Книжный каталог

Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша 314 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
В. Г. Дмитриева Самые популярные методики раннего развития малыша В. Г. Дмитриева Самые популярные методики раннего развития малыша 119.9 р. litres.ru В магазин >>
Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет 234 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори От 6 мес. до 6 лет Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори От 6 мес. до 6 лет 253 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мальцева Ирина 3 лучшие методики раннего развития. Мария Монтессори,Гленн Доман, Николай Зайцев Мальцева Ирина 3 лучшие методики раннего развития. Мария Монтессори,Гленн Доман, Николай Зайцев 315 р. ozon.ru В магазин >>
Дмитриева В. 1500 упражнений, заданий и тестов для развития малыша 2-3 лет Дмитриева В. 1500 упражнений, заданий и тестов для развития малыша 2-3 лет 235 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Дмитриева В. 1500 упражнений, заданий и тестов для развития малыша 4-5 лет Дмитриева В. 1500 упражнений, заданий и тестов для развития малыша 4-5 лет 235 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша

Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша

Пол должен быть безопасным, чистым, теплым, гладким, ровным.

Перед тем как выпустить на пол малыша, «опуститесь до его уровня», не поленитесь и пройдите на четвереньках предполагаемый маршрут маленького путешественника. Вы сразу увидите, что нужно изменить, устранить или, наоборот, добавить.

Проверьте, нет ли сквозняка. По возможности застелите пол ковролином. Вначале достаточно застелить лишь то место, по которому малыш будет ползать.

И, наконец, еще один очень важный момент. Если вы относитесь к полу как к неподходящему и враждебному месту для ребенка, то малыш и сам будет относиться к этому месту как к чему-то странному и опасному. Если вы будете считать это место самым идеальным местом для развития, то и ребенок обязательно почувствует ваш положительный настрой.

«С пола упасть нельзя».

Закон Мерфи Ешьте, спите, играйте, учитесь – делайте все на полу.

Трек для ползания

О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием. На треке, считает Доман, малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов.

Это довольно простое приспособление разработали в Институте ускоренного развития ребенка. Трек достаточно широк, чтобы ребенок мог свободно шевелить руками и ногами, и достаточно узок, чтобы позволить ему отталкиваться ногами от стенок.

Поскольку трек прямой, то и ребенок не будет тратить время на движения вправо или влево, что свойственно всем новорожденным. Кстати, такие отклонения в «маршруте» не нравятся малышам, поскольку не позволяют предсказывать или контролировать собственные передвижения. Кроме того, трек защищает от сквозняков и случайных столкновений. Поверхность легко чистится и остается чистой длительное время.

Чтобы стимулировать желание ползать, оставляйте в дальних углах комнаты яркие игрушки или другие предметы, интересные для ребенка.

Можно использовать в качестве трека подставки на пеленальные столики. Они легко снимаются, моются, имеют мягкие бортики, но довольно короткие и скользкие.

Некоторые родители приспосабливают для ползания гладильные доски, устанавливая их под небольшим наклоном. Доска длиннее пеленального столика, но у нее нет бортиков, поэтому доску необходимо устанавливать между двумя опорами, например, между диваном и стеной, чтобы малыш не упал.

Если вы хотите, чтобы ребенок пораньше начал ползать, слегка наклоните ваше приспособление. Пусть сила гравитации придет на помощь вашему ребенку. Главное – установить правильный угол наклона. Если наклонить трек слишком сильно, то ребенок будет просто скатываться вниз. Наклон трека необходим, если малыш перенес мозговую травму или отстает в физическом развитии. Доман советует сохранять трек наклонным до тех пор, пока ребенок не начнет ползать по полу.

В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе малыш делает свое первое открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не задевая животом пол. Это новый этап в развитии!

Ползание на животе можно назвать движением ради самого движения, тогда как ползание на четвереньках – это уже целенаправленная деятельность.

Теперь придется переодеть малыша: ему понадобятся носки и длинные штанишки, иначе пострадают колени. А одежду жалеть не стоит!

Рекомендации Домана достаточно категоричны – многих это отпугивает. Но они и невероятно эффективны – многих это привлекает.

Читайте литературу, знакомьтесь, принимайте решение. И помните: главное, ради чего американский врач занялся воспитанием и образованием, – стремление доказать, что каждый родитель способен дать возможность своему ребенку достичь лучших результатов, каких только можно достичь.

«За» и «против»

Мнения специалистов

Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75 % детей.

Методика дает ребенку энциклопедические знания, развивает память, логику, а система подвижных игр и упражнений укрепляет его физически.

Но, как мы уже говорили, система Домана возникла как результат накопленного практического опыта. Жесткие условия требовали жестких решений. В наших условиях не все в его подходе к развитию детей кажется убедительным и оправданным. Итак, остановимся подробнее на некоторых спорных положениях.

Система очень ограничивает мир ребенка: он видит только карточки, которые ему демонстрируют, и почти не играет со своими сверстниками, более того, у него не остается времени даже на игры в обычные куклы и машинки.

