Книжный каталог

Р. Г. Мумладзе История государственного управления

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». В учебнике рассматриваются вопросы становления и развития органов законодательной и исполнительной власти в России с образования Древнерусского государства и до настоящего времени. Информация данного учебника представляет интерес для студентов – бакалавров, а также для всех интересующихся историей государственного управления, аспирантов, научных работников. Авторы надеются, что данное пособие послужит хорошим подспорьем в дальнейшем изучении поставленных в нем проблем.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Р. Г. Мумладзе История государственного управления ISBN: 978-5-4365-0433-9 Р. Г. Мумладзе История государственного управления ISBN: 978-5-4365-0433-9 490 р. litres.ru В магазин >>
Мумладзе Р., Гужина Г. Экономика и социология труда. Учебник ISBN: 9785406026465 Мумладзе Р., Гужина Г. Экономика и социология труда. Учебник ISBN: 9785406026465 735 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мухаев Р. История государственного управления в России. Учебник для бакалавров. 2-е издание, переработанное и дополненное ISBN: 9785991632546 Мухаев Р. История государственного управления в России. Учебник для бакалавров. 2-е издание, переработанное и дополненное ISBN: 9785991632546 1675 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Эдуард Кузьбожев История государственного управления в России ISBN: 978-5-406-05143-6 Эдуард Кузьбожев История государственного управления в России ISBN: 978-5-406-05143-6 490 р. litres.ru В магазин >>
Р. Г. Мумладзе Управление персоналом ISBN: 978-5-94727-620-6 Р. Г. Мумладзе Управление персоналом ISBN: 978-5-94727-620-6 299 р. litres.ru В магазин >>
Р. Г. Мумладзе История зарубежной и отечественной социологии ISBN: 978-5-4365-1002-6 Р. Г. Мумладзе История зарубежной и отечественной социологии ISBN: 978-5-4365-1002-6 500 р. litres.ru В магазин >>
Мумладзе Р. (ред.) Менеджмент в агропромышленном комплексе. Учебник ISBN: 9785406051641 Мумладзе Р. (ред.) Менеджмент в агропромышленном комплексе. Учебник ISBN: 9785406051641 803 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Учебник для бакалавров Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Р

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Учебник для бакалавров Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Р.Г. Мумладзе Рекомендовано Учебно-методическим объединением по . »

Р.Г. Мумладзе, А.И. Афонин, В.А. Смирнов

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебник для бакалавров

Под общей редакцией

доктора экономических наук,

профессора Р.Г. Мумладзе

Учебно-методическим объединением по образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся в бакалавриате по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

Москва УДК 351/354(2)(075.8) ББК 66.033.141(2)я73 М90

В.В. Бруз, д-р ист. наук, доц., А.И. Ушаков, д-р ист. наук, проф.

М90 История государственного управления : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р.Г. Мумладзе ; Р.Г. Мумладзе, А.И. Афонин, В.А. Смирнов. – М. : Издательство «Русайнс», 2015. – 328 с.

ISBN 978-5-4365-0433-9 DOI 10.15216/978-5-4365-0433-9 Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». В учебнике рассматриваются вопросы становления и развития органов законодательной и исполнительной власти в России с образования Древнерусского государства и до настоящего времени. Информация данного учебника представляет интерес для студентов

– бакалавров, а также для всех интересующихся историей государственного управления, аспирантов, научных работников.

Авторы надеются, что данное пособие послужит хорошим подспорьем в дальнейшем изучении поставленных в нем проблем.

УДК 332(075.8) ББК 65.04(2)я73 ISBN 978-5-4365-0433-9 © Мумладзе Р.Г., Афонин А.И., Смирнов В.А., 2015 © РУСАЙНС, 2015 Содержание Введение

Раздел I. История становления и формирования системы государственного управления на Руси в IX – XVII вв.

Глава 1. Законодательные органы управления на Руси в IX – XVII вв

1.1. Высшие органы государственного управления на Руси в IX – XVIIв.

1.2. Вече – орган демократического руководства и принятия решений на Руси в IX – начале XVII вв

1.3. Земские Соборы – органы всенародного представительства (середина XVI – середина XVII вв.)

1.4. «Совет Всея Земли» и его роль в управлении государством. 45 Темы и вопросы для повторения

Глава 2. Исполнительные органы управления в России в IX – XVII вв

2.1. Организация исполнительной власти в древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности (IX – конец XV вв.). 52

2.2. Пути – дворцовые исполнительные органы управления на территории великого князя

2.3. Государев Двор и его роль в становлении исполнительной власти в России, в управлении государством (XII – XVI вв.)

