Книжный каталог

Карпов А. Психология менеджмента Карпов

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Карпов А. Психология менеджмента Карпов Карпов А. Психология менеджмента Карпов 318 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А. (ред.) Психология труда Учебник Карпов А. (ред.) Психология труда Учебник 898 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А. Княгиня Ольга Карпов А. Княгиня Ольга 462 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А. Батый Карпов А. Батый 570 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А. Сестра моя Каисса Карпов А. Сестра моя Каисса 454 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А., Мацукевич А. Оценка позиции и план Карпов А., Мацукевич А. Оценка позиции и план 370 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Карпов А., Мацукевич А. Шахматы. Оценка позиции и план Карпов А., Мацукевич А. Шахматы. Оценка позиции и план 374 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Психология менеджмента - Карпов Анатолий Евгеньевич скачать бесплатно

Психология менеджмента О книге "Психология менеджмента"

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению. Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Психология менеджмента" Карпов Анатолий Евгеньевич бесплатно и без регистрации в формате doc, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Скачать книгу Мнение читателей

Первый из них рассматривает основные закономерности объективированного содержания управленческой деятельности

Отзывы читателей Подборки книг

Новогодние и рождественские книги

Сложное искусство гейши

Похожие книги

Хайди Грант Хэлворсон, Тори Хиггинс

Другие книги автора

Калиниченко Николай Михайлович, Карпов Анатолий Евгеньевич

Калиниченко Николай Михайлович, Карпов Анатолий Евгеньевич

Подгаец Михаил, Карпов Анатолий Евгеньевич

Гик Евгений Яковлевич, Карпов Анатолий Евгеньевич

Источник:

avidreaders.ru

Психология менеджмента

Психология менеджмента. Карпов А.В.

М.: Гардарики, 2005. — 584 с.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории — управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя — субъекта управленческой деятельности (психические процессы — восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.

Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

Формат: djvu / zip

Скачать / Download файл (Яндекс - Народ. Диск.) 1) Введите 6 цифр. 2) Нажмите зеленую кнопку. 3) На следующей странице (если стоит галочка) обязательно уберите галочку из графы "Установить Яндекс Бар", иначе Вы ничего не сможете скачать. 4) Нажмите ссылку и начнется скачивание .

Скачать / Download файл

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. Развитие науки управления 11

1.2. Основные школы науки управления 15

1.3. Общие подходы в теории управления 23

1.4. Современное состояние теории управления 33

Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38

2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47

2.3. Определение системы основных управленческих функций 62

Глава 3. Элементы теории организации 65

3.2. Иерархические структуры 68

3.3. Адхократические (органические) структуры 71

3.4. Основные понятия теории организации 75

Глава 4. Функция целеполагания 84

4.2. Типология целей организации 87

4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91

Глава 5. Функция прогнозирования 98

5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101

Глава 6. Функция планирования 108

6.2. Структура процесса планирования 110

6.3. Типология планирования и его принципы 113

Глава 7. Функция организации 118

7.2. Процессы делегирования полномочий 120

Глава 8. Функции принятия решения 126

8.2. Организационные факторы управленческих решений 130

8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133

8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136

Глава 9. Функция мотивирования 143

9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148

9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151

Глава 10. Коммуникативная функция 159

10.2. Типы организационных коммуникаций 162

10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166

Глава 11. Функция контроля и коррекции 175

11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181

Глава 12. Кадровые функции руководителя 187

12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189

12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196

Глава 13. Производственно-технологические функции 202

13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205

Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215

14.2. Характеристика производных функций управления 216

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229

15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230

Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246

16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251

16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256

16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263

Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273

17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276

17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289

Глава 18. Интеллект руководителя 296

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306

18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310

Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324

19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334

Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . 351

20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369

20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380

20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400

20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414

Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425

21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433

21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438

Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446

22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453

22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461

Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470

23.2. Процессуальные теории мотивации 479

23.3. Понятие внутренней мотивации 486

Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495

24.2. Типология власти 501

24.3. Теории лидерства и стили управления 506

Глава 25. Способности к управленческой деятельности . 525

25.2. Определение состава управленческих способностей 527

25.3. Менеджерские характеристики 530

25.4. Общеорганизационные способности 538

25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542

Источник:

za-partoj.ru

Психология менеджмента - Карпов А

Психология менеджмента - Карпов А.В.

Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. Развитие науки управления 11

1.2. Основные школы науки управления 15

1.3. Общие подходы в теории управления 23

1.4. Современное состояние теории управления 33

Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38

2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47

2.3. Определение системы основных управленческих функций 62

Глава 3. Элементы теории организации 65

3.2. Иерархические структуры 68

3.3. Адхократические (органические) структуры 71

3.4. Основные понятия теории организации 75

Глава 4. Функция целеполагания 84

4.2. Типология целей организации 87

4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91

Глава 5. Функция прогнозирования 98

5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101

Глава 6. Функция планирования 108

6.2. Структура процесса планирования 110

6.3. Типология планирования и его принципы 113

Глава 7. Функция организации 118

7.2. Процессы делегирования полномочий 120

Глава 8. Функции принятия решения 126

8.2. Организационные факторы управленческих решений 130

8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133

8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136

Глава 9. Функция мотивирования 143

9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148

9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151

Глава 10. Коммуникативная функция 159

10.2. Типы организационных коммуникаций 162

10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166

Глава 11. Функция контроля и коррекции 175

11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181

Глава 12. Кадровые функции руководителя 187

12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189

12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196

Глава 13. Производственно-технологические функции 202

13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205

Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215

14.2. Характеристика производных функций управления 216

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229

15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230

Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246

16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251

16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256

16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263

Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273

17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276

17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289

Глава 18. Интеллект руководителя 296

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306

18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310

Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324

19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334

Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . 351

20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369

20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380

20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400

20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414

Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425

21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433

21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438

Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446

22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453

22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461

Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470

23.2. Процессуальные теории мотивации 479

23.3. Понятие внутренней мотивации 486

Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495

24.2. Типология власти 501

24.3. Теории лидерства и стили управления 506

Глава 25. Способности к управленческой деятельности . 525

25.2. Определение состава управленческих способностей 527

25.3. Менеджерские характеристики 530

25.4. Общеорганизационные способности 538

25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542

Краткий терминологический словарь 548

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:

nashol.com

Карпов А

Карпов А. В. К26 Психология менеджмента: Учеб пособие

УДК 159.9:007(075.8) ББК 88.5 К26

лаборатория социальной и экономической психологии Института психологии Российской академии наук;

доктор психологических наук, академик Российской академии образования, профессор В.Д Шадриков;

доктор психологических наук, академик Российской академии гуманитарных наук, профессор В.Н. Дружинин

К26 Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики,

ISBN 5-8297-0018-2 (в пер.)

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории — управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя — субъекта управленческой деятельности (психические процессы — восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.

Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

УДК 159.9:007(075.8) ББК 88.5

ISBN 5-8297-0018-2 © «Гардарики», 2004, 2005

© Карпов А.В., 2004, 2005

В отечественной литературе по теории и психологии управления сложилась традиция начинать изложение с указания на то, что произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие радикальные социально-экономические изменения резко повысили актуальность этих областей науки. Это хотя и правильно, но неточно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, что теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное — нормальное место — то, которое им по праву принадлежит и в науке, и в менеджменте за рубежом.

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге — и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей. Вполне закономерно поэтому, что основы менеджмента и психологии управления часто являются общеобразовательными курсами профессиональной подготовки. При этом большое внимание уделяется, именно психологическим вопросам управления. Дело в том, что предметная сфера деятельности специалистов может быть различной; различными будут, в силу этого, и специфические методы управления. Однако главное звено менеджмента — человек, его психологические особенности остаются неизменными, имеют универсальное значение. Их характеристика составляет поэтому главную цель данной книги. Прежде чем перейти к их рассмотрению, отметим ряд моментов, определяющих логику ее построения и содержания материалов.