В методике Домана нет «обратной связи» — не говорится об общении родителей и ребенка и не приветствуется какая-либо активность, творчество со стороны малыша. Получается, что воспитание сводится к подаче информации со стороны родителей, а малыш становится пассивным участником, превращаясь в объект обучения. Многих смущает, что маленький человечек получает обширный объем знаний, который пока не способен применить на практике. Полученная информация напоминает огромный архив, работать с которым крохе сложно.

Ребенок не активен, «работает» только его зрение. Малыша «нагружают» фактами, при этом эмоционально он развивается недостаточно. А ведь каждый «факт» малышу надо пощупать, потрогать и попробовать «на зубок», т. е. исследовать его с помощью всех органов чувств, и только потом уже решить, какое место он занимает в мире. Поэтому сложности в ходе занятий возникнут у родителей детей-непосед и детей-кинестетиков. Они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять, – исследовать. А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.

Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1–2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5–10 секунд. Но не лучше ли показывать медленнее, чтобы ребенок успел охватить взглядом все составляющие образа? Ведь в столь малом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. И даже если у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то все равно ему, скорей всего, будет сложно представить себе за словом предмет из-за слишком быстрого показа и меняющегося слова. Он просто не успевает к ним привыкнуть. Не получается ли, что мы с младенчества учим ребенка мыслить абстрактно. А не лучше ли образно? Скорей всего, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Ведь ребенок не электронное считывающее устройство.

Глен Доман считает, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная, с его точки зрения, игра – это родительский способ «отделаться» от него. Между тем психологи доказали, что игра – это моделирование мира и возможность самовыражения!

Методикой Домана не предусмотрено развитие способности чувствовать, сопереживать. Но ведь искусство нужно не столько знать, сколько любить. Чтобы быть эстетически образованным человеком, недостаточно знать только названия картин и фамилии художников и узнавать композитора по его портрету. С другой стороны, ребенок усваивает большой объем информации. А для развития творческих и исследовательских способностей можно использовать и другие методики. Вызывает сомнение целесообразность механического запоминания содержания карточек, посвященных искусству, – эстетическое воспитание, уровень эмоционального восприятия не могут определяться количеством накопленной информации.

Очень трудоемкая методика. Большинство родителей смущает и пугает процесс подготовки и демонстрации пособий. Методика требует от родителей большой самоотдачи, что не всегда возможно при современном темпе жизни, даже при условии приобретения готовых карточек (в основном их придется изготавливать самим). Постепенно количество карточек и показов вырастает почти до бесконечности. Создается впечатление, что в течение дня вы только и делаете, что показываете старые карточки и изготавливаете новые. Ведь чтобы только начать занятия, нужно подготовить 3 блока карточек (по 5 в каждом). Насколько реально 30 раз в день бросать все дела, усаживать ребенка на одном месте и при этом каждый раз сохранять отличное расположение духа и получать от занятий удовольствие?

Родители, обучающие детей по методике Домана, действительно «живут для ребенка». Но не стоит забывать, что автор общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. И тут перед папами и мамами возникают вопросы: нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

На эти вопросы придется отвечать вам, дорогие родители.

Несколько десятков ныне здравствующих нобелевских лауреатов обучались по системе Глена Домана.

Глас народа

Алена К.: «Нередко в семье бывает так: с ребенком много разговаривают, поют ему песенки, читают книги. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи малыша. Между тем результаты часто бывают неблестящими. Вот один из подобных случаев. Оля (2,4 года) днем на попечении бабушки, которая постоянно рассказывает сказки, поет песенки, вечером мама и папа куклами инсценируют перед ней спектакли. Проверка показала, что девочка знает лишь названия отдельных предметов – около 150 слов вместо 400, которые полагается знать в ее возрасте, и около 20 названий действий. Отсюда очевидно, что большая часть того, что ей рассказывают, для нее остается только шумом».

Лариса З.: «Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одной карточке сверху – картинку, снизу – подпись».

Татьяна Б.: «Я тоже педагог-психолог и я очень много вижу детей, с которыми занимались по Доману, а теперь родители плачут: помогите, что делать?!

С детьми второй группы применяли также одну книгу, но с ней производили большое количество действий: „Вот книга!”, „Открой книгу!”, „Закрой книгу!” и т. д. – всего 20 различный действий; в каждое из них входило слово „книга”, и каждое требовало определенной двигательной реакции.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания, заключавшиеся в том, что перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по цвету, толщине, обложке и т. д. Взрослый обращался к ребенку со словами: „Дай книгу!” Дети из первой группы брали одну книгу – ту, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они брали первый попавшийся предмет (кукла, заяц и т. д.) или же не давали никакой двигательной реакции. Значит, для детей этой группы слово „книга” оставалось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело… (то, на чем строится чистая методика Домана).

Все малыши второй группы в этих испытаниях выбирали из лежащих перед ними вещей сначала знакомую книгу, а затем и все остальные. Они не только смогли отличить книги от всех других предметов, но и обобщить их одним словом».

