Книжный каталог

Теория хозяйственного порядка Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В сборнике представлены работы ведущих немецких ученых - представителей ордолиберализма и неолиберального направления, которые показывают эволюцию концепций хозяйственного порядка с 1932 по 1996 гг. Особое внимание уделяется проблемам свободного конкурентного порядка, стабильного денежного обращения, предпринимательской этики и ответственности, предотвращения концентрации экономической власти. Авторы доказывают несостоятельность социалистической альтернативы свободной рыночной системе, вскрывая одновременно недостатки и противоречия рыночного регулирования, особенно в условиях недостроенности рыночных институтов. Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Неолиберализм и революция Неолиберализм и революция 151 р. ozon.ru В магазин >>
Борис Кагарлицкий Неолиберализм и революция Борис Кагарлицкий Неолиберализм и революция 264 р. ozon.ru В магазин >>
Кагарлицкий Б. Неолиберализм и революция Кагарлицкий Б. Неолиберализм и революция 83 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Л. А. Нефёдова Иноязычная лексика современного немецкого языка (аспекты культурной интеграции) Л. А. Нефёдова Иноязычная лексика современного немецкого языка (аспекты культурной интеграции) 149 р. litres.ru В магазин >>
З. В. Брагина Газовый ритейл: путь к успеху З. В. Брагина Газовый ритейл: путь к успеху 550 р. litres.ru В магазин >>
Т. В. Губская Теория и практика перевода: переводческие трансформации Т. В. Губская Теория и практика перевода: переводческие трансформации 320 р. litres.ru В магазин >>
Атнашев Т., Велижев М. (сост.) Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории Атнашев Т., Велижев М. (сост.) Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории 772 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Теория хозяйственного порядка Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм

2. Фрайбургская школа неолиберализма

Первое успешное практическое применение неолиберализма было в ФРГ, Начиная с 1948г. эти идеи получили статус государственной доктрины правительства Аденауэра - Эрхарда.

Лидеры неолиберализма в ФРГ - В Ойкен, В.

1) Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Автор идеи А. Мюллер-Армак (книга «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство», 1947г.), развитие его идей продолжили Репке, Эрхард, Ойкен и др.

Канцлер ФРГ К. Аденауэр заявил о создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задачи экономической политики страны. «Социальное рыночное хозяйство» по характеристике В. Репке -это путь к «экономическому гуманизму».

В книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет: коллективизму - персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм. организации - самопроизвольность и т.д.

2) В 1957г. Л. Эрхард на съезде ХДС провозгласил о начале второго этапа «социального рыночного хозяйства» в ФРГ. В 1965г. он заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства» и превращении ФРГ в «оформленное общество».

Доктрина «сформированного общества» Эрхарда - это поиск лучшего «естественного экономического порядка». В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти типах общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов.

В. Ойкен утверждал, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: «централизованно управляемая» (тоталитаризм) н «меновая экономика» (свободное открытое хозяйство). Эти типы имеют либо крайние формы, либо смешанные. В книге «Основания национальной экономики» он доказывает естественное существование в одних и тех же обществах двух идеальных, на его взгляд, типов экономики: меновой и централизованно управляемой, которые «реализуются в трех формах»:

• «тотальная централизованно управляемая экономика» - обмен вообще не допускается; производство и распределение продуктов «до последней мелочи» осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства;

• «централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» - обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей «способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов.

• «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» - потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех (благ), которые намечает для производства «центральная инстанция».

Понимая невозможность и нереальность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», Репке и Эрхард признали необходимость противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые должны обеспечить «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем».

Роль государства сравнивается с положением судьи на футбольном поле - строго наблюдает за действием команд на поле в соответствии с определенными правилами, но сам играть не имеет право. Государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно:

• следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»);

• контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен;

• гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий

Источник:

finlit.online

Фрайбургская школа: Родоначальник неолиберализма в Германии

Фрайбургская школа

Родоначальник неолиберализма в Германии — профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (1891-1950) — заложил основы теории и методологии фрайбургской школы, в которых отразились традиции немецкой философии и политэкономии.

