Книжный каталог

Ницше Ф.В. Воля к власти (нов. текст)

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Быть великим — значит давать направление" - эта цитата Ницше как нельзя лучше характеризует его творчество. Фридрих Ницше, пожалуй, один из самых известных мыслителей XIX века. Его самобытная и афористическая философия до сих пор будоражит умы научно-философского сообщества и просвещенных людей. В сборник зарекомендовавшей себя серии "Антология мысли" вошли следующие произведения великого философа: "Антихрист", "Ecce Homo", "Воля к власти" и "Рождение трагедии, или Эллинизм и пессимизм"

Характеристики

  • Код номенклатуры
    ITD000000000636587

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Фридрих Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей Фридрих Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей 97 р. book24.ru В магазин >>
Ницше Ф. Воля к власти Ницше Ф. Воля к власти 171 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ницше Ф. Воля к власти Ницше Ф. Воля к власти 382 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ницше Ф. Воля к власти Ницше Ф. Воля к власти 382 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Фридрих Вильгельм Ницше Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей Фридрих Вильгельм Ницше Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей 189 р. litres.ru В магазин >>
Фридрих Вильгельм Ницше Воля к власти Фридрих Вильгельм Ницше Воля к власти 59.9 р. litres.ru В магазин >>
Фридрих Ницше Воля к власти (нов. текст) Фридрих Ницше Воля к власти (нов. текст) 304 р. book24.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Ницше Ф.В. Воля к власти (нов. текст)

Ф. Ницше: Воля к власти.

Автор: Пользователь скрыл имя

Мораль же на этом пути является способом, каким воля к власти действует в обществе, она зависит от требований жизни, а жизнь – это воля к власти.

Но все это для Ницше – идеальная модель, на самом деле в обществе он наблюдает совсем иную картину. Особенно в западноевропейском обществе, занятом в то время оптимистическим самолюбованием. Ницше ощущал, что в нем преобладает упадок, а не возрастание чувства силы, царит болезнь, а не здоровье, что эпоха отмерла и отжила свое, он призывал общество к бегству в правдивость и ясность. «Дело вообще обстоит скверно. Гибель является всеобщей», – заявляет автор.

Для Ницше общество, исповедующее определенные культурные заповеди, тот или иной народ, – это один из наиболее часто встречающихся образов или понятий, когда речь идет об общественных, социальных, политических, историко-культурных сторонах жизни человечества.

Ницше считает, что в различные периоды времени один и тот же народ может по-разному устанавливать взаимосвязь морали с одной стороны и воли к власти – с другой стороны. Периоды, когда воля к власти преобладает над моралью, когда собственный жизненный интерес ставится во главу угла – это период возрастания мощи, накопление силы жизни. Обратный же процесс – когда моральные устои в обществе преобладают над жизненными, когда собственные интересы уступают интересам другого (как это действует, например, в христианской морали), когда наступает покой и инерция – этот период Ницше характеризует как волю к гибели. При этом происходит постоянная смена «положительного» развития «отрицательным», в итоге история лишается цели: «Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме: жизнь, как она есть, – без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечный возврат»».

И тут выходит на сцену «сверхчеловек», который относится к ключевым понятиям ницшеанской философии и может быть взят за основу, как определяющее целое. Сверхчеловек – это высший биологический тип, который относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: Заратустра – это не «сверхчеловек», это всего лишь путь к сверхчеловеку. Обычные люди – это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. «Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек». Возможно, только общество «сверхчеловеков» смогло бы организовать идеальный для мыслителя мир.

Главным лейтмотивом создания «сверхчеловека» является жизнь по принципу «Веру в то, что «это есть так-то и так-то» нужно превратить в волю, чтобы «это было так-то и так-то»». Нужно преодолеть себя, подняться над собой и тогда, и только тогда, человеческая история обретет, наконец, цели своего развития.

Заключение.

Огромное число людей и сегодня мыслит категориями Ницше, сознательно или бессознательно извлекая из них то, что “подходит”, переделывая в новом ключе как идеи "классиков", так и свои собственные в "их духе".

