Книжный каталог

Перепекин В. Восстановление работоспособности футболистов

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Дом, семья, быт

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
В. А. Перепекин Восстановление работоспособности футболистов В. А. Перепекин Восстановление работоспособности футболистов 44 р. ozon.ru В магазин >>
Владимир Перепекин Восстановление работоспособности футболистов Владимир Перепекин Восстановление работоспособности футболистов 59.9 р. litres.ru В магазин >>
Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов. Монография Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов. Монография 1393 р. labirint.ru В магазин >>
Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. Монография Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. Монография 685 р. labirint.ru В магазин >>
Владимир Губа, Александр Стула, Кристоф Кромке Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы Владимир Губа, Александр Стула, Кристоф Кромке Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы 464 р. ozon.ru В магазин >>
Иппликатор кузнецова (тибетский) валик для поясницы красный красный (тибетский) Иппликатор кузнецова (тибетский) валик для поясницы красный красный (тибетский) 726 р. wer.ru В магазин >>
Коллектив авторов Восстановление работоспособности спортсменов при занятиях гребным спортом Коллектив авторов Восстановление работоспособности спортсменов при занятиях гребным спортом 159 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Питание и востановление, Записи в рубрике Питание и востановление, Дневник Конеджер: LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

LiveInternetLiveInternet
  • Развитие физических качеств (10)
  • Общая (10)
  • Футбол для дошкольников. (8)
  • Обучение технике (6)
  • Методика организации тренировок (2)
  • Питание и востановление (1)
-Поиск по дневнику -Статистика
  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Питание юного футболиста.

    Питание юного футболиста.

    Однажды, в перерыве между теннисными матчами (дело было в Праге, на турнире АйТиПи), я зашел перекусить в ресторан. За соседний столик садится Евгений Кафельников (игру которого я только что наблюдал) со своим тренером. И теперь, всегда, когда я говорю о спортивном питании, перед моими глазами всплывает яркая картинка. Кафельников (владелец, между прочим, самолетов и пароходов), перед которым стоит большая тарелка с макаронами (спагетти, по ихнему) с какой-то подливкой и его тренер, жизнерадостный (Женя выиграл) Анатолий Лепешин, перед которым на тарелке дымится сочный, зажаристый бифштекс (просто слюнки текут)))))). Вот прямая иллюстрация различий питания спортсменов и обычных людей. Мы с вами вкусно кушаем, спортсмен восполняет энергию, гармонирует питание, соблюдает питьевой режим, поддерживает водно-солевой баланс, регулирует правильный прием витаминов и т.д. (((((((

    Недавно я беседовал с Родителем и спросил, что его ребенок пьет во время и после тренировок. Ответ удивил, оказалось что они пьют только приехав домой (а расстояния в Киеве большие). И я понял, что надо доставать из загашников информацию о питании юных спортсменов и написать материалы на эту тему. Я думаю, что Олег не одинок в недооценке значения правильного питания для карьеры своего ребенка. Поэтому предлагаю таким Родителям задуматься. Надеюсь, что более продвинутые Родители поделятся своими «наработками» в области питания своих чад (рецепты питательных напитков, вкусные и в то же время полезные блюда и так далее). Или добавят полезной информации к изложенному мной материалу. Критика тоже приветствуется. Ведь в диетологии нет вечных истин (((((

    Если собрались два диетолога, то значит прозвучит три мнения по одному вопросу ))))))))

    А сейчас, важна тема:

    Питьевой режим и питание юных футболистов до, во время и после тренировки/игры.

    Отношение к употреблению воды и напитков до, во время и после тренировок с течением времени менялось от полного отрицания (пить не ранее получаса после окончания тренировки) до обязательного употребления в процессе тренировок. Мое представление эволюционировало (появляется новая информация, новые теории….) и сейчас лично я придерживаюсь мнения что

    пить на тренировке и сразу после её можно и нужно.

    И не только воду, но питательные напитки.

    И, в любом случае (жизненный опыт подсказывает), важно избегать крайностей, «не пить совсем» или «пить очень много».

    Ниже привожу некоторые выдержки из книги Физиология футбола (авторы Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И.).