Екатерина Т.: «Вначале я была в восторге от методики Домана. Но после того как я начала ее использовать, меня насторожило то, что по этой методике ребенок воспитывается потребителем. Он должен пассивно смотреть. Но это же противоречит самой природе ребенка! Он ведь все хочет потрогать, подвигать, попробовать на вкус. Если мы будем настаивать на пассивном восприятии, то будем заглушать любопытство, исследовательское поведение. Надо действительно хорошо подумать, прежде чем что-то делать с ребенком. Но с другой стороны, ребенок должен научиться видеть, слышать, запоминать. Надо расширять его кругозор. Но как? Помогите…»

ТаТа: «Самое смешное, что ребенок смотрел с удовольствием, даже мог «прочитывать» – угадывать карточки. Но когда то же самое слово показывали не на карточке, ребенок его не узнавал (это относится и к методике Николая Зайцева). С энциклопедическими знаниями все проще. Показывай себе! Малышу все интересно! Маме только может надоесть, особенно когда надо будет программы по уровням составлять (это я проходила). Мне, например, стало ясно, что тратить время на составление программы на группу карточек (в письменном виде) я больше не хочу! Я лучше ребенку своими словами расскажу что знаю или в книжке покажу и прочитаю то, что он сможет понять».

Борис К.: «Думаю, не стоит начинать заниматься до года по карточкам. Почему? Прочитайте Домана. Если следовать его физической программе, хорошо развитый ребенок начинает ходить примерно в 8–9 месяцев, то есть он достигает пика своего физического интеллекта, остается только отрабатывать бег, прыжки… Значит, к году такой ребенок готов к интеллектуальному развитию (чтению). Но если ваш ребенок начал ходить в год, то созреет он только к 1,3–1,4, а может, и в 1,6–2. Поэтому грудные дети и сбегают с „уроков чтения”, так как им не до этого, им важнее научиться сперва ходить, бегать, а потом садиться за чтение. И они абсолютно правы.

И совсем не обязательно, как советует Доман, показывать по 5 слов в день, по 3 раза в день. Просто показывайте, когда есть время, 2–3 презентации в течение недели. Как только они надоедят ребенку (а вы это сразу заметите), замените презентацию новой.

И вообще: не ставьте себе амбициозных целей обучить ребенка чтению до 2 лет. От этого будете страдать не только вы сами, но и ребенок. Поверьте, есть намного более интересные развивающие занятия, чем просто чтение. Уделите лишнюю минуту ласкам, общению с ребенком, а не показу карточек, это принесет намного больше пользы. Но это мой личный опыт, который я никому не навязываю. Просто думаю, кому-нибудь он пригодится и поможет».

Леонид В.: «А зачем бегло читать в год, если ребенок не в состоянии понять смысл прочитанного? Конечно, приятно продемонстрировать это друзьям. Но не больше. Детская психика – вещь хрупкая. Перегрузишь – и сломаешь человеку жизнь. Посмотрите на подросших чудо-детей. Зрелище в основном печальное. Вам это надо? Нельзя отнимать у ребенка детство. Все придет со временем, когда мозг более сформируется. И знания будут намного прочнее, если дать их подготовленному ребенку. Кстати, такие дети быстро догоняют, а потом перегоняют своих сверстников, замученных ранним обучением».

«Чудо – в самом ребенке, а не в методике».

Глен Доман Марина В.: «Отлично написано! Полностью согласна. У меня есть масса примеров, когда малышей до 3-х лет водят на 3 кружка сразу, совмещая это еще и садом, дергая ребенка туда-сюда, нарушая режим, – отсюда разбитость, усталость, болезни, сменяющиеся гиперактивностью… При этом, мамы-то, конечно, утверждают, что ребенку это очень нужно, ему очень нравится. А по-моему, это нереализованные родительские амбиции. Заниматься ребенком нужно и важно, но во всем мера нужна и всему свое время. Я сама научилась читать в 4 года, потому что очень хотела, без всяких методик, а в 1 классе мне часто было скучно, когда остальные дети еле-еле учились читать по слогам».

Елена З.: «Все ленивые родители так говорят. Просто не нужно доводить хорошие задумки до их полной противоположности. Я не водила своих детей, как моя подруга, по разным кружкам. Зато и широтой интересов из-за моей лени, нежелания посуетиться и деньги найти на занятия, подросшие дети не страдают. И кто тут прав?»

Марина К.: «Вложение больших усилий, энергии в ребенка грозит потом разочарованием. Как же так? мы так много занимались, а он – такой, как все. Ничем не отличается!? А вдруг чуть хуже, чем некоторые? Тогда вообще крах?»

Елена З.: «Да не о себе, не о своих разочарованиях нужно думать, а о ребенке!»

Татьяна Б.: «А я и в помине не собираюсь из своего ребенка растить Джимми-нейтрона! Я, сколько себя в детстве помню, всегда была любознательной и хваткой. В итоге к первому классу я умела бегло читать, хорошо писала и считала. Ну и что? Что мне это дало. А вот и ничего, кроме нелюбви учителя и ненависти к учебному процессу. Так что никаких методик и карточек. Вот как в садике обучат, так и в школу пойдет».

