Книжный каталог

Основы ландшафтного проектирования и архитектуры

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии рассматриваются проблемы взаимодействия природных и городских ландшафтов, история ландшафтной архитектуры, основные приемы формирования пейзажа, изложены теоретические основы ландшафтного проектирования, определен порядок ландшафтных предпроектных исследований и оформления документации. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению "География". Книга представляет интерес не только для студентов, изучающих данную дисциплину, но и для профессионалов - ландшафтных дизайнеров, географов, архитекторов, а также для широкого круга читателей, увлеченных созданием собственного сада. Она поможет найти географически оправданное и стилистически верное решение в любой ситуации. Печатается по решению Ученого Совета факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета 2-е издание, исправленное и дополненное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. 131 р. piter.com В магазин >>
Н. А. Нехуженко Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Учебное пособие Н. А. Нехуженко Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Учебное пособие 105 р. litres.ru В магазин >>
Андрей Смердов Основы оптимального проектирования композитных конструкций Андрей Смердов Основы оптимального проектирования композитных конструкций 177 р. litres.ru В магазин >>
А. Ю. Владова Разработка масштабируемых программ для многоядерных архитектур А. Ю. Владова Разработка масштабируемых программ для многоядерных архитектур 160 р. litres.ru В магазин >>
И. А. Иодо Теоретические основы архитектуры И. А. Иодо Теоретические основы архитектуры 123 р. litres.ru В магазин >>
В. А. Нилов, Ю. Б. Рукин, Р. А. Жилин, О. К. Битюцких Основы проектирования и конструирования деталей машин В. А. Нилов, Ю. Б. Рукин, Р. А. Жилин, О. К. Битюцких Основы проектирования и конструирования деталей машин 625 р. ozon.ru В магазин >>
А. В. Исачкин, В. А. Крючкова, А. Г. Скакова, Х. В. Шарафутдинов Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования. Учебник А. В. Исачкин, В. А. Крючкова, А. Г. Скакова, Х. В. Шарафутдинов Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования. Учебник 1649 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Нехуженко Н

Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры

Книга представляет интерес не только для студентов, изучающих данную дисциплину, но и для профессионалов - ландшафтных дизайнеров, географов, архитекторов, а также для широкого круга читателей, увлеченных созданием собственного сада. Она поможет найти географически оправданное и стилистически верное решение в любой ситуации.

Печатается по решению Ученого Совета факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Взаимодействие природных и городских ландшафтов в градостроительстве.

Проблемы формирования городской среды.

Преобразование естественных элементов и компонентов ландшафта.

Система озелененных территорий города.

Географические и стилистические особенности историко- культурных ландшафтов различных эпох.

Мавританские сады в Испании

Эпоха Возрождения. Регулярные садово-парковые ландшафты Европы

Пейзажный стиль европейской ландшафтной архитектуры

Переход от регулярности к пейзажной планировке — стиль рококо

Появление пейзажного стиля в Европе

Особенности проектирования парковых ландшафтов пейзажного стиля

Развитие садово-паркового искусства России

Трансформация голландского барокко в «приморских парадизах» XVIII в

Стиль рококо как переход к пейзажным паркам

Пейзажное направление в парковых ландшафтах России.

Парки русских дворянских усадеб

Основные принципы проектирования и формирования пейзажа

Композиционное использование свойств ландшафтных составляющих и их взаимодействие

Водные устройства и акватории

Ландшафтное проектирование и предпроектные исследования

Источник:

www.twirpx.com

Глава 1

Глава 1. Ландшафтные основы архитектурного творчества

Ландшафтная архитектура это архитектура от­крытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры - рельеф, зеленые насажде­ния, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не со­здавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и ком­позиционного решения. Ландшафтная архитектура мо­жет быть определена как развивающаяся область со­временной архитектуры в самом широком ее понима­нии, т.е. как категория, означающая деятельность по про­странственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную плани­ровку в качестве наиболее высокого ее уровня.

Ландшафтное проектирование - один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проек­тирования.

Открытые пространства - преимущественно неза­строенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, использу­емые для различных видов деятельности под откры­тым небом. 1

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве ар­хитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самосто­ятельных направлений: собственно ландшафтной архи­тектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кро­ме традиционных объектов (парки, сады, открытые про­странства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:

общее формирование среды в масштабе стран и ре­гионов - ландшафтное планирование;

детальную организацию непосредственного окруже­ния человека, синтез природных элементов, художествен­ных форм и деталей благоустройства - ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн - это творческая деятель­ность, направленная на формирование предметно-про­странственной среды приемами и средствами ланд­шафтной архитектуры, художественное конструирова­ние деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его по­вседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом ме­сте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садо­во-паркового искусства. Однако в отличие от него пред­ставляет собой более широкую область, связанную с орга­низацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафт­ная архитектура включает в себя и садово-парковое ис­кусство, которое предшествовало ей исторически.