    ……Большинство исследователей рекомендуют возмещение затраченных углеводов и жидкости непосредственно в раннем постсоревновательном периоде. Важно, насколько это возможно, более быстрое начало потребления углеводов после нагрузки, чтобы достигнуть быстрой и полной компенсации уровня гликогена. Первые 2 часа после нагрузки рассматриваются, как критически период для потребления углеводов, так как гликогенсинтезирующие ферменты особенно активны в этот период времени. В первые 30 минут после соревнований или физической нагрузки рекомендуется потреблять 1,5 г. углеводов на 1 кг. веса тела…. Тот факт, потребляются ли углеводы в твердом или жидком виде, является несущественным и определяется на усмотрение игрока….

    ….Дегидратация (потеря жидкости организмом) является фактором утомления. Насыщение организма водой возможно совместно с потреблением углеводов. Использование углеводно-электролитного раствора (напитков) наиболее оптимально перед началом матча (до 200 гр.) и до1200 мл.час в течении матча и сразу после него.

    ….. В жаркий и влажный день акцент должен быть сделан на больший объем жидкости с разведение углеводного компонента (не более 5%), в холодный день внимание должно быть уделено меньшим объемам жидкости с увеличением углеводного компонента (до10%). Эффективно использовать мальтодекстрин…..

    …..Основной целью использования углеводов в процессе нагрузки является поддержание концентрации глюкозы крови, а если нагрузка продолжительная – поддержания уровня окисления углеводов на поздних стадиях…..

    ….. Постнагрузочную регидратацию лучше проводить согласно предварительному графику, не ориентируясь только на чувство жажды, так как жажда не всегда является хорошим (хотя и важным) индикатором адекватной гидратации организма. Равномерный прием воды, естественно, обеспечивает хорошую регидратацию. Добавление небольшого количества натрия в форме соли, будет способствовать ускорению восстановления жидкостного баланса, в том числе, из-за задержки дополнительного количества воды и таким образом, обеспечивать нормализацию объема плазмы. При употреблении углеводно-электролитных напитков мы добиваемся двух поставленных целей – регидратации и восполнения запасов гликогена. …..

    …… существует такое понятие, как «гликемический индекс». Он демонстрирует способность пищи повышать уровень глюкозы крови.

    …… продукты с высоким и средним индексом:

    Хлеб, картофель, рис, банан, изюм, макароны, виноград, овсянка, апельсины ……

    Перевожу выше написанное в простые рекомендации.

    1. Пить до, во время и после тренировки/игры надо (простую воду или углеводные напитки).

    От себя советую - на стакан «хорошей» воды ложку меда и выдавить туда лимон по вкусу.

    2. Сразу после тренировки поесть и пить.

    Бутерброд с курицей, бутерброд с омлетом (с добавлением овсянки) банан, изюм ….

    Правильное питание и восстановление юных футболистов после нагрузок очень важна тема. Главное, чтобы Родители её осознавали, сбалансировали питание и выработали правильный режим еды и отдыха.

    Тема спортивного питания, восстановления и отдыха обязательно будет продолжена.

    Для пытливых/нетерпеливых рекомендую следующую литературу.

    1. Физиология футбола (Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И.).

    2. Организация спортивного питания юных футболистов (Сорокин А.А.,

    Комолов И.С., Никитюк Д.Б.)

    3. Восстановление работоспособности футболистов (Перепелкин В.А.)

    4. Рациональное питание спортсменов (Пшендин П.И.)

    Материалы статьи Вы можете обсудить или прокомментировать на форумах посвященных детско-юношескому футболу:

    Источник:

    www.liveinternet.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - Методика развития ловкости вратарей 9-10 лет

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Разработанная и опробированная в ходе естественного педагогического эксперимента методика для развития ловкости вратарей футболистов в тренировочном процессе может быть использована в практической деятельности учителей по физической культуре, тренеров, работающих с юными спортсменами, учителям физической культуры на школьных секциях по футболу.