Анжела Д.: «Приведу главный довод, почему я за Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже и второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинает накапливаться снежный ком из проблем: ребенок не усвоил одно, а ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса.

Отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Алена Ф.: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3 месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям с 3 месяцев ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники раннего развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?” – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться. А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.

Дальше: с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?” Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. С 10 месяцев учились считать. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы помимо целых слов выучили еще и все известные слоги. Сейчас нам 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения».

Подведем итоги. Оригинальная система раннего развития детей Глена Домана действительно эффективна. Если вас что-то не устраивает в этой методике, отнеситесь к проблеме творчески – так, как это сделали мамы «со стажем» – Сесиль Лупан, Лена Данилова и многие, многие другие…

Сесиль Лупан

Главная профессия– мама

Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьей фамилией – Бран. В 1981 году Лупан отправляется в США, где долгое время преподает актерское мастерство. Однако главным делом ее жизни стало материнство. Молодая мать пытается наилучшим способом развить интеллект двух своих дочерей, не перегружая их информацией, чтобы девочки росли психологически здоровыми людьми. Она стала изучать существующие методики воспитания, на практике проверяя их достоинства и недостатки. Наибольший интерес вызвала у нее система раннего развития Глена Домана, семинары которого Лупан посетила в Филадельфии. Его энтузиазм и вера в огромные потенциальные возможности ребенка вдохновили Лупан на создание собственной системы обучения и развития детей. Исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Домана, который наблюдал сразу за большим количеством малышей и поэтому не мог проникнуть в душевный мир каждого, Лупан, наблюдая только за двумя собственными дочками, очень тонко чувствуя их, попыталась дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.

Методика Глена Домана рассчитана на среднестатистического ребенка, потому отправная точка для него – возраст. Сесиль Лупан более тонко подбирает методы обучения; главное для нее – возникновение интереса, учет природных склонностей, индивидуальности малыша.

И вот бывшая актриса написала книгу «Поверь в свое дитя!», которая стала настольной для многих молодых мам. Каждый из родителей найдет в ней массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка, подстраиваясь под его характер и темперамент. Цель книги – дать советы родителям, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.

Книга не является справочником по уходу за ребенком, не содержит рецептов на тему «Как вырастить гения». Ее основная идея в другом: подсказать родителям, как помочь ребенку открывать удивительный окружающий мир. Лупан высказывает интересную мысль: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. На искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они самые главные и лучшие педагоги.

Лупан расширила и адаптировала к домашним условиям систему развития двигательных навыков Глена Домана, дополнив ее своими упражнениями и системой обучения плаванию новорожденных, разработанную Клэр Тиммерманс, составила программы по обучению детей истории, географии, истории искусств, рисованию, музыке и другим областям знаний.

Методика Сесиль Лупан – ненавязчивая и, можно сказать, душевная, потому что создавалась с любовью к своим дочерям.

Она не дает конкретных рекомендаций, когда, как и чему учить ребенка, а предлагает советы. Потому ее советы-подсказки правильнее рассматривать именно как опыт, а не как методику. Но опыт эффективный!

Ее лекции, теле– и радиопередачи с ее участием до сих пор интересны молодым папам и мамам, а опыт признан во всем мире и используется как родителями, так и педагогами.

Основные принципы обучения

Что бы вы ни делали (меняете пеленки, одеваете на прогулку, смотрите в окно), обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая зрительные, слуховые и тактильные ощущения, можно говорить о гармоничном развитии ребенка.

Иначе интерес будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую и взрослый, и ребенок играют с удовольствием.

¦ главные преподаватели для малыша – его родители;

¦ обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

¦ не надо проверять своего ребенка;

¦ любознательность поддерживается быстротой и новизной;

¦ если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;

¦ не ограничивайте горизонты вашего ребенка;

¦ заниматься нужно с рождения.

Обучение по методике Сесиль Лупан – это процесс, при помощи которого ребенок приобретает новые знания.

Главное – интерес

Не стоит зря тратить время на подготовку к занятиям – их нужно проводить в любых условиях. По мнению Лупан, гораздо эффективнее ежедневных «занятий» информация, полученная в повседневной жизни. Проводить «урок» можно в любых условиях, без специальной подготовки: на прогулке, в транспорте, в магазине.

Если малыш утратил интерес, не получает удовольствия и не движется вперед в своем развитии, прекратите уроки на несколько недель или даже месяцев. Это поможет не растерять интерес. Более того, чтобы знания «отстоялись», считает Лупан, нужно время. Когда вы возобновите занятия, то будете приятно удивлены, увидев, какие успехи делает ваш малыш.

И не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение «с максимальной пользой», постоянно занимаясь с ребенком чем-то развивающим. Минуты шумных подвижных игр не менее важны для взаимного общения и понимания друг друга, чем совместные «научные» исследования.