Ландшафтное искусство - искусство создания ант­ропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, тра­вы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые соору­жения, малые архитектурные формы, в том числе бесед­ки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).

Мастерами ландшафтного искусства прошлого со­здавались прекрасные парки и дворцово-парковые ан­самбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части обще­ства. Они не занимались пространственной организаци­ей крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные терри­тории и др.) и тем более не принимали участия в ре­шении задач целенаправленного формирования жизнен­ной среды общества.

Ландшафтная архитектура и ландшафтное проекти­рование связаны с решением социальных, градострои­тельных, экологических и многих других проблем и со­ответственно с рядом других наук и дисциплин. Каж­дая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения поня­тия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали по­нимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика при­роды. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф - ланд­шафт, а там, где все преобразовано, застроено, - не ланд­шафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение со­ставляют ландшафты, только отличаются они различ­ной степенью преобразованное™, нарушенности или, на­оборот, окультуренности.

Исходные понятия современной ландшафтной ар­хитектуры опираются на систему понятий фундамен­тальных наук о Земле, в частности, географии н ее от­расли ландшафтоведения.

Ландшафт - территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низ­кого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 - 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).

Природный ландшафт - ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-

руюшийся или сформировавшийся под влиянием при­родных процессов (Там же).

Антропогенный ландшафт - ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятель­ности человека и природных процессов (Там же).

Совокупность ландшафтов, составляющих своеобраз­ную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.

Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не ис­пытывают прямого или косвенного воздействия чело­века. Раньше к девственным ландшафтам относили, на­пример, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный - ландшафт, сознательно изме­ненный людьми для удовлетворения своих потребнос­тей, постоянно поддерживаемый в нужном для них со­стоянии, способный одновременно продолжать выпол­нение функций воспроизводства здоровой среды. Про­тивоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий сосед­них ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой сре­ды (в том числе психофизиологических свойств). Край­ним понятием в этом ряду выступают деградирован­ные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозмож­но жить, отдыхать и пр.

Архитектурный ландшафт - это ландшафт, сфор­мировавшийся в процессе целенаправленной архитек­турной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется так же, как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт со­ставляют здания, сооружения, природные компоненты. В нем всегда проявляются региональные природные осо­бенности. Облик городов и сел предопределен располо­жением их в гористой или равнинной местности, нали­чием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт», «ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ланд­шафт производственной среды» и другие все прочнее входят в теорию и практику современного градострои­тельства.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреа­ционные, мемориальные и пр.) составляют архитектур­но-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда - целостный со­вокупный объект ландшафтной архитектуры и соответ­ственно ландшафтного проектирования. С точки зре­ния современных системно-экологических позиций по­нятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении - это все то, что нахо­дится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В свя­зи с постоянным расширением сферы освоенных чело­веком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представ­лена в качестве ее подсистемы, формируемой преимуще­ственно архитектурой, в частности ландшафтной.

При рассмотрении архитектурно-ландшафтных воп­росов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами при­нимается как категория пространственная. Если выде­лять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понима­ния среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (го­родская среда) или среда парка (парковая среда) мо­гут трактоваться как окружение человека и как про­странство, организуемое для различных жизненных про­цессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).

Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.

Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле­дующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом, преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей, эстетика детального внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды.

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно­ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект - среда» и изменений во времени общей природно-антропоген­ной ситуации.

Таким образом, основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно­ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов. Типология - это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры - системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время - объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма. То же мы можем сказать про город - сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов-элементов среды - отно­сятся территория страны, республики, района (комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки) 2 , населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для назван­ных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды; оп­ределение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние, прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний; архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.

Системно-ландшафтный метод - ведущий в ланд­шафтной архитектуре - эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры

Особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры

Основная задача проектирования объектов ландшафтной архитектуры – обеспечение социально – функциональных потребностей населения при сохранении ландшафтно-природной целостности территорий, ее объемно – пространственной выразительности и совершенствования архитектурно – ландшафтной среды. Ландшафтно-рекреационный объект – это природная или близкая к природной среда, в которой происходит сложный и многоаспектный процесс восстановления физического и творческого потенциала человека. Эффективность таково объекта зависит от удобства посещения экологического и эстетического комфорта среды, информативность планировочной сети и композиционных центров, возможность контактов и достаточность изоляции.