Не Ницше мыслил категориями фашизма и кoммунизмa, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались "мыслить по-ницшеански".

Безусловно, философия Ницше противоречива и не может быть оценена как «положительная» или «отрицательная».

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, является идея возвышения человека. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие.

На мой взгляд, главным достоинством Ницше является то, что он заставляет спорить, размышлять, сопоставлять, соглашаться или не соглашаться с ним.

Слог, которым написаны его произведения, достаточно понятен и прост, и в то же время – всеобъемлющ.

Ницше призывает созидать новый мир – но по пути к этому миру разрушить все «до основанья», и, несмотря на абсурдность предложения отказаться от таких уже привычных, впитанных с молоком матери догм, иногда ловишь себя на мысли «А что же ЗАТЕМ. А как ТАМ?».

Ницше верил в человека – в человека – творца самого себя, своей истории, в человека гордого и сильного, свободного от всего.

Используемая литература

  1. Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра», Москва, СП «Интербук», 1990.
  2. Ф. Ницше, «По ту сторону добра и зла», т.2, М. Мысль, 1990.
  3. Ф. Ницше, «Воля к власти, посмертные афоризмы», Минск, ООО «Попурри» 1998.
  4. М.В. Желнов, «Воля к власти» как проявление «воли к воле»,М. «Луч»,1993.

Личность Фридриха Ницше. 5

«Воля к власти» как основа философии Ницше. 8

Используемая литература 13

Используя материалы данного сайта, вы можете повысить уровень своих знаний и с легкостью написать свои студенческие работы!

Напоминаем, что выдача документов других пользователей как свои собственные является плагиатом. Просим вас не делать этого никогда!

Источник:

student.zoomru.ru

Фридрих Ницше

LiveInternetLiveInternet -Метки
  • Цитаты (52)
  • Психология (35)
  • Способности человека (18)
  • Бизнес (17)
  • Философия (16)
  • Мужчина и женщина (13)
  • Хроника (4)
  • Секс (4)
-Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Постоянные читатели -Сообщества -Статистика Фридрих Ницше. Воля к власти. Цитаты, часть 1

Крайней формой нигилизма был бы тот взгляд, что всякая вера, всякое признание чего&либо за истинное неизбежно ложно, ибо вовсе не существует истинного мира. Следовательно—это иллюзия перспективы, источник которой заключен в нас самих (поскольку мы постоянно нуждаемся в более узком, сокращенном, упрощенном мире). Мерилом наших сил служит то, в какой мере можем мы, не погибая от этого, признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи.

Такой нигилизм, как отрицание истинного мира, бытия, мог бы быть божественным образом мысли.

a) Как знак повышенной мощи духа—активный нигилизм.

b) Как падение и регресс мощи духа—пассивный нигилизм.

быть может, несравненно большую ценность, чем счита&

лось,— мы должны убедиться в наивности наших идеалов и

увидеть в сознании, что давая миру наивысшее истолкова&

ние, не придали нашему человеческому существованию да&

же и умеренно соответствующей ему ценности.

Что было оклеветано? То, что обособляло высших людей от низших, стремления, разверзающие пропасти.

1) слабые гибнут от этого;

2) более сильные уничтожают то, что еще оставалось целым;

3) сильнейшие преодолевают осуждающие оценки.

Все это вместе взятое и составляет трагическую эпоху.

богатый жизнью, сильный, обогащает ее. Первый паразитирует, второй—одаряет ее…

Я учу говорить «да» всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы.

До сих пор никто не учил ни тому, ни другому — учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отрицанию жизни. Все это суть ценности истощенных.

Добродетель сострадания — именно это сострадание признал я более опасным феноменом, нежели любой порок.

Источник:

www.liveinternet.ru

Воля к власти Ф

Ницше Ф.В. Воля к власти (нов. текст)

+38(044)3628750 БЛАНК ЗАМОВЛЕННЯ Воля к власти Ф. Ницше Фридрих Ницше рассматривает волю к власти как принцип жизни,

роста и стремления к господству — воля к власти определяется как

воплощение воли к жизни (1988, 1994). Он пишет, что сильнейшая и

высшая воля к жизни находит свое выражение не в жалкой борьбе за

существование, но в воле к битве, к власти и превосходству.

