее описание жизни и воззрений одного из наиболее влиятельных мыслителей XIX столетия Бориса Николаевича Чичерина, заложившего как основы отечественной философии государства и права, так и программу русского либерализма. Для студентов-гуманитариев и широкого круга читателей.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Борис Николаевич Чичерин О народном представительстве Борис Николаевич Чичерин О народном представительстве 0 р. litres.ru В магазин >>
Емельянов Б. Борис Чичерин Емельянов Б. Борис Чичерин 196 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Борис Николаевич Чичерин О народном представительстве Борис Николаевич Чичерин О народном представительстве 0 р. litres.ru В магазин >>
Борис Николаевич Чичерин Курс государственной науки Борис Николаевич Чичерин Курс государственной науки 0 р. litres.ru В магазин >>
Емельянов Б.В. Борис Чичерин Емельянов Б.В. Борис Чичерин 156 р. bookvoed.ru В магазин >>
Борис Николаевич Чичерин Воспоминания. Том 1 Борис Николаевич Чичерин Воспоминания. Том 1 0 р. litres.ru В магазин >>
Борис Николаевич Чичерин Воспоминания. Том 2 Борис Николаевич Чичерин Воспоминания. Том 2 0 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Борис Николаевич Чичерин - биография и семья

Борис Николаевич Чичерин

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1—2, 1869—1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Научные и политические взгляды

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II — Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Источник:

people-archive.ru

Чичерин, Борис Николаевич

Чичерин, Борис Николаевич

Российская империя Российская империя

Содержание

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном — в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843—1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года. [3] . Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов [4] . Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х годов познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны Московского университета [3] .

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 году и переиздана в 1899 году) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1—2, 1869—1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II — Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVIII века» и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Источник:

ru-wiki.org

Борис Николаевич Чичерин: труды, политические взгляды, фото, биография

Борис Николаевич Чичерин: труды, политические взгляды, фото, биография

Борис Чичерин был одним из крупнейших западников второй половины XIX века. Он представлял умеренное либеральное крыло, являясь сторонником компромисса с властью. Из-за этого его часто критиковали современники. Советская власть не любила Чичерина за критику социализма. Поэтому только сегодня можно беспристрастно оценить значение его деятельности.

Ранние годы

Родился Борис Николаевич Чичерин 7 июня 1828 года. Он был выходцем из тамбовской дворянской семьи. Его отец стал успешным предпринимателем, торговавшим алкоголем. Борис оказался первенцем у родителей (у него было шесть братьев и сестра). Все дети получили качественное образование. В 1844 году Борис вместе со своим братом Василием (отцом будущего наркома иностранных дел СССР) переехал в Москву, чтобы поступить в университет. Учителем юноши стал видный либерал-западник Тимофей Грановский. Он посоветовал своему протеже отправиться на юридический факультет, что тот и сделал.

Борис Николаевич Чичерин окончил университет в 1849 году. На период его учебы пришелся расцвет николаевской реакции, наступившей после разгрома декабристов. Свобода слова была ограничена, что, конечно, не нравилось либерально настроенному населению. Борис Чичерин принадлежал как раз к этой прослойке. Другим важным событием его юности стали европейские революции 1848 года, которые заметно повлияли на формирование его взглядов.

Самыми яркими были события во Франции. Молодой человек сначала радостно воспринял новости о революции, но позже разочаровался в таком способе общественного развития. Уже в почтенном возрасте он склонился к мысли, что государство не может прогрессировать скачками. Революция – это не выход. Нужны постепенные реформы, а не «шарлатанство демагогов», выступающих во главе недовольной толпы. В то же время, несмотря на разочарование в революции, Борис Николаевич Чичерин остался либералом. Для России он фактически стал основоположником конституционного права.

В николаевской России

Отправной точкой для политико-философских взглядов мыслителя оказалось учение Гегеля. Чичерин со временем переосмыслил его метафизическую систему. Мыслитель считал, то существует четыре абсолютных начала – первопричина, разумная и материальная субстанции, а также дух или идея (то есть конечная цель). В обществе у этих явлений есть свое отражение – гражданское общество, семья, церковь и государство. Гегель утверждал, что материя и разум – это только проявление духа. В политике эта формула означала, что государство поглощает все остальные сущности (семью, церковь и т. д.). Борис Николаевич Чичерин отталкивался от этой мысли, но не соглашался с ней. Он считал, что все четыре вышеописанных явления равнозначны и равносильны. Его политические взгляды на протяжении всей жизни основывались именно на этом нехитром тезисе.