2. В качестве тестов для развития ловкости мы рекомендуем:

Прыжки с короткого разбега

Прыжки на скакалки

3. Результаты естественного педагогического эксперимента могут способствовать теоретической подготовке тренеров, учителей физической культуры, студентов факультета ФКиС, ТФК и УОР.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра: Кн.для учащихся сред. и ст. классов. / С.Н. Андреев. - Москва: Академия, 2009. - 144 с.

Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск: Полымя, 2010. - 78 с.

Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - 28с.

Белич, А. Футбол: Методика. / А.Белич. // Спорт в школе. - 2010. - № 13, - С. 3-48.

Беляев, А.В. Футбол: Учеб.для ин-тов и академий физической культуры. / А.В. Беляев., М.В. Савин. - Москва: ФОН, 2009. - 320 с.

Бобкова, Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития. / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 41.

Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. / пер. с итал. / Хорст Вайн. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2013. - 244с.

Витковски, З. Координационные способности в футболе: Диагностика, прогнозирование развития, тренировка. / З. Витковски. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 28- 31

Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. / Г. Н. Германов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 8-13

Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - Москва: СпортАкадемПресс, 2007. - 472 с.

Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.М. Минбулатов. -- Москва.: Издательский центр «Академия», 2009. -- 272 с.

Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена/В.М. Зациорский.- Москва: Физкультура и спорт,2010. -178 с.

Зиновьев, В.А. Особенности педагогической деятельности детского тренера-педагога по футболу. / В. А. Зиновьев. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 37-41

Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие / Под ред. Проф. Н.М. Люкшина. - Москва: Советский спорт, - 2011. - 416 с.

Калинин, А.В.Футбол : методика тренировки / А.В.Калин. - Москва: Физкультура и спорт,2009. - 162 с.

Клещук ,Ю.Н. Футбол/ Ю.Н. Клещук.- (Серия «Школа тренера») - М.: Физкультура и Спорт, 2011. - 400 с.

Коренберг, В.Б.Основы качественного биомеханического анализа / В.Б.Коренберг- М.: Физкультура и спорт,2010. - 208 с.

Коробейник, А.В. В мире футбола / А.В.Коробейник. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 447 с.

Кузнецов, А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) / А.А. Кузнецов - Москва: Олимпия, Человек, 2011. - 208 с.

Кунянский, В.А. Футбол: Практикум для судей/В.А.Кунянский.- Москва: «ТВТ Дивизион», 2011. - 178 с.

Лалаков, Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации / Г.С. Лалаков. - Омск, - 2009. - 83 с.

Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности:Учебное пособие.-- Москва: Советский спорт, 2012. -- С. 208.

Ланда, Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. / Б.Х. Ланда // Спорт в школе. - 2009. - № 18 (420). - С.41-48; - № 20 (422). - С. 43-48; - № 22 (424). - С. 34-48

Лапутин, А.Н.Обучение спортивным движениям / А.Н.Лапутин- Киев: Здоровье, 2010. - 216с.

Лапутин ,А.Н.Технические средства обучения: Учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин - Москва: Физкультура и спорт,2009. - 80 с.

Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития/ В.И. Лях. -- Москва: Терра-спорт, 2010. -- 192 с.

Матвеев, Л.П.Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.пособие для ин-тов физ. культуры./ Л.П.Матвеев - Москва: Физкультура и спорт,2004. - 543 с. Носко Н.А. Футбол ./ Н.А.Носко. - К., 2011. - 22 с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд./ Л.П. Матвеев. -- СПб.: Издательство «Лань», 2012. -- 160 с, ил. -- (Учебники для вузов.Специальная литература).

Мировой футбол 2001-2002: Справочник / Авт.-сост. А.В.Савин. - Москва: Терра Спорт: Олимпия Пресс, 2012. - 556 с.

Монаков, Г.В. Подготовка футболистов / Под ред. Г.В. Монакова. - Псков, 2009. - 256 с.

Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста: пер. с англ. / Майкл Мукиан, Дин Дьюрст. - Москва: АСТ: Астрель, 2009.- 235 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 2012. - 294.

Озолин Н.Г.Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н.Г.Озолин.- Москва: ООО "Издательство Астрель", 2011.- 864 с.