Ф. Ницше особо рассматривает категории воли и жизни, битвы и

мощи. В этой последней воле Ф. Ницше видит такое душевное со­

стояние, которое обеспечивает человеку полную гармонию его наи­

более могущественных инстинктов, совести и идеалов Это состояние

он усматривает не только в исполнителях такой воли к власти, но и,

прежде всего, в самом лидере, вожде.

Заратустра в главе «О самообладании» говорит: «Где я находил

живое, там находил я и волю к власти; даже в воли слуги — и там я

находил волю стать владыкой». И далее: «Что сильнейшему должно

служить слабейшее, в этом слабейшее убеждается своей волей, стре­

мящейся стать владыкой над еще более слабейшим: одной лишь этой

радости не согласно оно лишиться. Как меньшее отдается большему,

чтобы самому властвовать над еще более меньшим и радоваться о

нем, так и самое великое, в свою очередь, отдает себя, и могущества

ради полагает жизнь свою».

Ф. Ницше ставит перед собой задачу — изобразить волю к власти

в природе, жизни и обществе как волю к истине и религии, искусству

и морали, проследив ее во всех ее отдаленнейших последствиях. Мо­

раль, по определению Ф. Ницше, есть система оценок, соприкасаю­

щаяся с жизненными условиями.

Человек чувствует свое могущество, причем этому состоянию

Должна предшествовать именно воля — иначе могущество и связан­

ное с ним счастье человека не может быть достижимым. Если в соз­

нании регулярно возникает воля к определенным поступкам, то из­

вестное чувство власти необходимо толковать как ее продукт.

Чувство власти, отмечает Ф. Ницше, есть определенный продукт,

в °зникающий из воли к поступкам. Ф. Ницше замечает, что:

• все сильные чувства удовольствия (задор, сладострастие, триумф,

гордость, смелость, познание, уверенность в себе и счастье) клей­

мятся как соблазн, как грех, как нечто подозрительное;

• чувство слабости, проявление трусости, недостаток уверенности в

себе называются священными и проповедуются как желательные

в высшем смысле.

Достигнутая власть, по определению Ницше, включает в себя:

1) принудительные средства, которыми располагает добродетель,

2) ее средства совращения,

3) этикет (придворный штат) добродетели.

Какими средствами добродетель достигает власти? Отвечая на этот

вопрос, Ницше саркастически отмечает что они соответствуют тем

средствам, которые используют политические партии: клевету, подо­

зрительность, неверие, подкапывание под противоборствующие доб­

родетели, которые смогли добиться власти, навешиванием ярлыков,

систематическими преследованиями и насмешкой. Следовательно,

заключает Ницше, исключительно при помощи безнравственностей.

Что делает над собой всем известная страсть для того, чтобы стать

добродетелью? Перемена имени, принципиальное отречение от сво-J

их целей является упражнением в самонепонимании; союз с сущест­

вующими и признанными добродетелями; афишированная враждеб­

ность к их противникам.

Ницше утверждает, что самоуглубление человека возникает то­

гда, когда могучие влечения человека, которым с умиротворением

общества преграждается возможность проявления вовне, стремятся

разрядиться внутрь при содействии воображения. Потребность во

вражде, жестокости, мести, насилии обращается назад, «отступает

назад»: в стремлении познавать сказывается стяжательность и завое­

вательный инстинкт; в художнике находит свое выражение подав­

ленная сила притворства и лжи; влечения превращаются в демонов,

с которыми нужно бороться и т. д.

Противореча религиозной морали, Ницше отмечает, что аффект

сильное желание, страсть к власти, страсти любви, мести, облада

ния — все это существует. С другой стороны, моралисты хотят заглу

шить их, вырвать вон, очистить от них душу.