Источник:

thelib.ru

Самые популярные методики раннего развития малыша Дмитриева Валентина скачать бесплатно

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки. Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ

ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙСтоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…

Если ты уже один из нас, то вход тут.

Сквозь вашу голову ежесекундно пролетают незамеченными более 100 миллиардов нейтрино.

Самые популярные методики раннего развития малыша (Дмитриева Валентина)

Существуют ли стопроцентно эффективные методы, одинаково полезные для всех детишек? Как выбрать систему воспитания, к чему прислушиваться – к голосу разума или к материнскому сердцу? Об этом вы узнаете, прочитав новую книгу В. Дмитриевой.

Источник:

log-in.ru

Читать бесплатно книгу Самые популярные методики раннего развития малыша, Валентина Дмитриева

Самые популярные методики раннего развития малыша Вступление

Раннее развитие: мода или необходимость?

С рождением ребенка, а все чаще – с момента его зачатия, молодые папы и мамы вступают на путь открытий и ошибок, восторгов и разочарований. Как помочь любимому чаду вырасти здоровым, умным, счастливым? Какова роль взрослых по отношению к детям? Какие задачи мы ставим перед собой? Передать свой опыт или создать условия для приобретения собственного? Оградить от ошибок, стараясь на всякий случай «подстелить соломку», или предоставить возможность выбирать? Наконец, верим ли мы в способности ребенка к саморазвитию и самообучению, готовы ли общаться с маленьким, но свободным человеком?

Мы выстраиваем свою жизнь и жизнь своих детей в соответствии с личными вкусами, привычками, семейными традициями, взглядами и принципами. Поэтому в каждой семье формируется свой стиль воспитания. Но поиск единственно верного пути всегда начинается со знакомства с чужим опытом. Родители штудируют книги о воспитании, читают диалоги на Интернет-форумах, слушают воспоминания родных и друзей… И выясняется, что сегодня «принято» растить детей, опираясь не на опыт бабушек и прабабушек, а «по Серзам» или «по Споку», обучать «по Доману» или «по Зайцеву» и т. д. Более того, оказывается, можно достичь невероятных педагогических результатов, о чем подробно рассказывается в «умных» книжках, посвященных раннему развитию. Если верить авторам, воспитать гения элементарно просто: читай и выполняй рекомендации. Но можно ли таким образом воспитать НЕ ГЕНИЯ, А ЧЕЛОВЕКА? Существуют ли стопроцентно эффективные методы, одинаково полезные для всех детишек? К чему прислушиваться – к голосу разума или к материнскому сердцу?

Все мы нуждаемся в информации и, разумеется, хотим, чтобы она была исчерпывающей и достоверной, особенно если дело касается самого важного – благополучия нашего ребенка. Но в воспитании, как и в лечении, главный принцип – НЕ НАВРЕДИ! Для того и написана эта книга, чтобы помочь молодым родителям не захлебнуться в потоке мнений, интерпретаций, а порой и досужих домыслов.

Воспитывать ребенка «по старинке» или «по-современному» – решать вам. Читайте, думайте, не противопоставляя доводы рассудка голосу сердца, а стараясь сочетать их, и тогда ваш выбор будет единственно правильным. Главное – не идти против человеческой природы. И если вы согласны с этим утверждением, то вам действительно стоит познакомиться с теорией и практикой раннего развития, основное положение которой – помочь ребенку стать самим собой.

Термин «раннее развитие» предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум 6) лет.

«Не слишком ли рано?» – скажут многие. Вот и раздаются возмущенные голоса сторонников традиционных методов: куда смотрят эти теоретики-практики, педагоги-новаторы? Детей лишают детства! Негодование усиливается, если напомнить, что воспитывать ребенка сегодня все чаще предлагается еще ДО РОЖДЕНИЯ.

А теперь давайте задумаемся, так ли уж нов сам принцип раннего развития. Не в ХХ веке его сформулировали, как думают многие. Всегда находились энтузиасты, которые проводили более или менее успешные педагогические эксперименты в своих семьях. Например, Чарльз Дарвин, известный всем автор создания теории эволюции, был еще и внимательным отцом. Он занимался домашним образованием детей и вел подробные дневниковые записи их развития («эволюции»), анализируя причины успехов и неудач. Один из выводов, который он сделал: опоздаешь – потом не наверстаешь.

А что говорит о воспитании народная мудрость?

«Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит».

Наши предки следовали этому правилу задолго до появления таких наук, как педагогика и психология. И были правы.

Сегодня всем известно, что именно на первом году жизни у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы будущего поведения. Основную массу мозг ребенка набирает в течение первого года жизни. Природные задатки наиболее эффективно (и естественно) развиваются в период от рождения до трех-пяти лет. Вообще именно в период до трех лет малыш интенсивнее всего развивается – такова физиология. Таким образом, ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ УЧИТЬСЯ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ – без этой естественной потребности они бы не смогли адаптироваться в жизни, не приобрели бы необходимые навыки. А значит, в этот период мозг требует не только питания, но и стимуляции, ежедневной тренировки. С каждый годом детская потребность к саморазвитию слабеет, и качества, недостаточно раскрытые в дошкольном возрасте, в дальнейшем «довести до совершенства» будет сложно, а быть может, и невозможно.