Чтобы решить эти задачи, необходима глубокая проработка существующих и потенциальных территории. Для практических целей проектирования необходимое значение имеет ландшафтно-градостроительная оценка территорий по сочетанию благоприятных природных и других факторов, к которым можно отнести: характер рельефа и микрорельефа; живописность местных и парковых массивов; наличие водных пространств или возможность их создания; связь осваиваемых территорий с инфраструктурой. Указываемые факторы служат основой для дифференциации территорий по классам ландшафтно-градостроительной ценности. При этом предпочтение отдается эстетическому аспекту конкретного ландшафта, зависящему от того, насколько полно и качественно в нем представлены все основные компоненты – растительность, рельеф, водоемы и водотоки.

Учет градостроительной ситуации при проектировании объектов ландшафтной архитектуры предполагает

· выявление положения их в системе ландшафтно-рекреационных территорий города, района;

· определение структурной роли в этой системе (комплекс отдыха – в природной зоне, общегородской парк в системе водно-зеленого диаметра города, парка санаторного комплекса – в системе курортных территорий);

· размещение по отношению к окружающей среде (в жилой застройке, смежной с промышленной зоной, по отношению к магистралям, крупным зеленым массивам, акваториям, возвышенностям, склонам). Определения рационального расположения входов с учетом примыкающих магистралей, бульваров, остановок общественного транспорта. Учет градостроительной ситуации обеспечивает расширение территории рамок рассмотрения объекта за счет включения прилегающих пространств и анализа возможности взаимодействия с ним. В свою очередь, и сами окружающие пространства испытывают на себе влияние проектируемого объекта. Интенсивность их взаимодействия зависит от размеров, градостроительной значимости, характера окружающей застройки.

Функциональная специализация и зонирование объектов ландшафтного проектирования предусматривает комплекс различных функций:

рекреационно-оздоровительных, эстетических, хозяйственно-технических. Правильный выбор функциональной доминанты, уравновешенного для каждого случая сочетания сопутствующих функций и соответствие функции ландшафтной первооснове предопределяет повышенную эффективность всей системы объектов. Особенности территорий и природной первоосновы объекта определяет режим его использования:

· строго регламентированные – заповедники, национальные парки;

· регламентированные – ботанические сады, зоопарки.

· нерегламентированные – П.К.и О., пляжи, бульвары, сады.

И влияют на взаиморасположение функциональных зон, особенности коммуникации, допустимую нагрузку на ландшафт определенных зон. В основе конкретной функциональной специализации лежит дифференциация пространства в соответствии с рекреационной активностью населения. Объекты могут быть активного массового использования, спокойного прогулочного отдыха, специальные, используемые не только в рекреационных целях.

Важнейшее условие создания любого стиля объектов – соответствие среды и способов ее формирования функции пространства.

Функциональная структура объекта определяется в зависимости от его специализации и ландшафтных особенностей территории.

В соответствии с характером использования выделяются функциональные зоны:

· Массово - зрелищных мероприятий

· Культурно – просветительных мероприятий

· Зона прогулочного отдыха

Величина, расположение и взаимосвязь функциональных зон составляет преимущественную структуру объекта, в формировании которой просматриваются определенные закономерности:

· Естественная среда сохраняется, как правило, в зонах тихого отдыха, на удалении от главных входов, в центральной части с максимальным удалением от застроенных территорий.

· Массово – зрелищная зона, располагается обычно вблизи входов, характеризуется сочетанием открытых пространств с архитектурными объектами.

· В спортивной зоне большую часть территории занимают участки с преобразованным ландшафтом и зелеными насаждениями, выполняющими разделительные, защитные и ограждающие функции. Эта зона обеспечивается самостоятельными входами и въездами.

· Детская зона размещается вблизи входов, иногда в комплексе с массово – зрелищной зоной, причем большая часть территории под пологом насаждений и защищается от ветра.

Планировочная структура объекта закрепляет его функциональное зонирование, размещение центров и ландшафтные особенности территорий в плане.

Архитектурно - планировочной композицией объекта является результатом осмысление пространства как гармонии функционального и эстетического. Композиционная идея в объектах ландшафтной архитектуры всегда связана с задачей выявления ландшафтной первоосновы и архитектурно – ландшафтной доминанты, при ее разработке стремятся к достижению композиционного единства и непрерывности формирования среды.