По определению Ф. Ницше, развитие человечества включает в се

бя стремление: • добиться власти над природой и для этого власти над собой, так

как мораль была нужна, чтобы обеспечить человеку победу в его

борьбе с природой и «диким зверем»;

• когда власть над природой добыта, то этой властью можно вос­

пользоваться для того, чтобы трудиться для самого себя. Воля к

власти есть самоповышение, возвышение и усиление.

Понятие «сила» требует дополнения, в него должна быть внесена

внутренняя воля, которую Ницше называет «волей к власти», т. е. не­

насытному стремлению к проявлению или применению власти, ис­

пользованию власти как творческого инстинкта и т. д.

Ф. Ницше пишет, что каждая власть в каждый момент развивает­

ся до своих последних пределов. Количество власти характеризуется

именно тем действием, которое оно производит, и тем действием, ко­

торому оно оказывает сопротивление. По настоящему имеется толь­

ко воля к насилию и воля защищать себя от насилия. Ницше опреде­

ляет это как количество «воли к власти».

Ницше замечает, что: «Единственной возможностью сохранить

смысл понятия «Бог» было бы следующее: Бог не как двигательная

сила, а Бог как максимальное состояние, как известная эпоха, как из­

вестная точка в развитии воли к власти, из которой объяснялось бы

в одинаковой степени, как дальнейшее развитие, так и то, что было

раньше, что было до него».

Рассматриваемая механистически энергия вселенной остается по­

стоянной; рассматриваемая экономически, она поднимается до из­

вестной точки высоты и снова опускается в вечном круговороте. Эта

«воля к власти» выражается в направлении, в смысле, в способе за­

траты силы: с этой точки зрения превращение энергии в жизнь и в

«жизнь высшей потенции» является целью. То же количество энер­

гии на различных ступенях развития обозначает нечто различное.

Известное количество сил, связанных с общим процессом пита­

ния Ф. Ницше называет жизнью. Этот процесс питания предполага­

ет как средство своего осуществления все формы так называемого

чувствования, представления, мышления, т. е.: 1) противодействия

всем другим силам; 2) приспособление их в отношении формы и рит­

ма; 3) оценка с точки зрения их усвоения или удаления.

«Жизнь» Ф. Ницше определяет как длительную форму процессов

Уравновешения силы, в течение которых силы борющихся, в свою

очередь, растут в неодинаковой степени. И повиновение и, приказы-

вание являются особыми формами борьбы. Воля к власти устанавливает границы, определяет степени и раз­

личия во власти. Как утверждает Ницше, должно быть нечто, желаю­

щее расти. Интерпретация сама есть лишь средство достигнуть гос­

подства над чем-нибудь.

В органическом процессе мы будем иметь такую волю к власти, с

помощью которой стремящиеся к господству, образующие, повеле­

вающие силы все время расширяют область своей власти, вводя каж­

дый раз все новые и новые упрощения в пределах этой области: им-

Сам индивид, по определению Ницше, существует как борьба со­

ставных частей (за пищу, место и т. д.): его развитие связано с побе­

дой, преобладанием отдельных частей и с захуданием, «превращени­

ем в органы» других частей. Уже чувство подъема, возрастания силы

представляется истинным прогрессом. Только из этого чувство воз­

никает воля к борьбе.

Чем сильнее стремление к единству, тем скорее есть право заклю-

чить о слабости; чем больше стремление к варьированию, дифферен­

цированию, внутреннему распадению, тем более тут силы. Влечения

к притяжению и отталкиванию связаны друг с другом.

Воля к власти во всякой комбинации сил, обороняющаяся против

сильного, нападающая на более слабое — это и будет ближе к истине.

Воля к власти может проявиться только тогда, когда встречает про­

тиводействие, она ищет того, что может оказать ей сопротивление.

Присвоение и усвоение являются, прежде всего, результатами стрем-

ления покорять, формировать, приблизить к своему типу, преобразо-

вывать, пока, наконец, преодоленное не перейдет совсем в сферу вла-

сти нападающего и не увеличит собой последней.

«Что такое быть пассивным?» — вопрошает Ницше и сам дает

ответ: быть стесненным в направленном вперед движении, следова

тельно, осуществлять некоторое сопротивление и реакцию. Актив

ность определяется как тяга к власти, при котором удовольствие и

есть чувство власти.