Значит, чем мы взрослее, тем медленнее развиваемся? Именно так: развиваемся, но несравнимо более медленными темпами. Активность головного мозга достигает пика к 22 годам, а с 27 лет скорость мышления, способность ориентироваться в пространстве идут на спад. В то же время системы памяти работают без снижения качества в среднем до 37, а эрудиция и словарный запас накапливаются вплоть до 60 лет (данные из журнала «Neurobiology of Aging»). Однако эти результаты исследований могут считаться оптимистичными для тех людей, кто постоянно находится в интеллектуальном и духовном поиске, не останавливается на достигнутом. Обычный же человек, достигнув определенной жизненной цели, в дальнейшем не использует свои физические и умственные ресурсы. У него просто нет такой необходимости – жизнь устоялась. Можно сказать, что он живет далеко не в меру своих возможностей, впустую растрачивая способности, о которых и не подозревает. А для ребенка, входящего в мир, познание – необходимое условие существования.

Чем раньше мы начнем прививать ребенку определенные навыки, жизненные понятия, тем легче и органичнее он их примет.

Чувства и мысли малыша отличаются от чувств и мыслей взрослого человека. К сожалению, некоторые родители полагают, что у ребенка до года существуют лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя его переодеть, накормить, погулять и уложить спать. А когда малыш (вдруг!) становится беспокойным, капризным без видимых на то причин, они искренне удивляются. А ребенок просто единственным доступным ему способом привлекает к себе наше внимание, чтобы мы помогли ему… развиваться. Возможно, именно сейчас ему хочется услышать мамин голос, его интонации, или он пытается понять, почему одно ощущение (приятное тепло) внезапно сменилось другим (холод, сырость и т. д.).

Раннее развитие – путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Наблюдайте за ним, и он сам вам подскажет, какой опыт ему необходим.

И вот что интересно. Если с малышом не просто играть и читать, а заниматься, используя какую-либо методику раннего развития, то он начнет развиваться быстрее и интенсивнее. Словарный запас станет значительно богаче словарного запаса его сверстников, и ваш ребенок, как известный персонаж сказки К. Булычова, птица-говорун, будет отличаться умом и сообразительностью.

Итак, ответ на сформулированный в названии главы вопрос очевиден: раннее развитие – не мода, а необходимость.

«Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. Слава – желательна, но непостоянна. Красота – прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила – завидна, но она разрушается страстью и болезнями. «Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи – лучшие в человеческой природе: разум и честь». (Плутарх, I в. н. э.)

Теория раннего развития: просто о сложном

С тех пор как развитие с раннего возраста вошло в моду, возникла новая, «недетская», проблема. Порой папы и мамы, вдохновленные блестящими перспективами, пытаются реализовать свои упущенные возможности, не считаясь с потребностями и способностями их малыша. Надо же, каждый ребенок, воспитанный по системе, – гений! В три месяца – ползает, в два года – читает, а в три – на скрипке играет. Да, к сожалению, в основе благих родительских побуждений нередко лежат тщеславие, желание добиться какого-то внешнего, очевидного, успеха: если ребенок занимается спортом, то для того, чтобы стоять на самой высокой ступени пьедестала, если играет на каком-либо музыкальном инструменте, то он непременно должен стать лауреатом всех возможных конкурсов и т. д. И тогда «воспитание по Доману (Монтессори, Серзам и т. д.)» превращается в самоцель.

Конечно, гордиться ребенком и его способностями не только можно, но и нужно. Если малыш к трем годам освоил чтение и счет, да еще умеет петь несколько песен на иностранном языке – прекрасно! Но значит ли это, что он более счастлив, чем его «неграмотные» сверстники? Совсем не обязательно…

А между тем главная задача любой методики раннего развития – помочь ребенку вырасти счастливым.

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Итак, прежде чем познакомиться с самыми известными методиками раннего развития, давайте забудем о своих обидах и амбициях. Да, кто-то из нас в детстве мечтал ходить в музыкальную школу, но не было возможности. Кто-то не смог перечитать всю родительскую библиотеку, а кому-то силенок не хватило постоять за себя. Мы уже выросли, нас уже воспитали.

Сводить счеты с собственным детством поздно, и наши дети не должны реализовывать наши неосуществленные мечты. Пусть развиваются в соответствии с их природными наклонностями – в этом суть раннего развития.

Калейдоскоп педагогических открытий: знакомимся, анализируем, выбираем

Конечно, ребенок и без нашего участия растет и развивается. Ему просто надо помочь. Собранные по крупицам из разных источников сведения, разумеется, не годятся для серьезного анализа, а скрупулезное изучение особенностей каждой системы требует много времени. Родители с головой погружаются в изучение разных методик и пытаются понять, какая же подходит их малышу. А ребенок тем временем растет…

Чтобы помочь занятым папам и мамам, мы и написали эту книгу-презентацию. Сначала мы постараемся дать вам самое общее представление об интересующем вас предмете, а о самых интересных и эффективных подробно расскажем в последующих главах.