2.4. Приказы – органы исполнительной власти в России (конец XVI – начало XVIII вв.)

Темы и вопросы для повторения

Раздел II.История реформирования государственного управления в России XVIII – XIX вв

Глава 1. Законодательные органы управления в XVIII – XIX вв.

1.1. Абсолютная монархия в России и её характеристика

1.2. Высшие органы государственного управления в России в XVIII – XIX вв.

1.3. Идеи М. М. Сперанского о конституционной монархии и разделении властей в России

1.4. Местное самоуправление в России – форма участия населения в управлении государством в XVIII в. Земская реформа в России 1864 г. и ее роль в развитии местного самоуправления. 126

1.5. Особенности управления национальными окраинами в России. 140 Темы и вопросы для повторения

Глава 2. Исполнительные органы управления в XVIII – XIX вв.

2.1. Коллегии и их работа в XVIII веке

2.2. Министерства в России в XIXв.

Темы и вопросы для повторения

Раздел III. История государственного управления в России и СССР в XX – XXI вв.

Глава 1. Законодательные органы управления в России XX – XXI вв.

1.1. Российский парламент в 1906 – 1917 гг.

1.2. Антикризисная деятельность Временного правительства по совершенствованию системы государственного управления в России (февраль – октябрь 1917 г.)

1.3. Советский парламент в 1917 – 1936 гг.

1.4. Верховный Совет СССР в 1936 – 1991 гг

1.5. Современный российский парламент (1993г. – XXI в.). 218

1.6. Основные этапы становления и развития парламента России в IX – XXI вв.

Темы и вопросы для повторения

Глава 2. Исполнительные органы управления в XX – XXI вв.

2.1. Совет народных комиссаров России в 1917 – 1946 гг.: состав, структура, направления работы

2.2. Совет министров СССР в 1946 – 1991 гг.: состав, структура, направления работы

2.4. Эволюция и становление исполнительной власти в России (IX – XXI вв.)

Темы и вопросы для повторения

Первый парламент в мире возник в 1285 г. Парламент – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В Великобритании он называется парламент, в США – конгресс, в Норвегии – стортинг, в Швеции – риксдаг и т.д. Как известно, парламентаризм является классической формой представительной демократии. Он строится на принципах народного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности. Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.

Актуальность учебника определяется тем, что исторический опыт создания парламентов и их работа всегда привлекает внимание исследователей. Современные представительные органы, так или иначе, выросли из традиционных народных собраний, присущих ещё первобытнообщинным отношениям. Следует заметить, что истоки формирования парламента начинаются со времен образования Древнерусского государства. Формирование протогосударственных образований, а затем и Древнерусского государства потребовали постановки проблем, вариантов их решения с привлечением всего населения или, по крайней мере, активной, лучшей его части. Это предполагало выборность, делегирование полномочий, участие населения в решении важнейших проблем города, княжества, государства.

Впоследствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного управления на Руси, в Новгородской феодальной республике и ряде других раннефеодальных государственных образований. В IX–XVI вв. наилучшей формой таких мероприятий были вечевые собрания, вече.

Предыстория создания парламента в России начинается со времен созыва и работы вечевых собраний. Этот бесценный опыт недостаточно привлекает внимание исследователей и по научному освещению данной проблемы ощущается недостаток серьезных публикаций. Практика созыва и работы вечевых собраний требует обстоятельного научного анализа. Авторы стремились систематизировать разноплановый материал, привести его к определенной структуре и показать значимость работы вечевых собраний на Руси в IX– начале XVI в.

Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно – представительных органов в XV–XVII вв. – Земских Соборов. Более организованной, значимой, эффективной в законодательном плане была работа Земских Соборов в середине XVI – середине XVII вв.

Именно эта форма народного представительства приобрела популярность, нашла поддержку у населения. Участвуя в выборной кампании, население формировало наказ, т.е. ставило перед делегатами Земских Соборов наиболее значимые вопросы, проблемы, требующие их разрешения. Именно со времен Земских Соборов существует практика наказов депутатам в высшие органы законодательной власти.