«Питание» — явление производного характера; первично лишь

желание заключить в себя.

1. Органические функции должны быть возведены к их источни-

ку — основной воле, воле к власти — они откололись от нее.

2. Воля к власти, специализирующаяся как воля к пище, к собствен­

ности, к орудиям, к слугам (повинующимся) и господам: тело как

образчик. Более сильная воля управляет более слабой. Нет ника-

кой иной причинности, как от воли к воле. 3. Мышление, чувствование, хотение во всем живом. Что иное пред­

ставляет из себя удовольствие, как не такое раздражение чувства

власти препятствием (еще сильнее — ритмически следующими

стеснениями и сопротивлениями), от которого оно возрастает.

Напряжение Натянутого лука должно стать громадным.

4. Духовные функции. Воля к творчеству, к уподоблению и т. д.

Образующаяся сила есть то, что стремится накопить как можно

больше «вещества» (как можно больше «силы»). Сила кроется в ка­

Понятие «совершенствования»: не только большая сложность, но

и большая власть (не обязательно только большая масса).

Почему всякая деятельность, так же и деятельность органов чувств,

связана с удовольствием? Всякая деятельность представляет преодо­

ление, завоевание господства и сопровождается ростом чувства вла­

сти? Удовольствие в мышлении. Здесь играет роль не только чувство

власти, но и удовольствие от процесса творчества и оттого, что со­

здано этим процессом; ибо всякая деятельность осознается нами

как «творчество». Творить — значит выбирать и сообщать закончен­

ную форму избранному. (Во всяком волевом акте существенным яв­

ляется именно это).

Ницше отмечает: «Все, что делается с известной целью, может быть

сведено к цели умножения власти». Воля предполагает, что нечто

повелевается (хотя не равносильно тому, что воля «осуществлена»).

Решение вопроса о том, что должно возбуждать неудовольствие и

что удовольствие, зависит от степени власти: то же самое, что при не­

значительном количестве власти представляется опасным и требую­

щим немедленного отпора, может при большей полноте власти иметь

своим следствием приятное возбуждение, чувство удовольствия.

«В чем объективная мера ценности нашего существования?» —

спрашивает Ницше и отвечает: «Только в количестве повышенной

и организованной власти».

Основной феномен: бесчисленное количество индивидов прино­

сится в жертву немногим, — как условие их возможности. Народы и

расы образуют материал для создания отдельных ценных индивидов,

которые продолжают великий процесс.

Общие положения концепции Ф. Ницше:

1) человек как вид не прогрессирует. Правда, достигаются более вы­

сокие типы, но они не сохраняются;

2) человек как вид не представляет прогресса в сравнении с каким-

нибудь иным животным; 3) приручение (культура) человека не проникает глубоко.

Ницше предлагает собственный подход, основными моментами

• воля к власти есть примитивная форма аффекта, что все иные аф­

фекты только ее видоизменения;

• дело значительно уясняется, если на место индивидуального «сча­

стья» (к которому стремится будто бы все живущее) мы поставим

власть: «все живущее стремится к власти, к увеличенной власти»,

удовольствие — это только симптом чувства достигнутой власти,

ставшая сознательной величина разности (живущее не стремится

к удовольствию: напротив, удовольствие наступает вслед за до-

стижением того, к чему оно стремится, удовольствие сопровожда­

ет, удовольствие не движет);

• вся движущая сила есть воля к власти, что, кроме нее, нет никакой

физической, динамической или психической силы.

На всем живом можно ясно показать, что оно стремится не сохра­

нить себя, а делает все, чтобы стать больше. Жизнь как наиболее зна­

комая нам форма бытия, представляет специфическую волю к акку­

муляции силы: ничто не хочет сохранить себя, все стремится к тому,

чтобы быть суммированным, аккумулированным. Жизнь как част­

ный случай стремится к максимуму чувства власти, в существе своем

она есть стремление к большему чувству власти; всякое стремление

есть ни что иное, как стремление к власти; это воля остается самым

основным и самым подлинным фактом во всем совершающемся.