Озолин, Н.Г.Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция./ Н.Г.Озолин - Москва: ГЦОЛИФК, 2009. - 33 с.

Озолин, Н.Г.Современная система спортивной тренировки / Н.Г.Озолин - М.: Физкультура и спорт, - 2009.- 280 с.

Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры /Под ред. А.А. Гужаловского. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 352с.

Перепелкин,В.А. Восстановление работоспособности футболистов / В.А. Перепелкин. - Москва: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2012. - 112 с.

Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения [Текст]: монография / А.В. Петухов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 232 с.

Пименов, М.П. Футбол: специальные упражнения / М.П.Пименов - Киев,2013. - 188 с.

Плои, Б.И. Новая школа в футбольной тренировке / Б.И. Плои. - Москва: Терра- Спорт, 2012. - 240 с.

Правила игры в футбол: сб. / пер. с англ. М.А. Кравченко, Л.А. Зарохович. В кн. также: Правила футбола в вопросах и ответах. / В.Г. Липатов. - Москва: Астрель: АСТ, 2011. - 111 с.

Рабинер, И.Я. Футбол. Прощание с веком / И.Я. Рабинер - Москва: Тера Спорт, 2011. - 255 с.

Ратов, И.П.Совершенствование движений в спорте/ И.П. Ратов, Ф.Н. Насриддинов - Ташкент: Издательство Ибн Сины,2012.- 152 с.

Рымашевский, Г.А., Факторы надежности выполнения технико-тактических действий футболистов высокой квалификации. / Г.А.Рымашевский, С.А.Савин. // Футбол: Ежегодник. - Москва: 2011, с. 42-44.

Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П.Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. -400 с.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лесаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 520 с.

Титова, Т.М. Футбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре /Т.М. Титова, Т.В. Степанова - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Выи. 2(8)).

Тюленков,С.Ю.Футбол в зале: система подготовки.- Москва: Терра-Спорт,2010-86с.

Чесно, Ж.Л. Футбол. Обучение базовой технике: учебно-методическое издание / Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ: пер. с франц. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009. - 176 с.

Швыков, И.А. Футбол / И. А. Швыков. - Москва : Терра-Спорт, 2012. - 144 с.

Источник:

studbooks.net

Владимир Перепекин Восстановление работоспособности футболистов скачать книгу fb2 txt бесплатно, читать текст онлайн, отзывы

Восстановление работоспособности футболистов

В учебном пособии рассматривается применение педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления работоспособности футболистов после игровых и тренировочных нагрузок, предлагаются комплексы восстановительных средств на различных этапах круглогодичной тренировки футболистов.

Пособие предназначено для широкого круга специалистов в области футбола, а также преподавателей высших учебных заведений физической культуры.

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Восстановление работоспособности футболистов" Перепекин Владимир утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. "Восстановление работоспособности футболистов" Перепекин Владимир читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.

Добавить отзыв о книге "Восстановление работоспособности футболистов"

Источник:

readli.net

Читать бесплатно книгу Восстановление работоспособности футболистов, Владимир Перепекин

Восстановление работоспособности футболистов

В современном футболе проблема восстановления работоспособности так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Уровень подготовки футболистов предполагает дальнейший рост физических и психических нагрузок, что в свою очередь будет увеличивать и степень утомления. Способность преодолевать утомление, возникающее в процессе соревновательной деятельности, в значительной степени обуславливает достижение высоких спортивных результатов.

Большие нагрузки, которые переносят спортсмены, требуют интенсивного поиска средств восстановления в условиях оптимизации тренировок, а также при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Поэтому знание закономерностей протекания восстановительных процессов имеет важное теоретическое и практическое значение.

Анализ подготовки выдающихся отечественных (заслуженных мастеров спорта А.Гогоберидзе, Н.Симоняна, И.Нетто, Г.Хусаинова и др.) и зарубежных (Пеле, С.Метьюза, А. ди Стефано, Б.Чарльтона, Ф.Беккенбауэра и др.) футболистов свидетельствует, что один из главных факторов их долголетия в спорте и стабильных успехов – это выполнение режима и эффективное применение средств восстановления.