В ходе выборов для участия в работе Земских Соборов выявлялись лучшие, наиболее авторитетные лица из состава населения. Этим лицам делегировались полномочия народа. Так, например, произошло в период смуты в 1611 г., когда из состава народного ополчения в «Совет Всея Земли» (Земский Собор) вошли П. Ляпунов, Д. Трубецкой, И.Заруцкий – лидеры национально – освободительного движения. Выдвижение лучших из числа населения способствовало росту авторитета Земских Соборов.

Царский указ служил сигналом для созыва Земского Собора. Земские Соборы созывались нерегулярно и не имели достаточно четко выраженного алгоритма работы (регламента). За неимением других форм участия населения в управлении делами государства Земские Соборы были наилучшим механизмом выработки важнейших государственных решений.

В России развитие государственности с начала XVIII в. в силу ряда исторических причин пошло по пути, который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха. Этот путь был закреплён в принятии царём Петром I в 1721г. титула «Император и Самодержец Всероссийский», и Россия стала именоваться Российской империей. В период абсолютной монархии в России высшие органы законодательной власти не имели организационного оформления.

В XVIII – XIX вв. неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать систему самодержавной власти в России. Императрица Екатерина II в 1767 г. учредила из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) Комиссию для выработки нового Свода законов Российской империи – Уложения. Эта Комиссия провела 204 заседания, но депутаты не смогли преодолеть противоречия между различными сословиями, и никаких законов так и не было принято. Более удачной оказалась проведенная ЕкатеринойII реформа местного управления. В городах были созданы избиравшиеся из различных категорий городского населения городские думы как распорядительные органы самоуправления, действовавшие под надзором губернатора.

В начале XIX в. один из ближайших помощников императора Александра I М.М. Сперанский разработал всеобщий план государственного 6 преобразования. По его предложению в 1810 г. при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный Совет.

В последующие годы акцент участия населения в делах государства был перенесен на органы местного самоуправления. В эпоху «великих реформ» императора Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения – земские собрания в уездах и губерниях. Гласные (депутаты) городских дум стали избираться на внесословной основе, но при наличии имущественного ценза. В этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX в., вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX в. депутатами Государственной Думы.

Историческое развитие России привело к необходимости формирования полноценного парламента в XX и XXI вв. Если в 1906–1917 гг. в России была сформирована конституционная монархия и последовательно, с большими трудностями функционировали четыре Государственных Думы, то в 1917–1993 гг. народные избранники работали в Верховном Совете – как представительном законодательном органе власти. И только в новейшей истории России с 1993 г. в условиях демократии стал функционировать современный российский парламент – Федеральное Собрание.

Россия прошла большой путь в создании и организации исполнительной власти в стране. Подобного опыта создания структур исполнительной власти нигде в мире не существовало. Первоначально органы исполнительной власти в Древнерусском государстве обслуживали интересы и потребности великого князя. Мучительный поиск новых вариантов структур привел к созданию «путей», которыми руководили путные бояре

– представители великого князя. Практически параллельно создавался Государев Двор, в котором на различных должностях утверждались представители наиболее знатных боярских и княжеских родов.

В связи с расширением территории российского государства требовался новый подход к системе управления и были созданы Приказы как органы исполнительной власти на всей территории государства. В период правления Петра IПриказы были заменены коллегиями, которые также сыграли заметную роль в организации исполнительной власти в России.

Реальная структура исполнительной власти в России появилась в связи с созданием министерств, которые существуют и до настоящего времени. Кабинет министров, Министры стали реальной опорой самодержавной власти в реализации ее установлений, в проведении политики царя.

Совершенно по-иному выглядела система исполнительной власти в стране в советский период. Были Советы Народных Комиссаров, Совет министров, которые реализовывали интересы партийной верхушки, а нужды населения оставались на втором плане.

В новой России после 1993 г. на основе Конституции России (1993) формируется правительство Российской Федерации, которое работает в современный период российской истории на основе требований Конституции РФ в интересах большинства граждан России. Усилиями высших органов власти в РФ создается демократическое, правовое государство.

Центральной категорией данной учебной дисциплины «История государственного управления» является категория государственного управления как целенаправленного организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы.Государственное управление – это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации управленческих решений.