Глубочайшая сущность бытия есть воля к власти, удовольствие

сопутствует всякому росту власти, а неудовольствие всякому чувст-

ву невозможности сопротивления, чувству невозможности одержать

верх. Всякое существо само есть воля к власти, а, следовательно, чув­

ство удовольствия и неудовольствия. Оно ощущает нужду в проти­

воположностях, в сопротивлении, т. е., относительно, в других един­

ствах, стремящихся к расширению своих пределов.

Существует возможность неудач и роковых случайностей. Всякая

сила может проявиться на том, что оказывает сопротивление, в каж­

дое наше действие входит ингредиент неудовольствия. Но неудоволь­

ствие это действует как новое возбуждение к жизни и укрепляет волю

к власти! Неудовольствие не только не влечет за собой уменьшения

нашего чувства власти, а действует на это чувство власти именно как

раздражение, — стеснение играет роль стимула воли к власти.

Существует, как указывает Ф. Ницше, а) неудовольствие как сред-

ство раздражения для усиления власти, характеризующийся вызовом, бросаемым противнику и в) неудовольствие как средство расточения

власти; в первом случае это стимул, во втором — результат чрезмерно­

го раздражения, характеризуется неспособностью к сопротивлению.

По определению Ницше существует два вида удовольствия — от

засыпания и от победы. Богатые и живые хотят победы, преодолен­

ных противников, хотят для своего чувства власти завоевания новых

областей. Эту потребность ощущают все здоровые функции организ­

ма — и организм, взятый в целом, является комплексом такого рода

систем, борющимся за рост чувств власти.

Человек, ставший господином сил природы, господином собст­

венной дикости и разнузданности, человек в сравнении с дочелове-

ком представляет колоссальное количество власти.

Жизнь, определяет Ницше, есть только средство к чему-то: она

есть выражение форм роста власти. Он отмечает, что необходимо

сделать попытку построить научную систему ценностей на шкале

степеней силы, выраженных в числе и мере. Движение вверх по этой

шкале обозначает возрастание ценности — движение вниз обознача­

ет уменьшение ценности.

Бог определяется Ф. Ницше как кульминационный момент — как

высшая точка власти.

В понимании Ницше существует два пути развития:

а) все большее подавление социальных групп и подчинение послед­

них маленькому, но более сильному числу;

б) все большее подавление привилегированных и более сильных,

а следовательно, торжество демократии, и в конце концов анархия

элементов (как созвучны его слова нашему времени).

Ценность — это наивысшее количество власти, которое человек в

состоянии себе усвоить, — человек, а не человечество. Человек, несо­

мненно, скорее средство, чем цель; человечество просто материал для

опыта, колоссальный излишек неудавшегося, поле обломков.

«Образования власти»; сфера властвующего или постоянно рас­

тет, или же под влиянием то благоприятных, то неблагоприятных

обстоятельств (питания) периодически расширяется и сокращается.

Источник:

osvita-plaza.in.ua

Фридрих Ницше - Воля к власти

Фридрих Ницше - Воля к власти

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Воля к власти"

Описание и краткое содержание "Воля к власти" читать бесплатно онлайн.

Фридрих Вильгельм Ницше

Опыт переоценки всех ценностей

Еще весной 1883 года, когда мы с братом были в Риме, он говорил, что намерен, как только окончит «Заратустру», написать свое главное теоретико-философское сочинение в прозе; когда же я осенью 1884 года в Цюрихе напомнила ему этот разговор и спросила о положении дела, он таинственно улыбнулся и намекнул, что пребывание в Энгадине было в этом отношении весьма плодотворно. Мы уже знаем из введения к восьмому тому, как велико было значение этого лета в деле разработки его главного прозаического труда. Однако нет никаких оснований думать, что основные мысли этого произведения возникли лишь в ту пору; нет, они уже полностью в поэтической форме содержатся в «Заратустре»; это совершенно ясно из того, что наброски и планы, относящиеся к концу 1882 года, то есть ко времени до возникновения первой части «Заратустры», имеют весьма большое сходство с идейным содержанием «Воли к власти».