Психология управления — это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин — теории

управления и психологии. Она поэтому базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна (не говоря об их комплексе), что возникают очень большие трудности систематизации материала, опасности перекосов либо в сторону теории управления, либо в сторону ее психологических аспектов. В первом случае утрачивается психологическая специфика, а во втором анализ приобретает абстрактно-психологический, слабо соотнесенный с реальным управлением характер. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельноапи. Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирований организаций. Это — своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность — это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно. Через категорию деятельности «наводятся мосты» между теорией управления и психологией, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина. В силу этого именно категория деятельности положена в основу данной книги. Вместе с тем психология управленческой деятельности — это, хотя и важнейшая, но все же часть психологии управления в целом. Поэтому для полного уяснения всей проблематики психологии управления данную книгу надо использовать в комплексе с другими литературными источниками [12,27,40,41,48,97].

Далее, изучение закономерностей управленческой деятельности также сопряжено с принципиальными трудностями. Их суть состоит в следующем. Любая деятельность имеет две стороны — внешнюю (наблюдаемую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от непосредственного наблюдения, имплицитную), объек-

тивную и субъективную. Первая по понятным причинам раскрыта гораздо лучше и полнее, нежели вторая. Она, однако, не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает таковым для теории управления. Вместе с тем без рассмотрения объективного содержания управленческой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. Отсюда возникает острая проблема нахождения оптимальной пропорции, согласования внешне-объективированной характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического содержания. Такая пропорция может быть установлена на основе двух фундаментальных психологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Отмеченные методологические положения определили логику изложения материала. Книга состоит из двух разделов. Первый посвящен систематическому рассмотрению основных закономерностей объективированного содержания управленческой деятельности и того, как оно обусловливает собой психологические закономерности субъекта управления — руководителя. Специальное рассмотрение этого содержания позволяет также использовать наиболее развитый и конструктивный подход к изучению управленческой деятельности — методологию ее функционального анализа. Она рассматривается сегодня как основной способ организационного анализа управленческой деятельности. В нем сосредоточены наиболее полные данные о ее содержании. Во втором разделе в центр изложения поставлена уже не психология деятельности, а психология ее субъекта. Такой ракурс позволяет дать систематизированное изложение основных и наиболее общих психологических вопросов, представить их относительно полное освещение. Необходимость в нем связана с еще одной важнейшей причиной. Дело в том, что в самой психологии

управления, в силу ее относительной молодости, пока не сложилась какая-либо завершенная и целостная, ставшая традиционной система изложения материала. В силу этого вполне логично и естественно обратиться к использованию той структуры, которая сложилась и традиционно используется в общей психологии в целом, а также в психологии профессиональной деятельности, в частности. Она концентрируется вокруг ряда основных тем: особенностей психических процессов, психических свойств личности, психических состояний, а также мотивационных и эмоциональных процессов, понятия способностей личности и др. Эти темы и легли в основу структурирования данного раздела. Кроме того, в нем особое место отведено рассмотрению того процесса, который объективно наиболее важен и наиболее специфичен самой сути, природе управленческой деятельности — процессу принятия управленческих решений. Это — своеобразный «стержень» управления, вокруг которого группируются многие иные психологические явления и закономерности.

Таким образом, через взаимодополнение внешне-организационного и внутренне-психологического способов рассмотрения синтезируются основные положения теории и психологии управления, а сама она получает свое относительно полное и завершенное описание.

Вместе с тем при изложении системы психологических знаний об управленческой деятельности постоянно приходилось учитывать крайнюю неравномерность степени разработанности ее отдельных направлений, областей. Одни, например, такие как психология коммуникаций или мотивации, разработаны очень полно и детально. Другие — такие, скажем, как проблема способностей к управленческой деятельности или вопрос о ее общей психологической структуре, изучены в гораздо меньшей степени. Такая неравномерность потребовала, с одной стороны, привлечения большого числа психологических работ, а с другой — использования при необходимости и данных, полученных в наших собственных исследованиях. Кроме того, в начале каждой из основных глав представлены основные общепсихологические сведения о рассматриваемых в них психических явлениях и процессах (восприятии, памяти, мышлении, интеллекте, эмоциях, деятельности, способностях и др.). Это сделано с целью облегчить усвоение материалов возможно более широким кругом читателей. Этой же цели может содействовать и представленный терминологический словарь основных понятий теории и психологии управления.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Предыстория науки управления

Управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир>. Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими. Создание грандиозных архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские города); существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, а позже — Древний Рим); наличие круп-

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

ных армий; успешное функционирование сложных и разветвленных религиозных организаций (прежде всего римско-католической церкви) — все это и многое другое было бы просто невозможным без иерархического и скоординированного управления.

Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, начинают складываться предпосылки для возникновения некоторых общих и отвлеченных, т.е. собственно теоретических, представлений об управлении, о формах и способах его организации. Процесс зарождения теории управления в недрах его практики оказался, однако, очень противоречивым, сложным и длительным. Достаточно сказать, что теория управления как самостоятельная научная дисциплина оформилась лишь в начале XX в. В этом отношении она повторила судьбу развития ряда других гуманитарных наук, в частности психологии. Как отмечал известный историк психологии Э. Боринг, «психология имеет очень длительную предысторию и очень короткую историю». С еще большим основанием это относится к развитию теории управления. Ее «предыстория» измеряется десятками веков, а переход к собственно теоретической стадии произошел лишь около века назад.

Общая картина эволюции управленческой мысли и основные ее вехи могут быть проиллюстрированы понятием «управленческого континуума» (по К.С. Джорджу) — см. Приложение. В нем принято выделять ряд ключевых событий, когда эволюционное развитие представлений об управлении дополнялось качественными, революционными изменениями. Считается, что первое из таких революционных достижений связано с образованием особого рода «жрецов-бизнесменов», занимавшихся торговыми операциями («религиозно-коммерческая революция»). Второе из них соотносится с XXVIII в. до н.э., когда царь Хамму-рапи издал свод законов для регулирования всего комплекса отношений между социальными группами населения. Третья революция связана с еще одним монархом — Навуходоносором II (VII в. до н.э.) и состояла в попытке объединения методов государственного управления и контроля за сферами производства и строительства. Четвертая революция (XVII—XVIII вв.) неразрывно связана с индустриальным прогрессом европейской цивилизации в русле зарождающего капитализма. Ее главным событием было отделение управления от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Наконец, на рубеже XIX и XX вв. произошла наиболее крупная — «бюрократическая революция».

1.1. ПРЕДЫСТОРИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

Она привела к формированию крупных иерархических структур управления, к разделению труда в них, к четкому определению функций управления. По времени с ней совпало возникновение теории управления как самостоятельной научной дисциплины. Несмотря на всю важность отмеченных революционных преобразований, развитие теории и практики управления — это прежде всего эволюционный процесс. Он непрерывен и выступает как «равнодействующая», своеобразный вектор всех социально-политических, производственных, экономических и иных изменений общества. Можно привести множество примеров такого рода воздействия менее крупных, но тем не менее значимых событий на эволюцию теории и практики управления. Один из них — возникновение камералистики — своеобразной описательной административной дисциплины, регулирующей практику управления. Она способствовала автономизации администрирования как специального вида деятельности, отделению административного управления от судопроизводства (Regierungs-sachen и Justizsachen). В дальнейшем камералистика разделилась на науку административного управления и науку административного права.

Процесс развития науки об управлении, однако, не является плавным и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Эти противоречия наиболее отчетливо проявились именно в период, который непосредственно предшествовал возникновению теории управления (середина и конец XIX в.), хотя давали о себе знать и намного раньше. Все они являются причинами, сдерживавшими возникновение и развитие теории управления. Поэтому их знание необходимо для правильного представления об истории развития управленческой науки в такой же мере, как знание тех факторов, которые способствовали этому развитию и которые, в отличие от них, достаточно хорошо известны. Последние связаны с интенсивным развитием производства, с поиском дополнительных путей его совершенствования и интенсификации как основы увеличения прибыли. Однако, как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «. представляется удивительным, что наиболее плодотворным этапом развития управленческой теории были несколько последних десятихетиш (выделено нами. — А.К.) и что «. учитывая важность данной области можно было бы ожидать более быстрого прогресса управленческой мысли еще много лет назад» [43].