Управление, особенно государственное, – сложное, многоплановое явление. С точки зрения теории и практики это:

область человеческого знания, помогающего осуществлять эту деятельность;

определенная категория государственных служащих, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

вид деятельности по руководству людьми и организациями;

умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения управляемых людей;

комплекс форм и методов, посредством которых осуществляется согласованная деятельность работников совместного труда, как необходимое условие их функционирования;

различные стороны отношений коллективов, включающие прямой обмен деятельностью между участниками труда посредством различных экономических форм;

сочетание и учет объективных и субъективных факторов развития, целенаправленные действия на основе познания и использования объективных факторов;

волевые отношения, предусматривающие определенные целенаправленные действия, организационно – распорядительные и другие воздействия на людей, коллективы.

Государственное управление – это, прежде всего, политическая деятельность. Общие ориентиры деятельности системы управления задаются политическими деятелями и институтами. Государственная политика может быть охарактеризована как политическая линия господствующего в данном обществе класса, социального слоя, социальной группы, а в истории России, как известно, и отдельного человека.

Государственное управление– одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, 8 законы, указы и т.д.) с учетом теоретико – информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных политических факторов, влияющих на содержание и направленность государственной политики.

Определение понятия «власть» как воплощение политического господства и средство осуществления политики через систему государственных органов поражает простотой и ясностью. Однако при внимательном рассмотрении категории «власть» она становится проблематичной.«Государственная власть» – центральное понятие истории государственного управления в России. Без объяснения понятия власти как вводного методологического мы не можем эффективно судить о действиях российских политиков, доверять им, поддерживать их или осуждать, ибо понятие «власть» напрямую связано и с такими производными категориями, как «ответственность», «способность», «возможность».

Характерной особенностью российского опыта государственного управления стала незначительная роль традиций еще не в полной мере сложившегося гражданского общества. Спецификой России стало отсутствие глубоких традиций городского самоуправления. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим. Традиционно довлеющими были в России позиции политико-административной элиты. Категория «элита» (в переводе с французского элита – это лучшее, отборное) используется в учебном курсе неоднократно для обозначения на том или ином этапе сформировавшейся команды специалистов государственного управления.

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и неосновных функций государства (поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно – воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи. Государственная служба сформировалась в результате реформ Петра I.

Ученые в XIX в. определяли государственную службу как «особое публично – правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи». Данное определение признано правомерным и в XXI в.

Предмет учебной дисциплины «История государственного управления»– закономерности возникновения, развития и преобразования государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Государственный аппарат представляет собой систему тесно связанных друг с другом основных элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Государственные учреждения, имеющие властные полномочия, именуются органами государства.

Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата:

высшие (подчинены непосредственно носителю верховной власти – великому князю, царю, императору) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет. Комитет и Совет министров и т. д.);

центральными являлись отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполнявшие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений);

местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т. д.) территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

В учебнике рассматриваются и раскрываются основные понятия:

государство и власть, типы политических режимов на различных этапах развития российской государственности, государственное строительство, особенности становления государства в России, закономерности создания аппарата государственного управления, методы управления обществом на различных этапах развития российского государства, преобразования государственных органов и системы государственного управления в условиях демократизации современного российского общества.

Материалы, представленные в данном учебнике, рассматривают развитие государственного управления в России, исследуют механизм власти и управления государством, динамику изменения органов государственной власти и управления на различных исторических этапах.

Целью изучения данного учебного курса является формирование теоретических знаний, практических навыков и умений анализа истории государственного развития и управления России, оказание помощи в подготовке студентов для работы в сфере государственного и муниципального управления, выработка умений анализировать текущую ситуацию в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого и современных достижений в сфере управления.

Надеемся, что данный материал учебника будет скромным вкладом по обобщению вопросов возникновения и становления и реформирования органов законодательной и исполнительной власти в стране.

1.Акмалова А. А., Смирнов В. А. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 228 с.

2.Акты социально – экономической истории Северо – Восточной Руси конец XIV – начало XVI в. – М., 1952. – Т.2. – № 400. – 408 с.

3.Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М.: Прогресс, 1985. – 196 с.

4.Бакланова Н. А. Обстановка Московских приказов в XVII в. // Труды Государственного исторического музея. Вып. 3. Разряд общий исторический. – М., 1926, с. 53–100.

5.Белокуров С. А. О Посольском приказе. – М., 1906. – 170 с.

6.Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М.: ООО ИД «Право и государство. – 2003. – 304 с.

7.Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII века. – М. – Л.: Изд.

Акад. наук СССР, 1946. – 316 с.

8.Березов П. Дмитрий Пожарский. – М.: Московский рабочий, 1954.