В 1851 году Чичерин сдал экзамены и стал магистром. Его диссертация была посвящена теме общественных учреждений в России в XVII веке. Взгляды профессоров той эпохи полностью соответствовали сакральной идее Николая I о «православии, самодержавии и народности». Поэтому эти консерваторы не приняли диссертацию Чичерина, так как он в ней критиковал государственный строй XVII столетия. Несколько лет молодой человек безуспешно обивал пороги профессуры, чтобы текст все-таки «прошел». Сделать это удалось только в 1856 году. Эта дата не случайна. В тот год Николай I уже был мертв, а на троне оказался его сын Александр II. Для России началась новая эпоха, во время которой такие «фрондерские» диссертации принимались наравне с остальными.

Западник и государственник

С идеологической точки зрения, биография Чичерина Бориса Николаевича представляет собой пример жизни и деятельности западника. Уже в молодом возрасте он обратил на себя внимание интеллигентской общественности страны. Его статьи, изданные в начале правления Александра II, в 1858 году были собраны в отдельную книгу «Опыты по истории русского права». Эта подборка заслуженно считается основой историко-юридической или государственной школы в отечественной юриспруденции. Чичерин стал ее зачинателем наравне с Константином Кавелиным и Сергеем Соловьевым.

Представители данного направления считали, что государственная власть является главной движущей силой всей страны. Также Чичерин развил теорию о закрепощении и раскрепощении сословий. Его точка зрения заключалась в том, что на определенном этапе исторического развития российское общество допустило появление крепостного права. Это было вызвано экономическими и социальными причинами. Теперь, в середине XIX века, такая необходимость отпала. Историки-государственники выступали за освобождение крестьян.

Публицистическая деятельность

Александр II, пришедший к власти в 1855 году, на проигранной Крымской войны понял, что стране необходимы реформы. Его отец сохранял российское общество в замороженном, так сказать, консервированном состоянии. Теперь все проблемы вылезли наружу. И в первую очередь – крестьянский вопрос. Перемены почувствовались сразу. Началась общественная дискуссия. Она разворачивалась на страницах газет. У либералов был «Русский вестник», у славянофилов «Русская беседа». В обсуждение социальных и экономических проблем включился и Чичерин Борис Николаевич.

Западник быстро стал популярным и признанным публицистом. Уже в молодости он выработал свой собственный стиль, заключавшийся в многочисленных отсылках к многовековой истории Российского государства. Чичерин не был радикальным либералом и «борцом с режимом». Он считал, что самодержавие сумеет справиться с накопившимися проблемами, если проведет эффективные реформы. Задачу сторонников демократии публицист видел в помощи власти, а не ее разрушении. Образованная прослойка общества должна наставлять государство и помогать принимать ему правильные решения. Это были не пустые слова. Известно, что Александр II каждый день читал газеты всех политических организаций, анализируя их и сравнивая. Самодержец был знаком и с трудами Чичерина. По своей природе царь не являлся западником, но его прагматизм заставлял идти на уступки «передовой общественности».

Чичерин Борис Николаевич оставался сторонником абсолютизма еще и потому, что считал эту систему эффективной, когда речь заходила о принятии непопулярных решений. Если самодержавная власть решит провести реформы, то она сможет сделать это, не оглядываясь на парламент и любую другую форму оппозиции. Решения царя исполнялись вертикальной системой быстро и единодушно. Поэтому в среде сторонников централизации власти всегда был и Чичерин Борис Николаевич. Западник закрывал глаза на пороки этой системы, считая, что они пройдут сами собой, когда государство совершит первые принципиальные преобразования.

Споры с соратниками

В советских учебниках биография Чичерина Бориса Николаевича рассматривалась вскользь и неполно. Социалистическая власть противоречила многим идеям, которые защищал этот правовед. В то же время еще при жизни он подвергался критике со стороны многих своих товарищей-западников. Связано это было с тем, что Чичерин выступал за компромисс с властью. Он не стремился к резким переменам, памятуя о 1848 годе.

Например, писатель считал, что в идеальном государстве должны быть представительные органы власти, в том числе и парламент. Однако в России он не видел условий для создания таких институтов. Общество было еще недостаточно развитым для их появления. Это была взвешенная позиция. В крепостной России с ее массовой неграмотностью крестьянства и общественной пассивностью большей части населения просто не сложилось политической культуры, которую можно было бы сравнить с эталонной западной. Большая часть либералов и ненавистников самодержавия думала иначе. Эти люди считали Чичерина чуть ли не пособником режима.