Среди главных причин данного явления следует отметить то, что на протяжении столетий коммерческая деятельность как таковая не пользовалась уважением. Хотя организации, требующие управления (прежде всего коммерческие), возникли очень давно, предпринимательская деятельность рассматривалась как унизительное занятие. Например, Аристотель считал куплю-продажу «противоестественным деланием денер>. А. Смит также довольно презрительно высказывался о «деловых» людях: «Это — тип людей. которые заинтересованы в том, чтобы обманывать и даже угнетать народ». Известна и негативная характеристика, данная Наполеоном англичанам как «нации лавочников». Негативное отношение к коммерческой деятельности как к недостойному занятию не только имеет очень давние исторические корни, но оказалось и очень стойким, дойдя до нашего времени.

Другая важная причина состоит в том, что экономические и социальные науки, которые в наибольшей мере могли бы содействовать возникновению теории управления, изучали в основном неуправленческие аспекты деятельности предприятий и общественной организации в целом. Сфера их исследований ограничивалась соответственно экономическими вопросами производства и макросоциальными, политическими аспектами. При этом они пренебрегали изучением вопросов административного управления. Следует также отметить трудности использования данных, полученных в русле многих других наук, в частности — психологии, для целей оптимизации управления. Далее, на протяжении длительного времени и среди управленцев, и на уровне правительственных организаций доминировали взгляды, что управление — только искусство, но никак не наука. Наконец, немаловажно и то, что сами управляющие в прошлом неодобрительно относились к разработке теории управления. Их внимание ограничивалось понятиями «технология», «цена», «прибыль» и т.д. Признание за теорией управления самостоятельной и существенной роли в организации производства, а также связанное с ним появление специалистов в этой области автоматически означало бы ограничение власти и влияния крупных предпринимателей — хозяев этих организаций. На это они по понятным причинам не хотели идти.

Итак, возникновение теории управления — это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие

1.2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области — к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г., когда ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления». «Предыстория» науки об управлении заканчивается, начинается ее история. Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М. Мескон и др., «появление и оформление управления как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, частично — попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично — достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы» [58].

1.2. Основные школы науки управления

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен — новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный и ситуационный подходы. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это — школы научного управления, административного управле-

ния («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более важны для характеристики современного состояния науки об управлении. Общая картина эволюции управления как науки может быть проиллюстрирована следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Основные школы в управлении

Хотя эта схема упрощает реальную сложность рассматриваемого процесса, ее целесообразно взять за основу. Она, однако, должна быть дополнена, поскольку общая эволюция управленческой науки не может быть понята без ее связей, например, с «социологической школой», с промышленной психологией и др.

1.1 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

стративных, управленческих задач, а исследование самого содержания труда, его основных компонентов. И лишь затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что управление — это особая специальность, а наука о нем — это самостоятельная дисциплина. Общая цель — повышение производительности труда — может быть, согласно взглядам этой школы, достигнута тремя основными путями:

посредством изучения самого содержания исполнительского труда — его операций, условий, режима, а также рационализации рабочих движений. Уже одно это привело к поразительным для того времени результатам (например, производительность элементарного ручного труда повысилась на 280%; расходы администрации на производство 1 тонны сырья уменьшились в 24 раза);

на основе эффективной системы контроля за индивидуальным и коллективным трудом и прежде всего на базе действенной системы стимулирования и регламентации трудового процесса (например, путем отмены «уравниловки»);

на основе определения оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. Например, они существенно повысились, когда власть мастера была децентрализована, а вместо одного мастера в цехе стали работать восемь мастеров-супервайзеров.

Таким образом, уже с момента своего возникновения наука об управлении неразрывно связана с анализом трудовой деятельности в целом. Более того, она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности. Благодаря ей было наглядно и убедительно показано, что цель — повышение производительности — может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда (как индивидуального, так и совместного). Организация труда и управления им — это, следовательно, дополнительный и богатый возможностями резерв эффективности производства и увеличения прибыли. Лишь эти «неопровержимые аргументы» позволили преодолеть все барьеры (о которых говорилось выше), создать перелом общественного мнения в

Источник:

dogmon.org

Карпов А. Психология менеджмента Карпов в городе Калининград

В нашем каталоге вы сможете найти Карпов А. Психология менеджмента Карпов по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в группе товаров Бизнес и экономика. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт России, например: Калининград, Астрахань, Барнаул.