Но само собой разумеется, что мир новых мыслей не мог быть исчерпан в «Заратустре»; он требовал еще и отдельного теоретико-философского прозаического изложения, продолжая в то же время из года в год расти и становиться отчетливее. Мы встречаемся поэтому в планах, относящихся к лету 1884 года, все с теми же проблемами, что и в «Заратустре», а позднее в «Воле к власти». Все, что им было написано с этого времени, представляет лишь дальнейшее выяснение и изображение этих основных мыслей; так что о «Воле к власти» можно, пожалуй, сказать то же, что мой брат писал Якову Буркхардту по поводу «По ту сторону добра и зла», а именно, что в этом сочинении «говорится о тех же предметах, что и в «Заратустре», но иначе, весьма иначе».

Что автор хотел переждать несколько лет (он говорит о шести и даже о десяти годах), прежде чем приступить к окончательной разработке этого огромного произведения, а пока собирал только драгоценные камни для стройки и занимался обширными подготовительными изысканиями по этому предмету, это более чем понятно. Кроме того, из планов, относящихся к лету 1884 года, можно усмотреть, что он в то время еще колебался в вопросе, какую из главных своих мыслей выдвинуть на первый план и сделать средоточием этого произведения: вечное ли возвращение или переоценку всех прежних высших ценностей, распорядок ли рангов вплоть до их вершины, сверхчеловека ли или волю к власти как принцип жизни, роста и стремления к господству. Но с каждым годом он, по-видимому, все яснее сознавал, что необычайная сложность жизненной ткани лучше всего может найти свое выражение в «Воле к власти».

Здесь уместно задаться вопросом: когда же, собственно, у философа впервые зародилась эта мысль о воле к власти как воплощенной воле к жизни? На подобные вопросы в высшей степени трудно дать ответ, так как у моего брата корни его главных мыслей всегда приходится искать в весьма отдаленном времени. Для него, как и для здорового, могучего дерева, нужны были долгие годы, прежде чем мысли его могли получить свою окончательную форму и ясные очертания, за исключением, впрочем, одной – вечного возвращения, которая предстала ему впервые летом 1881 года, а год спустя получила свое выражение. Быть может, мне будет позволено привести здесь одно воспоминание, которое даст кое-какие указания относительно времени первого возникновения мысли о воле к власти.