Примечательны воспоминания игрока бразильской команды: «Сантос» Жаира да Роза Пинтора о футбольном короле Пеле: «В свободное время он любил уединиться на берегу моря, расслабиться, если нужно, резко переходил от работы к отдыху, его разминка перед игрой была всегда индивидуальной.

Во время чемпионата в Сан-Паулу мы приезжали на стадион рано. В раздевалке обычно начинался обмен мнениями о предстоящем матче. Маленький Пеле, едва поставив сумку, просил его извинить, потом вытягивался на скамье, закрывал глаза и погружался в глубочайший сон. Он просыпался лишь перед выходом на поле и тут же забивал один или два гола».

Среди особенностей современного футбола в первую очередь следует отметить длительность соревновательного периода (обычно 8–9 месяцев).

В течение сезона футболисты выступают в среднем в 50–60 матчах, многие из которых очень ответственны и проходят, как правило, в напряженной борьбе. Суммарное тренировочное время превышает 1200 часов, а суммарное соревновательное время в среднем составляет 80–90 часов. Матчам нередко сопутствуют сложные метеорологические условия. Футболисты вынуждены совершать утомительные переезды к месту соревнований, связанные с резкими изменениями климато-географических зон и поясного времени.

Значительные физические, нервно-психические и эмоциональные нагрузки представляют высокие требования к организму игроков. Это вызывает необходимость шире применять в их подготовке педагогические, медико-биологические и психологические средства восстановления.

Результаты научных исследований показывают, а практика подтверждает, что целенаправленное и систематическое применение средств восстановления позволяет футболистам укрепить здоровье, повысить работоспособность и на долгие годы сохранить высокое мастерство.

Число средств восстановления, используемых в спорте, значительно больше, чем рассмотрено в данном учебном пособии.

1. Особенности применения средств восстановления в системе спортивной тренировки футболистов

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных средств восстановления в системе подготовки футболистов – важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки и достижения высокого уровня подготовленности.

Специфика процессов утомления и восстановления в соревновательных и тренировочных условиях зависит от ряда факторов: вида спорта; типа мышечного сокращения; количества и массы мышц, участвующих в движении; характера и интенсивности выполняемой работы; степени тренированности; возраста и пола. При одинаковом виде деятельности у одних и тех же лиц развитие утомления и возможность его компенсации зависят также и от направленности занятий (В.Д.Моногаров, 1986).

В спортивной практике различают два аспекта восстановления (Ф.М.Талышев, 1972, 1980):

? первый – использование средств восстановления в период соревнования для направленного воздействия не только после выступления спортсмена, но и перед началом соревнований и в процессе их проведения;

? второй – использование средств восстановления в повседневном учебно-тренировочном процессе в целях эффективного развития двигательных качеств и повышения функционального состояния организма спортсмена. При этом следует помнить, что восстановительные средства сами по себе нередко служат дополнительной физической нагрузкой, усиливающей воздействие на организм.

Комплексное использование педагогических, медикобиологических и психологических средств ускоряет восстановление, повышает общую работоспособность, позволяя выполнять большой суммарный объем тренировочной нагрузки, обеспечивает профилактику переутомления и улучшает процессы адаптации организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Применение средств восстановления строго индивидуально и обязательно должно учитывать цели, задачи и этапы учебно-тренировочного процесса, а также климато-географические условия проживания спортсменов.

В последнее время в литературе широко обсуждаются новые идеи и подходы к применению восстановительных средств. Представляется перспективной возможность воздействия данными средствами на звенья функциональной системы, не являющиеся ведущими в выполнении нагрузки, обусловившей возникновение утомления.