В основе неолиберализма фрайбургской школы лежит понятие экономического строя, или і юрядка. Экономический строй, по Ойкену, это «совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс». Его концепцию можно сравнить с теорией идеальных типов М. Вебера. Ойкен выделил два идеальных типа экономического строя, на основе смешения которых возникают разнообразные реальные формы хозяйства: централизованно управляемое хозяйство, вариантами которого являются индивидуальное (то есть натуральное) и централизованно администрируемое; хозяйство общения (то есть рыночное конкурентное хозяйство). Капитализм Ойкен рассматривает как одну из форм хозяйства общения, как рыночное конкурентное хозяйство, для которого характерна экономическая свобода. Однако подчеркивает, что государство не должно быть пассивным, оно призвано защищать конкурентный экономический порядок, иначе ослабление конкуренции и усиление монополизации приведут к диспропорциям в экономике, как и случилось во время кризиса 1929-1933 и.

Представители фрайбургской школы различают два направления экономической политики: формирование хозяйственного строя — регулирование монополии и конкуренции, частной и государственной собственности, прямого и косвенного вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования; воздействие на процесс воспроизводства — мероприятия, регулирующие экономический рост. Приемлемым считалось первое направление. Государство должно уча-

ствовать в формировании экономического строя, далее регулирование и развитие хозяйственного процесса пойдут спонтанно, после создания необходимых институтов потребность в антициклическом регулировании исчезнет, воздействие на хозяйственные процессы допустимо лишь в исключительных ситуациях.

Экономический с трой, к которому надо стремиться, должен обладать характерной для совершенной конкуренции действенной системой цен. Базовыми принципами строя конкуренции Ойкен считал неприкосновенность частной собственности (в том числе монополий); стабильность денежного обращения и национальной валюты; открытость рынков; свободу сделок и договоров (кроме ограничивающих конкуренцию); материальную ответственность руководства за действия хозяйственньгх единиц (то есть недопущение фиктивньгх компаний); постоянство экономической политики.

Критики теории фрайбургской школьг говорили о нереальности подобной модели, так как нельзя повернуть развитие экономики вспять, остановить монополизацию и вернуть прежнюю конкуренцию, да и вообще именно конкуренция и естественньгй отбор привели к образованию монополий.

Вопросы социальной политики в теории фрайбургской школьг не имели самостоятельного значения. Считалось, что социальную справедливость в условиях совершенной конкуренции должно обеспечить рьшочное распределение доходов, и лишь «если самопомощь и страхование окажутся недостаточными», станут необходимы «государ- ственньге благотворительньге учреждения».

После Второй мировой войньг идеи фрайбургской школьг получили распространение в ФРГ и других странах Запада. С 1948 г. под редакцией Ойкена издается ежегодник «Ордо» (в его трактовке — «строй соревнования») о хозяйственном и общественном строе, что дало немецкому неолиберализму новое название — «ордолиберализм». Тогда же он стал официальной экономической доктриной ФРГ, на его основе А. Мюллер-Армак, JI. Эрхард и рад других ученых разработали концепцию социального рыночного хозяйства.

Термин «социальное рыночное хозяйство» первым использовал Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) в работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947 г.). С теорией фрайбургской школы эту концепцию объединяют приверженность частной собственности, признание двух типов экономического строя, вера в возможность третьего пути развития между капитализмом и социализмом. Однако Мюллер-Армак отказался от возрождения совершенной конкуренции путем ограничения монополий и сделал акцент на вопросах социальной политики. Он предполагал осуществление социальной компенсации, способной сократить разрьгв в доходах населения и социальное расслоение общества. Главньгм инструментом компенсации должно было стать прогрессивное налогообложение и перераспределение средств в пользу малоимущих за счет дотаций на конкретньге цели: детей, квартплату, строительство жилья и т. п. Предполагалось также создание достойной социальной инфраструктурьг и развитой системьг социального страхования.