Например, Герцен сравнивал его с Сен-Жюстом – вдохновителем террора и якобинской диктатуры в революционной Франции. Чичерин встретился с ним в Лондоне в 1858 году. Герцен жил в эмиграции, откуда благодаря своей активной публицистической деятельности оказывал весомое влияние на состояние российских умов. Чичерин в ответ на критику автора романа «Кто виноват?» отвечал, что тот «не умеет держаться разумной середины». Споры двух виднейших писателей закончились ничем, они так и расстались, ни в чем не согласившись, хотя и испытывали друг к другу взаимное уважение.

Критика бюрократии

Историк и публицист Борис Николаевич Чичерин, труды которого не критиковали основу самодержавного строя (единоличную власть монарха), выделял другие очевидные проблемные места российского государства. Он понимал, что серьезным изъяном административной системы является владычество бюрократии. Из-за этого даже интеллигентам, чтобы чего-то добиться в жизни, приходится идти в чиновники, считал Чичерин Б. Н.

Биография этого человека – это жизнеописание выходца из дворянской семьи, добившегося успеха благодаря своей старательности и талантам. Поэтому неудивительно, что писатель видел необходимость появления сплоченного слоя влиятельных помещиков, выступавших за либеральные реформы. Именно эти просвещенные и богатые люди смогли бы стать преградой для засилья костных чиновников, с одной стороны, и анархии, устроенной низами, с другой.

Бюрократическая малоподвижная и неэффективная система была противна многим, и в этих рядах, без сомнения, состоял Чичерин Б. Н. Биография писателя включает в себя интересный и показательный факт. После того как он стал профессором, ему полагался чин статского советника. Однако публицист отказался от него и не стал получать отметку в табели о рангах даже «для галочки». По наследству он получил от отца часть семейного имения. Будучи расчетливым и аккуратным помещиком, Чичерин смог сохранить хозяйство. На протяжении всей жизни писателя оно оставалось прибыльным и приносило доход. Эти деньги позволили тратить время не на государственную службу, а на научное творчество.

После отмены крепостного права

Накануне крестьянской реформы Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) отправился в путешествие по Европе. Когда он вернулся на родину, страна стала совершенно другой. Крепостное право было отменено, а общество разрывалось от споров о будущем России. Писатель тут же включился в эту полемику. Он поддержал власть в ее начинании и назвал Положение 19 февраля 1861 года «лучшим памятником русского законодательства». Тогда же в двух главных университетах страны (Московском и Петербургском) активизировалось студенческое движение. Молодые люди выступали с самыми разными лозунгами, в том числе и политическими. Руководство высших учебных заведений некоторое время колебалось и не знало, как реагировать на волнения. Некоторые профессора даже симпатизировали ученикам. Чичерин выступил за удовлетворение требований студентов, касавшихся их непосредственного образовательного процесса (улучшения условий и т. д.). А вот антиправительственные лозунги писатель раскритиковал, считая их обычной юношеской горячностью, которая ни к чему хорошему не приведет.

Чичерин Борис Николаевич, политические взгляды которого, безусловно, были западническими, тем не менее считал, что стране в первую очередь нужен порядок. Поэтому его либерализм можно назвать охранительным или консервативным. Именно после 1861 года взгляды Чичерина сформировались окончательно. Они приняли ту форму, в какой остались известны потомкам. В одной из своих публикаций писатель объяснил, что охранительный либерализм – это примирение начала закона и власти и начала свободы. Эта фраза стала популярной в высших государственных кругах. Ее высоко оценивал один из главных приближенных Александра II – князь Александр Горчаков.

Правда, подобный принцип так и не стал основополагающим для будущих решений правительства. Слабая власть и стеснительные меры – вот как характеризовал ее в одной из публикаций Чичерин Борис Николаевич. Краткая биография писателя гласит, что жизнь его вскоре ознаменовалась важным событием. Его статьи и книги пользовались популярностью у царя. Прямым последствием такого отношения стало приглашение Чичерина стать наставником и учителем Николая Александровича – наследника престола. Историк с радостью согласился.

Учитель цесаревича

Однако вскоре случилась трагедия. В 1864 году Николай Александрович отправился в традиционное путешествие по Европе. В числе его сопровождающих был и Чичерин Борис Николаевич. Фото этого писателя все чаще попадало на страницы газет, он стал значительной фигурой в среде российской интеллигенции. Но в Европе ему пришлось на время прекратить свою публицистическую деятельность. Он был занят наследником и, кроме того, во Флоренции заболел тифом. Состояние Чичерина было ужасным, но он неожиданно выздоровел. А вот его ученику Николаю Александровичу повезло меньше. Он скончался от туберкулезного менингита в Ницце в 1865 году.