Важным условием, определяющим готовность спортсмена к соревнованиям, является использование стимулирующего эффекта восстановительных процессов. Последнее основывается на возникновении после занятий так называемого отставленного тренировочного эффекта. Он возникает, как правило, спустя 12–36 часов после напряженных тренировок. Продолжительность составляет 6-24 часа. Отставленный тренировочный эффект может выражаться в суперкомпенсации источников энергии, повышении синтеза белков, в оптимальной адаптации мышечной нагрузки, гипоксии. Важно «поймать» это состояние и научиться управлять им. В наших исследованиях (В.М.Волков, В.А.Перепекин, 1990) в качестве средства управления отставленным тренировочным эффектом использовалась так называемая предсоревновательная разминка. В отличие от предигровой она осуществляется за несколько часов до старта (6-24 часа). Цель ее состоит в том, чтобы использовать стимулирующее влияние отставленного тренировочного эффекта.

Установлено, что работоспособность спортсменов во время выполнения серий тренировочных нагрузок зависит от взаимного сочетания утомления и восстановления. Активное влияние на восстановительные процессы является не менее важной задачей, чем подбор оптимальных средств и методов тренировки. В связи с этим современная концепция спортивной тренировки рассматривает нагрузку и последующие специальные восстановительные мероприятия как две неотъемлемые части единого целого.

Научно обоснованное использование различных восстановительных средств, тесно связанное со спецификой тренировок, позволяет существенно повысить их качество, избежать перегрузок, не допускать переутомления и перетренированности.

Вместе с тем чрезмерное увлечение средствами восстановления или их нерациональное применение на фоне методически неправильного планирования учебно-тренировочного процесса не только могут привести к дискредитации самой идеи, но и нанести вред здоровью спортсменов (В.Д.Моногаров, 1986; В.Н.Платонов, 1988).

В каждом конкретном случае варианты планирования восстановительных воздействий зависят от структуры тренировочной нагрузки данного микроцикла. В связи с этим трудно предусмотреть все варианты схем восстановительных мероприятий. Однако спортивная практика показывает: если тренер знаком с главными принципами их планирования, то совместно с врачом может составить программы восстановительных комплексом, учитывая задачи и содержание того или иного микроцикла.

Наиболее действенными считаются педагогические средства восстановления. Какие бы эффективные медико-биологические и психологические средства ни применялись, они должны рассматриваться только как вспомогательные, содействующие ускорению восстановления и повышению спортивных результатов при рациональном построении тренировки. Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффекта необходимо:

? рациональное планирование, то есть соответствие нагрузок функциональным возможностям организма;

? рациональное сочетание общих и специальных средств;

? оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-, макро– и мезоциклов;

? широкое использование переключений деятельности спортсмена, введение восстановительных микроциклов;

? использование тренировок в среднегорье и высокогорье;

? рациональное построение общего режима жизни;

? правильное построение отдельного тренировочного занятия – создание эмоционального фона;

? индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий, использование активного отдыха и расслабления.

В тренировке помимо педагогических широко используются медико-биологические средства восстановления, к числу которых относятся: рациональное питание, физио– и гидропроцедуры; различные виды массажа; прием белковых препаратов, спортивных напитков; использование бальнеотерапии, локального отрицательного давления (ЛОД, баровоздействие), бани-сауны, оксигенотерапии, кислородных коктейлей, адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, электростимуляции, аэронизации и др. Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности. Тем самым не только облегчается естественное течение процессов восстановления, но и возрастают защитные силы организма, его устойчивость по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов.

Медико-биологические средства восстановления нужно рассматривать в двух аспектах:

? восстановление спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса;

? восстановление работоспособности после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, то есть собственно медицинская реабилитация (Н.Д.Граевская, Л.А.Иоффе, 1973).

Кроме того, к медико-биологическим средствам восстановления специалисты относят сбалансированное питание, фармакологические препараты (кроме запрещенных) и витамины (В.Н.Платонов, 1980, 1997; Н.Д.Граевская, 1987; В.П.Зотов, 1990; В.И.Дубровский, 1991 и др.).

На спортивную работоспособность влияют также климатические и погодные условия, состояние спортсооружений и одежды, суточный режим и закаленность организма, способность противостоять микроорганизмам, пища и организация питания, а также многие другие факторы. Тактика использования гигиенических средств восстановления основана на общебиологических законах развития защитных реакций организма в процессе спортивной работы (текущее восстановление), сразу после ее прекращения (срочное восстановление) и в ближайшее время после нее (отставленное восстановление).