Идейно – художественный замысел базируется на следующих положениях:

· Тема и содержание – основа художественного образа, например, образы детского и мемориального парка, рукотворного или натурального ландшафта.

· Экологическая достоверность – учет потенциальных возможностей в способах ее обработки, освоения, ассортименте растений, не противоречащим местным природно-климатическим условиям.

· Историческая преемственность – осмысление исторически сложившихся методов освоения природных ландшафтов и их функционирования на данной территории и окружающих районах.

· Целесообразность – соответствие композиционных приемов функциональным задачам и технологическим возможностям освоения территории (например использование существующих форм рельефа, создание крупных массивов методом лесных культур).

· Композиция растительности – средство создания художественно осмысленного природного пейзажа.

· Эстетизация пространства – выявление композиционных доминант, нахождение масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей.

Система центров и прогулочных маршрутов реализует сценарий восприятия объекта ландшафтной архитектуры и его наиболее применяемых компонентов. В крупном объекте прогулочный маршрут обеспечивает связь участков, в малом объекте – может проходить по границе. Главный маршрут – максимально коротким и выразительным путем проходит от входов через наиболее примечательные участки, композиционные, ландшафтные и планировочные центры; его объемно-пространственные составляющие:

· Массивы и группы деревьев

· Акватория и водные устройства

· Видовые площадки с сооружениями и малыми архитектурными формами

Они включаются в маршрут с определенными интервалами, создавая режим восприятия, усиливая интерес. Информация о предстоящей картине либо наращивается постепенно, либо организуется методом внезапного раскрытия. Роль интервалов выполняют закрытые ландшафты, однородные массивы насаждений.

Специальные прогулочные маршруты

- базируются на методе раскадровки пейзажа с учетом последовательности смены акцентов и эмоциональных пауз.

Главная композиционная доминанта обычно формируется внутри объекта

- за счет выразительных естественных форм ландшафта (центральные партеры, поляны, озера).

- на границе с окружающей средой.

- на кромках рельефа, набережных, акваторий.

- в районе главного входа – за счет архитектурного объекта.

Форма пространства зависит от функции, размера и рельефа территории, соотношения открытых и закрытых пространств:

Сложно – расчлененные пространства соответствуют задаче общения больших и малых групп и формируются, как правило, в городских интенсивно посещаемых районах;

· Анфиладные пространства, композиционно целостные и «переливающие» составляют основу прогулочных объектов

· Многоуровневые пространства с трассами, площадками, верандами, полуоткрытыми и открытыми сооружениями характерными для объектов с хорошо выраженным рельефом, с большим перепадом отметок.

Масштабность пространства зависит от пространственной неоднородности ландшафта, соотношение открытых и закрытых участков и их соподчиненности. Активные виды занятий требуют пространств укрупненного масштаба, прогулочный отдых больше связан с локальностью пейзажных решений пространства, с детальной проработкой отдельных «картин» и формированием выразительного первого плана.

Экологический аспект проектирования объектов ландшафтной архитектуры связан, в первую очередь, с природоохранными мероприятиями и проблемой улучшения окружающей среды. В основе его лежит максимальный учет:

· Ландшафтной первоосновы объекта (сохранения всех ценных ландшафтно-природных компонентов)

· Доступных нагрузок на ландшафт (распределение рекреационных нагрузок в соответствии с возможностями особенности территории)

· Региональных и местных особенностей природы и климата

Сохранение и защита среды ландшафтно-рекреационных объектов решаются в каждом случае системой мероприятий, которые включают:

· Функциональное зонирование территорий

· Определение режимов использования (свободный, размеренный, строго-размеренный)

· Размещение зеленых насаждений зданий и сооружений как экранов

· Использование экологически полезных элементов – водоемов и водных устройств (улучшение состояния среды, условий произрастания растений)

· Применение специальных искусственных сооружений и устройств, малых архитектурных форм и благоустройства для поддержания биоэкосистем (подпоры и оградки для растений, полки, кормушки, искусственные гнезда)

· Создание в городских объектах экологических коридоров – полос ограниченной посещаемости, шириной не менее 50м. для расселения животных и птиц

Тема 15. Понятия-фитодизайн. Стили и декоративные техники оформления различных интерьеров. Зимний сад, его устройство и особенности. Ассортимент растений применяемый в фитодизайне. – 2 часа ( 3,4)

Источник:

mylektsii.ru

Основы ландшафтного проектирования и архитектуры в городе Барнаул

В этом каталоге вы имеете возможность найти Основы ландшафтного проектирования и архитектуры по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть похожие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город России, например: Барнаул, Иваново, Ульяновск.