Эти идеи, наряду с заботой о восстановлении конкурентного рьгнка, взяло на вооружение правительство ФРГ. В ходе применения концепции социального рьгночного хозяйства ее положения были конкрети- зированьг и дополненьг лозунгами «Благосостояние для всех» и «Собственность для всех». Воплощение этой концепции в жизнь связано с именем Людвига Эрхарда (1897-1977)— министра экономики, а затем вице-канцлера и канцлера ФРГ. Свою программу и опыт ее реализации он изложил в работе «Благосостояние для всех» (1956 г.).

Источник:

economics.studio

Неолиберализм, его школы и основные идеи

Неолиберализм

Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Либерализм как система взглядов ведет начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Либерализм основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено.

Другим источником неолиберализма, и в особенности его фрайбургской школы, является историческая школа Германии. Ее представители впервые стали рассматривать политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), неоавстрийскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ой- кен, Л. Эрхард) школы. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики.

В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Историческая и фрайбургская школы Германии

Историческая школа возникла в Германии в середине XIX в. там, где классическая школа не получила распространения. Представители исторической школы считали, что экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и чертами национального характера. Они считали общие экономические законы производства, обмена, распределения выдумкой англичан.

Методологические особенности исторической школы:

  • учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;
  • выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;
  • определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

По мнению представителей исторической школы, экономические законы не следует отождествлять с природными, которые неизменно проявляют себя, благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политэкономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от факторов неэкономического свойства, т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды: национальных особенностей и традиций, исторической случайности, географических условий страны, особенностей национальной культуры, психологии, религии.

У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, т.е. чем выше уровень производительных сил, тем более развитой будет социальная среда. В трудах немецких авторов экономические и неэкономические факторы рассматриваются во взаимосвязи. Эта позиция привела к зарождению идеи об уникальности немецкого национального духа.

У классиков историзм проявляется через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие авторы использовали сугубо хозяйственный подход.

В процессе эволюции исторической школы Германии в литературе выделяют три этапа:

Первый этап: 40-60-е гг. XIX в. получил название «Старая историческая школа» (В. Рошер, Ф. Лист, Б. Гильдебрандт, К. Книс).

Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа» (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер).

Третий этап: первая треть ХХ в. «Новейшая историческая школа» (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

Заслуга представителей старой исторической школы заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем легли в основу методологии социально- институционального направления.

«Старая» историческая школа

Основателем исторической школы считается Фридрих Лист (1789-1846 г.). В своем главном труде «Национальная система политической экономии» (1841 г.) он выступил против английских классиков. В центре его работы — национальная экономика как целое, в ее взаимосвязях с внешним окружением. Основные идеи книги:

1. Теория производительных сил. Рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей. Задача политики — объединить людей, обеспечить промышленное воспитание нации; это облегчит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации.

2. Концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением о стадиях производства. Предложенные Листом стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое хозяйство», «земледельчески-ремесленное хозяйство». В итоге нации приходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность, торговля. Смысл «теории стадий» состоит в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их теория свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.

3. Обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органически целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных коренных интересов нации.

Эти же взгляды разделяли Вильгельм Рошер (18171894 гг.), выпустивший в 1843 г. книгу «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебрандт (1812-1878 гг.), главная работа которого «Политическая экономия настоящего и будущего» вышла в 1848 г. и Карл Книс (1821-1898 гг.), изложивший свои взгляды в работе «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853 г.).

«Новая» историческая школа

Она развивала методы «старой» школы в новых условиях. Германия была уже единым национальным государством, отпала необходимость доказывать жизненную важность объединения и жесткого протекционизма. Но националистические мотивы и культ государства остались традиционными чертами, подпитывавшимися внешнеполитической агрессивностью Германского государства. Густав Шмоллер (1838-1917 гг.) в своих работах «История мелкого ремесленного производства в Германии в Х1Х в.» (1870 г.), «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» (1897 г.) был твердо уверен в том, что политическая экономия может превратиться в доминирующую общественную науку только тогда, когда установит прочные научные связи с этикой, историей, социологией, политологией.