Большое значение имеет соблюдение гигиенического режима дня, последовательное осуществление различных мероприятий (сон, питание, работа, спортивные занятия).

По данным Н.Г.Озолина (1970), в большинстве случаев наибольшая активность биологических процессов и наивысшая работоспособность приходится на 10–13 и 17–20 часов. Оказалось, характер периодических изменений двигательной функции однотипен на протяжении всей недели. Отмечено, что строгое соблюдение распорядка дня обеспечивает нормальный дневной и ночной отдых, своевременную подготовку органов пищеварения к приему и освоению пищи, пик работоспособности в определенное время.

Высокая интенсификация тренировочного процесса способна вызвать срыв адаптации к неизбежно нарастающим нагрузкам. Возникает необходимость нормализации психического состояния спортсмена, смягчения отрицательных влияний чрезмерной напряженности и активизации восстановительных процессов. Установлено, что для снижения уровня психического утомления в период напряженных тренировок и, особенно, соревнований существенное значение приобретают психологические методы восстановления. Для управления психическим состоянием спортсменов специалисты рекомендуют следующие средства: внушение, сон-отдых, аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, активирующую терапию, приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения. А также – комфортные условия быта с введением отвлекающих факторов и исключением отрицательных эмоций, разнообразные виды интересного досуга с учетом индивидуальных наклонностей (особенно при комплектовании команд в предсоревновательном периоде) и др. (В.У.Аванесов, 1973; П.И.Готовцев, В.И.Дубровский, 1981; Н.Д.Граевская, 1987; В.П.Зотов, 1990; В.Н.Платонов, 1997; В.И.Дубровский, 1991, 1999 и др.).

Подбор средств восстановления, удельный вес того или иного, их сочетание, дозировка, продолжительность и тактика использования обусловлены конкретным состоянием спортсмена, его здоровьем, уровнем тренированности, индивидуальной способностью к восстановлению, а также видом спорта, этапом и используемой методикой тренировки, характером проведенной и предстоящей работы, режимом, фазой восстановления и др. Но при этом во всех случаях следует основываться на общих принципах использования средств восстановления спортивной работоспособности, к которым относятся:

? комплектность, то есть совокупное использование средств всех трех групп и разных средств определенной группы в целях одновременного воздействия на основные функциональные звенья организма – двигательную среду, нервные процессы, обмен веществ и энергии, ферментный и иммунный статусы и пр.;

? учет времени применения, так как восстановительные средства оказывают наибольший эффект на определенных временных этапах. В ряде исследований (В.М.Биткин, 2000; В.А.Перепекин, 2002) было установлено, что использование бани-сауны непосредственно после матча (в период наибольшей интенсивности восстановительных процессов) приводит к уменьшению показателей силы мышц. Применение бани-сауны через 8-10 часов после нагрузки (в период естественного замедления восстановительных процессов) способствует более быстрому восстановлению показателей силы мышц;

? учет индивидуальных особенностей организма;

? совместимость и рациональное сочетание, так как некоторые средства усиливают действия друг друга (сауна и гидромассаж), другие, наоборот, нивелируют (прохладный душ и электропроцедуры);

? уверенность в полной безвредности и малой токсичности (средства фармакологии);

? восстановительные средства должны соответствовать задачам и этапам тренировки, характеру проведенной и предстоящей работы;

? недопустимо длительное (систематическое) применение сильнодействующих средств восстановления (главным образом фармакологических), так как возможны неблагоприятные последствия.

А.Н.Буровых (1982) отмечает, что правильное использование средств восстановления возможно при решении следующих задач:

? определение звена функциональной системы организма, несущего основные нагрузки и лимитирующего работоспособность, а также учет гетерохронности протекания восстановительных процессов, подвергающихся стимуляции используемыми средствами;

? разработка и подбор оптимальной технологии использования различных средств восстановления в комплексе;

? подбор объективных методов контроля за эффективностью применяемых комплексов средств и совершенствование организационных форм проведения восстановительных мероприятий в системе спортивной тренировки.