Попытайтесь определить, что нужно вашему ребенку для гармоничного развития и с каким объемом работы (это очень важный момент!) вы в состоянии справиться.

Главное – помните: обучение должно доставлять малышу удовольствие. Это и есть стимул. Терпение и труд, которые все перетрут, пригодятся, но позже.

Ну а если идея раннего развития вдохновит вас на родительский подвиг, можно будет приступить к чтению первоисточников – список литературы прилагается.

Ниже вы не найдете самые известные имена – признанным мастерам посвящены отдельные главы. Но оставить без внимания опыт этих педагогов было бы несправедливо.

Технология раннего развития Вячеслава Воскобовича

Вячеслав Воскобович, инженер-физик из Ленинграда, создал не просто серию развивающих игр, а целую технологию. В отличие от методик, предполагающих индивидуальный подход, технология предлагает систему, освоить которую может любой человек с любыми способностями, потому что основной принцип – от практики к теории.

Игры многофункциональны. С их помощью малыш осваивает азы математики, учится читать, развивает мышление, внимание и воображение. «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Теремок», «Игровизор», «Конструктор букв» и «Читайки», «Складушки», «Цветовые часы» – вот небольшой список игр, которые обеспечат развитие интеллекта. С каждым годом их становится все больше: «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые авторские методические сказки. Технология развития Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары в разные города.

Она вызовет неподдельный интерес как у совсем маленьких, так и у ребят старшего возраста. Каждая игра – целая сказка, привлекающая внимание своей нестандартностью, необычностью, позволяющая воплощать на практике задумки малыша.

Сложность состоит в приобретении полного комплекта игр и в необходимости посещения обучающих семинаров.

Технологией Воскобовича можно воспользоваться и в составе другой, более подходящей для вас, системы раннего развития.

Использование методов предполагает предварительное посещение семинаров.

Методика Павла Тюленева

С помощью «Метода интеллектуального развития ребенка» (МИРР) можно овладеть чтением, письмом и математикой.

Тюленев считает: каждый ребенок гениален. Однако потенциал утрачивается во многом благодаря устаревшей (по его мнению) системе образования. Тюленев предлагает начинать обучение еще до рождения.

Новаторские приемы – печатание на машинке как доступный способ освоения письма, ведение дневника ребенка, в котором рисуется каждое значимое достижение.

Девиз Тюленева: «Читать (считать, знать, предпринимать) – раньше, чем ходить!»

Одна из самых спорных методик. Требует особого методического оборудования и не приемлет, по словам автора, сочетания с другими системами обучения. Сама технология автором тщательно скрывается.

Методика Марии Гмошинской

С помощью «Метода интеллектуального развития ребенка» (МИРР) можно овладеть чтением, письмом и математикой.

Тюленев считает: каждый ребенок гениален. Однако потенциал утрачивается во многом благодаря устаревшей (по его мнению) системе образования. Тюленев предлагает начинать обучение еще до рождения.

Благодаря этой системе ваш малыш научится рисовать прежде, чем научится ходить.

Рисовать можно с того момента, как кроха начал ползать. Начинать лучше с акварели. Одно условие: сразу помогайте овладевать техникой, ставьте руку, следите, чтобы кисть шла за рукой.

Рисование помогает развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Занятия приносят огромное удовольствие как малышам, так и родителям. Приветствуются любые импровизации с красками, цветной бумагой. Творить можно на больших листах бумаги или обоях.

Необходимо хорошо владеть техникой работы с кистью и красками. Требуется предварительная подготовка мам и пап, не умеющих рисовать.

Методика Михаила Лазарева

С помощью «Метода интеллектуального развития ребенка» (МИРР) можно овладеть чтением, письмом и математикой.

Тюленев считает: каждый ребенок гениален. Однако потенциал утрачивается во многом благодаря устаревшей (по его мнению) системе образования. Тюленев предлагает начинать обучение еще до рождения.

Методика обучения «Сонатал» и музыкальные произведения, созданные Михаилом Лазаревым, позволят вам начать развивать своего малютку еще до рождения.

А чуть подросшему крохе придутся по вкусу разнообразные игры: пальчиковые и ролевые, музыкальные, пение, звукоподражание, игра на детских шумовых инструментах, ритмика.

Методика дородового обучения развивает эмоциональный мир, интеллект; впоследствии ребенок быстрее научится принимать решения и действовать в коллективе.

Очень быстро приобретаются навыки общения, развиваются музыкальный слух и чувство ритма, укрепляются мышцы и формируется правильная осанка.

Для родителей основную сложность представляет поиск нужных музыкальных произведений.

Здесь, конечно, перечислены далеко не все известные имена. И возможно, к моменту выхода этой книги в свет возникнут новые теории, родятся новые гении.