Осенью 1885 года, перед тем как уехать с мужем в Парагвай, мы с братом предприняли целый ряд чудесных прогулок в окрестностях Наумбурга, чтобы повидать еще раз места, где протекло наше детство. Так, однажды мы бродили между Наумбургом и Пфортою по возвышенностям, с которых открывался замечательный вид; в этот вечер освещение было особенно красиво: желтовато-красное небо было покрыто темными, черными облаками, сообщавшими всему окружающему какой-то странный колорит. Эта картина вызвала брата на замечание, что облака эти напоминают ему один вечер из тех времен (1870), когда он был санитаром на театре войны (нейтральная Швейцария не дозволяла профессору своего университета отправиться на войну в качестве солдата). Обучившись уходу за больными в Эрлангене, он получил от тамошнего комитета поручение отправиться в качестве уполномоченного и начальника санитарного отряда на поле битвы. Ему доверены были большие суммы и дан был ряд личных поручений, так что ему пришлось переезжать от лазарета к лазарету, от одной амбулатории к другой в районе военных действий, останавливаясь только для того, чтобы помочь раненым и умирающим и принять от них их последнее «прости» близким и родным. Что пришлось при этом перенести за это время сострадательному сердцу моего брата, не поддается описанию; еще месяцы спустя ему слышались стоны и жалобные вопли несчастных раненых. В первые годы он почти не мог говорить об этом, и, когда Роде[1] однажды в моем присутствии пожаловался, что так мало слышал от своего друга о пережитом им в бытность его санитаром, брат мой с выражением муки на лице заметил: «Об этом не надо говорить, это невозможно; нужно гнать от себя эти воспоминания!» И в тот осенний день, о котором я начала говорить, он рассказал мне только, как однажды вечером, после всех этих ужасных скитаний, он «с сердцем, почти разбитым состраданием», приехал в маленький городок, через который пролегала большая дорога. Когда он обогнул городскую стену и прошел несколько шагов вперед, то вдруг услыхал шум и грохот, и мимо него, как сверкающая молниями туча, пронесся красивый кавалерийский полк, великолепный, как выражение народного мужества и задора. Но вот стук и гром усилились, и за полком в стремительнейшем темпе понеслась его любимая полевая артиллерия, и, ах, как больно было ему не иметь права вскочить на коня и быть вынужденным сложа руки стоять у этой стены! Напоследок шла пехота беглым шагом: глаза сверкали, ровный шаг звенел по крепкому грунту, как могучие удары молота. И когда все это шествие вихрем пронеслось мимо него в битву, быть может, навстречу смерти, столь величественное в своей жизненной силе, в своем мужестве, рвущемся в бой, являя собой такое полное выражение расы, решившей победить, властвовать или погибнуть, «тогда я ясно почувствовал, сестра, – так закончил свой рассказ мой брат, – что сильнейшая и высшая воля к жизни находит свое выражение не в жалкой борьбе за существование, но в воле к битве, к власти и превосходству!» «Но, – продолжал он, немного помолчав и вглядываясь в пылающее вечернее небо, – я чувствовал также, как хорошо то, что Вотан[2] влагает жестокое сердце в грудь вождей; как могли бы они иначе вынести страшную ответственность, посылая тысячи на смерть, чтобы тем привести к господству свой народ, а вместе с ним и себя». Многие, бесконечно многие пережили в то время нечто подобное, но глаза философа смотрят иначе, чем глаза остальных людей, и он извлекает новые познания из таких переживаний, которые ничего не дают другим. Насколько иным и несравненно более сложным должно было казаться ему столь превозносимое Шопенгауэром чувство сострадания, когда он впоследствии, возвращаясь мысленно к этим событиям, сопоставлял это чувство с представшим тогда его взору чудесным видением воли и жизни, битвы и мощи. В этой последней воле он видел такое душевное состояние, которое обеспечивает человеку полную гармонию его наиболее могущественных инстинктов, его совести и его идеалов; это состояние он усматривал не только в исполнителях такой воли к власти, но также, и прежде всего, в самом полководце. Наверное, именно тогда впервые перед ним предстала проблема страшного и губительного влияния, которое может иметь сострадание как некоторая слабость в те высшие и труднейшие минуты, когда решается судьба народов, и насколько справедливо поэтому предоставление великому человеку, полководцу, права жертвовать людьми для достижения высших целей.

В какой глубокой захватывающей форме появляется впервые эта мысль о воле к власти в поэтических образах «Заратустры»; при чтении главы «О самопреодолении» во мне всегда встает тихое воспоминание об изображенных мною только что переживаниях, в особенности при следующих словах:

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле служащего находил я волю быть господином».

«Чтобы сильнейшему служил более слабый – к этому побуждает воля его, которая хочет быть господином над еще более слабым: лишь без этой радости не может он обойтись».

«И как меньший отдает себя большему, чтобы тот радовался и власть имел над меньшим, – так приносит себя в жертву и больший и из-за власти ставит на доску – жизнь свою».

«В том и жертва великого, чтобы было в нем дерзновение, и опасность, и игра в кости насмерть».

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воля к власти"

Книги похожие на "Воля к власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Все книги автора Фридрих Ницше

Фридрих Ницше - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фридрих Ницше - Воля к власти"

Отзывы читателей о книге "Воля к власти", комментарии и мнения людей о произведении.

Вы можете направить вашу жалобу на или заполнить форму обратной связи.

Источник:

www.libfox.ru

Ницше Ф.В. Воля к власти (нов. текст) в городе Тула

В данном интернет каталоге вы имеете возможность найти Ницше Ф.В. Воля к власти (нов. текст) по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти другие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Транспортировка осуществляется в любой город России, например: Тула, Иваново, Нижний Новгород.