Тактика применения восстановительных средств зависит от режима занятий. Для обеспечения срочного эффекта необходимо соблюдать следующие требования:

а) при небольшом перерыве между занятиями (4–6 часов) восстановительные процедуры целесообразно проводить сразу после тренировки;

б) средства общего и глобального воздействия должны предшествовать локальным процедурам;

в) не следует длительное время использовать одно и то же средство, причем средства локального воздействия нужно менять чаще, чем средства общего воздействия;

г) в сеансе восстановления не рекомендуется более трех разных процедур.

К настоящему времени накоплено довольно большое количество теоретических и практических данных, обосновывающих необходимость использования восстановительных средств. Однако проблема рационального соотношения тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий требует дополнительных исследований.

2. Педагогические средства восстановления

Организм способен самостоятельно восстанавливать израсходованные в ходе тренировки энергетические и функциональные ресурсы. Именно поэтому педагогические факторы, рационально организующие мышечную деятельность в соответствии с возможностями организма, являются в футболе основными.

К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на природе, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Также они включают в себя:

? рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма футболиста; правильное сочетание общих и специальных средств; оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро– и макроциклов; широкое использование переключений; четкую организацию работы и отдыха;

? правильное построение отдельного занятия с применением способов снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор технических средств и мест для тренировок, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);

? варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и занятиями;

? разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

? разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного, их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени утомления, индивидуальных особенностей футболиста, наличия соответствующих условий и материальной базы.

2.1. Индивидуализация тренировочного процесса

Среди педагогических приемов, ускоряющих восстановление, на первое место следует поставить индивидуализацию тренировочного процесса. Слепое копирование методик выдающихся тренеров не может быть оправдано ни педагогически, ни физиологически.

Тренировка должна быть тем индивидуальнее, чем выше мастерство футболиста. На начальных этапах приобретение спортивно-технических навыков и повышение функциональной подготовленности происходят быстрее и чаще всего достигаются более простыми, общими для больших групп спортсменов средствами. По мере приближения результатов к уровню выдающихся интенсивность тренировочной нагрузки повышается настолько, что становится близкой к предельно допустимой. При этом, естественно, увеличивается вероятность травматизма, явлений «перегрузки», ведущих к спаду работоспособности. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что чем выше подготовленность и результаты, тем меньше остается известных, апробированных путей к дальнейшему совершенствованию. А это в свою очередь обязывает находить дополнительные резервы за счет использования индивидуальных, физических и психомоторных особенностей организма футболиста. Весьма ответственный момент в работе тренера – определение соответствия тренировочных воздействий функциональным возможностям спортсмена с помощью педагогического и врачебного контроля. В качестве дополнительной информации нужно использовать данные субъективной оценки занимающихся о переносимости нагрузки и готовности к выполнению последующей тренировочной программы.

2.2 Активный отдых

Физиологическую основу активного отдыха раскрыл И.М.Сеченов. Он установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие участия в основной работе.

Механизм действия активного отдыха объясняется нервнорефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре головного мозга устраняется торможение, возникающее в результате работы; через некоторое время к этим изменениям присоединяется сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).

Преимущество активного отдыха перед пассивным было подтверждено многими исследователями. В результате накопился большой фактический материал, позволяющий сделать некоторые обобщения, в частности:

? эффект активного отдыха зависит от величины нагрузки. Наибольшее стимулирующее влияние проявляется при некоторых средних, оптимальных нагрузках. Если в качестве активного отдыха применяются интенсивные, напряженные упражнения со значительным отягощением или непривычные и сложные по координационной структуре движения, то эффект может быть незначительным, либо отсутствовать, либо иметь отрицательный характер;

При использовании книги "Восстановление работоспособности футболистов" автора Владимир Перепекин активная ссылка вида: читать книгу Восстановление работоспособности футболистов обязательна.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

bookz.ru

Перепекин В. Восстановление работоспособности футболистов в городе Пенза

В нашем каталоге вы всегда сможете найти Перепекин В. Восстановление работоспособности футболистов по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить другие предложения в категории Дом, семья, быт. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Пенза, Чебоксары, Новокузнецк.