Можно подводить под эти идеи разные теоретические основы, приводить убедительные доказательства целесообразности или вреда раннего развития, но весь многовековой опыт человеческого развития убеждает нас в справедливости простой народной мудрости: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сами собой пробудиться могут только врожденные инстинкты.

А у человека их не так уж и много. Все остальное, в том числе и одаренность, талант, требуют развития, упражнения, кропотливой работы.

Не все педагогические системы одинаково интересны и уж, во всяком случае, все они не бесспорны.

Важно то, что сегодня на основе уже существующих методик возникают целые направления в педагогике.

Раннее развитие как феномен интересно тем, что создает подходящую почву, из которой «прорастают» различные прикладные теории и практики. А это признак того, что сам принцип заслуживает пристального внимания.

Вот один пример. Вероятно, вы уже слышали такое слово – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). В основе этой весьма практической теории – убежденность в том, что все нормальные дети любознательны и даже гениальны.

Так, колоссальная интуиция и способность отыскивать закономерности наблюдается у детей, когда они осваивают речь, не зная никаких законов грамматики. Попробуйте выучить иностранный язык без учебников и словарей! А дети САМИ приходят к пониманию того, что слово может употребляться в разных числах и падежах, склоняться или спрягаться. Но если каждый человек в детстве имеет возможность выйти на самый высокий уровень таланта, то почему же в дальнейшем это далеко не всегда происходит?

Борис Злотин, один из основателей ТРИЗа, считает: очень часто творческое начало в ребенке не только не развивается, но и «задавливается» в раннем детстве. А чтобы это начало развить, не нужны особые усилия. Нужно просто правильно выбирать задачки, которые малыш будет решать. Не обязательно математические! Ведь для ребенка понять, чем один похожий предмет отличается от другого, почему тает сахар в горячей воде и т. д., – значит решить очень сложные и интересные задачки!

Что же и как надо делать, чтобы избежать необратимых последствий? Тризовцы предлагают такую последовательность действий.

1. Начинать воспитывать с дородового периода. После 7 месяцев беременности родители должны общаться с ребенком – существует специальная разговорная программа, разработанная тризовцами. Еще не родившийся ребенок ждет такого общения!

2. С первых дней рождения очень важно работать с детьми по методикам развивающих игр Б. Никитина, М. Монтессори, Г. Домана, Н. Зайцева и т. д.

3. После того как ребенок заговорит, следует использовать простейшие методики РТВ (Развития Творческого Воображения) и ТРИЗ.

4. К 10–12 годам развивающие игры должны постепенно вытесняться изобретательскими играми и задачами ТРИЗ. Это необходимо потому, что тризовские задачки и игры развивают врожденное стремление ребенка к интуитивному познанию, постепенно вырабатывая механизм перевода интуитивных закономерностей в вербальные, т. е. в слова. Одной интуиции недостаточно: опираясь на нее, можно решить задачу, но без обоснования, без доказательств. Да и гарантии, что озарение придет в подходящий момент, не существует: интуиция может «сработать», а может и не «сработать».

Учить ребенка вовсе не значит ограничивать возможности для самовыражения. С первых лет жизни приучать к постоянной работе не значит лишить его счастливого детства.

Если вы считаете, что сегодня – рано, то завтра будет поздно!

«Десятимесячный ребенок еще не умеет говорить… Ему приходится узнавать все свойства вещей на собственном опыте и, значит, развивать в себе качества исследователя наивысшими для себя темпами. Это САМОЕ ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ для развития творческих и исследовательских способностей, больше в жизни оно уже НЕ ПОВТОРИТСЯ. Упустить его – значит замедлить не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка…»

Что же это за время, которое может не повториться? И что изменится, если мы не будем заниматься с малышами с раннего возраста?

В таком случае может наступить НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Роста Способностей.

Необратимое Угасание Возможностей – реальность или «страшилка» для родителей?

В нашей стране впервые о проблеме необратимого угасания возможностей заговорили Никитины.

Информация об этой семье впервые появилась в конце 50-х годов XX века. Жители подмосковного поселка Большево с любопытством и негодованием наблюдали за тем, как детишки босиком бегают по снегу и выполняют головокружительные гимнастические упражнения, которые не всякий спортсмен осилит. Они росли здоровыми и умными: к трем-четырем годам уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а в школе перескакивали через класс. О Никитиных стали писать, дискуссии об их методах воспитания не прекращались в течение многих лет. Было много сторонников, но еще больше – противников.

По мнению Никитина, всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и не так, как было принято, а целенаправленно обучать: «Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны»? то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать – и тем быстрее, чем слабее функционирование» (из статьи «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»).

При использовании книги "Самые популярные методики раннего развития малыша" автора Валентина Дмитриева активная ссылка вида: читать книгу Самые популярные методики раннего развития малыша обязательна.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

bookz.ru

Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша в городе Хабаровск

В нашем каталоге вы можете найти Дмитриева В. Самые популярные методики раннего развития малыша по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка товара может производится в любой населённый пункт РФ, например: Хабаровск, Иваново, Волгоград.