Шмоллер выделял три сферы деятельности в экономической практике: частное хозяйство, государственное хозяйство, харитативное хозяйство. В первом типе господствует личный интерес, во втором — общественный, основанный на принципе принудительности, в третьем благотворительность. В сферах первого типа возможны злоупотребления и другие крайности, которые должны регулироваться государством и нравственными нормами. В третьем — преобладают нравственные мотивы. В числе функций государства представители «новой» исторической школы называли следующие: забота об умственном и эстетическом воспитании; здоровье; развитие путей сообщения; покровительство старикам, детям; помощь рабочим, получившим увечья.

Луйо Брентано (1844-1931 гг.) в работах «Современные рабочие гильдии (1871-1872 гг.), «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда» (1877 г.), «Аграрная политика» (1897 г.) выдвигал идеи о коренном изменении положения рабочих и ликвидации неравенства путем организации профессиональных союзов, потребительской кооперации, фабричного законодательства.

«Новейшая» историческая школа

Крайности в применении исторического метода характерны для работ Вернера Зомбарта (1863-1941 гг.). За долгую жизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма. В работе «Герои и торговцы» (1915 г.) Зомбарт противопоставляет «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев) и обосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе «Немецкий социализм» (1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капитализму. Основные элементы этой модели — корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление — были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) в 1919-1920 гг. читал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в виде книги «История хозяйства» (1923 г.), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы от идеала. Это метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей — собственников и организаторов производства. В результате сложилась «рационалистическая» форма капитализма.

Историческая школа за редким исключением не внесла заметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В конце Х1Х в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая — что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца Х1Х — первой трети ХХ вв. — институцио- нализме, а также в ордолиберализме.

Фрайбургская школа (ордолиберализм)

Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассицизм и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.

С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических, а не микроэкономических позиций. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектом этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах «Основания национальной экономии» (1947 г.) и «Основные принципы экономической политики» (1950 г.).

Экономический строй - совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс.

Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально- управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное хозяйство. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.

Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.

Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия — отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.

Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

Основные принципы строя конкуренции по Ойкену:

  • неприкосновенность частной собственности;
  • стабильность денежной валюты;
  • открытые рынки;
  • свобода всех сделок и договоров;
  • возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
  • постоянство экономической политики.

Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:

  • из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускали ордолибералы;
  • строй конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х гг.

Данные обстоятельства были учтены теоретиками «социального рыночного хозяйства». Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство».

Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.

Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение этих средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, по болезни, — и достойной человека социальной инфраструктуры.

Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице- канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства — свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

Основные направления экономической теории и мысли

Экономические учения Древнего мира и в период средневековья

Экономическая мысль античностиЭкономическая мысль Древнего мира и Средневековья Экономические учения в России

Отечественная экономическая мысльРусская правда Ярослава МудрогоЭкономисты России и их теоретические разработки Современная экономическая теория

Меркантилизм. Ранний и поздний меркантилизм

Политика меркантилизмаШкола меркантилизма. Развитие экономической теории меркантилизма Физиократы - экономическая теория и представители физиократов

Франсуа Кенэ, его учениеЭкономическая таблица Ф. КенэТюрго, Анн Робер Жак - его экономическое учениеПредставители классической школыПолитическая экономия. Экономическая классическая школаКлассическая экономическая теорияБогатство народа по СмитуАдам Смит - экономическая теория и принципы учения А. СмитаДавид Рикардо - теории и экономическое учение Д. РикардоЖан Сэй - теории и учение СэяУильям Петти - экономические теории и учение У. Петти Неоклассическое направление

Неокейнсианское направлениеМодель Харрода - Домара Неолиберализм, его школы и основные идеи

Неолиберальное направлениеМонетаризм Институциональное направление

Источник:

www.grandars.ru

Теория хозяйственного порядка Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм в городе Новокузнецк

В представленном интернет каталоге вы можете найти Теория хозяйственного порядка Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные предложения в группе товаров Бизнес и экономика. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой город России, например: Новокузнецк, Волгоград, Ульяновск.