История собственного выздоровления и неожиданной смерти наследника престола сильно повлияла на Чичерина. Он стал более религиозным. В Николае Александровиче же учитель видел человека, в будущем способного продолжить либеральные преобразования отца. Время показало, что новый наследник оказался совсем другим человеком. После убийства Александра II Александр III свернул реформы. При нем началась очередная волна государственной реакции (как при Николае I). Чичерин дожил до этой эпохи. Он смог воочию увидеть крах собственных надежд, касавшихся детей царя-освободителя.

Преподаватель и писатель

Выздоровев и вернувшись в Россию, Чичерин приступил к преподаванию в Московском университете. У него начался самый плодотворный период научного творчества. Начиная со второй половины 60-х гг. регулярно выходили фундаментальные книги, автором которых был Борис Николаевич Чичерин. Основные труды автора касались государственного и общественного устройства России. В 1866 году философ и историк написал книгу «О народном представительстве». На страницах этого произведения Чичерин признал, что конституционная монархия является самым лучшим государственным строем, но в Росси пока не сложились условия, необходимые для ее утверждения.

Его труд остался почти незамеченным в кругах прогрессивной общественности. Борис Николаевич Чичерин о либералах того времени однажды высказался прямо и откровенно – писать глубокие ученые книги в России бессмысленно. Все равно радикальные сторонники демократии и революции пропустят их или примут как очередное реакционное произведение. Судьба Чичерина как писателя и правда была неоднозначна. Раскритикованный современниками, он не был принят и советской властью, и только в современной России его книги впервые подверглись адекватной, объективной оценке вне политической конъюнктуры.

В 1866 году Борис Чичерин покончил с преподавательской деятельностью и полностью посвятил себя сочинению научных книг. Писатель подал в отставку в знак протеста. Его и еще нескольких либеральных профессоров (также демонстративно покинувших свои должности) возмутили действия ректора Московского университета Сергея Баршева. Он совместно с чиновниками из Министерства народного просвещения попытался продлить полномочия двух консервативных преподавателей, хотя эти действия противоречили уставу.

После этого скандала Чичерин перебрался в родовое имение Караул в Тамбовской губернии. Он беспрерывно писал, кроме периода 1882-1883 гг., когда был избран городским головой Москвы. В качестве общественного деятеля писатель смог решить многие хозяйственные проблемы столицы. Кроме того, он принял участие в церемонии коронации Александра III.

Основные произведения

Какие самые весомые книги оставил после себя Чичерин Борис Николаевич? «Философия права», изданная в 1900 году, стала его финальным обобщающим трудом. В этой книге писатель пошел на смелый шаг. Идея того, что у правовой системы может быть своя философия, оспаривалась влиятельными тогда позитивистами. Но Чичерин, как всегда, не оглядывался на мнение большинства, а последовательно и твердо защищал собственную позицию.

Во-первых, он осудил распространенное мнение о том, что право – это способ противоборства между разными общественными силами и интересами. Во-вторых, автор обратился к опыту античной философии. Из древнегреческих трудов он почерпнул концепцию «естественного права», развив ее и перенеся в российские реалии своего времени. Чичерин считал, что законодательство должно исходить из признания человеческих свобод.

Сегодня можно смело сказать, что основателем российской политической науки является именно Борис Николаевич Чичерин. О либерализме и других идеологических направлениях он писал еще в молодом возрасте в многочисленных статьях. В 80-90-е гг. ученый занялся непосредственно теоретической стороной политики. Он написал фундаментальные книги: «Собственность и государство» (1883), а также «Курс государственной науки» (1896).

В своих трудах исследователь пытался ответить на самые разные вопросы: каковы допустимые рамки деятельности административной машины, что такое «общественное благо, каковы задачи чиновничества и т. д. Например, анализируя роль государства в хозяйственной жизни страны, Чичерин раскритиковал слишком большое вмешательство властных структур. Теоретик считал, что в этой части экономики на первом месте должна быть частная инициатива.

Борис Чичерин скончался 16 февраля 1904 года. За неделю до того началась русско-японская война. Страна окончательно вступала в свой XX век, полный потрясений и кровопролития (скоро грянула первая революция). Писатель не застал этих событий. Но еще при жизни он осознавал опасность политического радикализма и всеми силами пытался предотвратить катастрофу.

Источник:

fb.ru

Борис Чичерин в городе Новосибирск

В представленном каталоге вы имеете возможность найти Борис Чичерин по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти похожие предложения в категории Книги. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город РФ, например: Новосибирск, Калининград, Киров.