9.Боярские списки последней четверти XVI – начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г. / сост. С. П. Мордовина и А. Л. Станиславский. – М., 1979. – Ч. 1. – 341 с.

10. Боярские списки последней четверти XVI – начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г. / сост. С. П. Мордовина и А. Л. Станиславский. – М., 1979. – Ч. 2.

11. Бушков А. Тайны Смутного времени : Роман. – М.: Олма Медиа Групп. – 2007. – 222 с.

12. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо – Восточной Руси. – М. – Л., 1947. – Т. 1. – 497 с.

13. Владимирский – Буданов М. В. Обзор истории русского права. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 1995. – 640 с.

14. Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). – М.: Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995. –112 с.

15. Государственная дума 1906 –1917: Путеводитель по национальным коллекциям крупнейших библиотек Российской Федерации. – М.:

Издание Государственной Думы, 2001. – 175 с.

16. Гостев Р. Г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. – Москва – Воронеж: «Еврошкола»–Воронежская областная типография, 2002. – 544 с.

17. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (под общ. ред. Г. Н. Селезнева). – М., 1996. – 350 с.

18. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 –2004 гг./Издание Государственной Думы. – М., 2004. – 320 с.

19. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. 2000 – 2003(под общ. ред. Г. Н. Селезнева). – М.:

«ВЭЛТИ», 2000. –350 с.

20. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва/ Под общ. Ред. Б. В. Грызлова. – М.: ГМП «Первая образцовая типография», 2004. – 380 с.

21. Государственная Дума, 1906 – 1917: Стенографические отчеты.

В 4 т./ Ред. В. Д. Карпович.– М.: Правовая культура. – 1995. – 320 с.

22. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографический отчет. – Спб.,1914 – 1916.– 670 с.

23. Греков Б. Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 568 с.

24. Демидова Н. Ф. Государственный аппарат России в XVII веке // Исторические записки. – 1982. – Т. 108. – с. 125 – 136.

25. Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. – М., 1987. – с. 230 с.

26. Дмитриев Ю. А., Дудкин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального собрания. – М.: Манускрипт, 1994. – 103 с.

27. Законодательные акты Петра I. Акты о высших государственных установлениях. Т. 1. – М. – Л.: Академия наук СССР, 1945. – 602 с.

28. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII в.: Комментарии. – Л., 1987. – 261 с.

29. Зимин A. A. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. – М., 1988. – 350 с.

30. Зимин А. А. О составе дворцовых учреждений русского государства XV и XVI вв. // Исторические записки. – 1958. – Т.63. – 180 с.

31. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. 3 – е изд. – М.: Юристъ, 2005. – 791 с.

32. История отечественного государства и права: Ч.1: Учебник./ Под ред. О. И. Чистякова. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.

33. История государственного управления в России: Учебник. Изд.

2 – е, исправленное / Под общей редакцией Р. Г. Пихои. – М.: Изд – во РАГС, 2002. – 382 с.

34. История России: Пособие для поступающих в вузы/ И. В. Волкова и др.; Под ред. М. Н. Зуева. – 2 – е изд., испр. и доп.. – М.:ООО «Издательство Новая Волна», 2000;

35. Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. – СПб, 1919. – 543 с.

36. Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV – XVI в.). – М., 1985. – 279 с.

37. Конституция РСФСР 1918 г.

38. Конституция СССР 1924 г.

39. Конституция СССР 1936 г.

40. Конституция СССР 1977 г.

41. Конституция Российской Федерации 1993 г.

42. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т.

XХV. Отд – ние 1 – е. СПб., 1908.

43. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001. – 487 с.

44. Назаров В. Д. О структуре «государева двора» в середине XVI в.

// Общество и государство феодальной России. Сб. статей, посвященный 70 – летию акад. Л. В. Черепнина. – М., 1975. – С.40 – 52.

45. Отечественная история: учеб./А. В. Матюхин, А. И. Ушаков, Р.

Е. Азизбаева, Ю. А. Давыдова. – М.: Маркет ДС, 2008. – 328 с.

46. Памятники русского права. – М., 1956. – Вып.4. – 256 с.

47. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове. – СПб., 1992. – 278 с.

48. Полное собрание законов Российской империи. Издание 1 – е, Т. 1.

49. Полный сборник платформ всех русских политических партий:

С прил. Высочайшего Манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданейшего докл.

графа Витте. – Репринт. изд. 1906 г. – 2 – е изд., испр. и доп. Послед. резолюциями парт. съездов. –М.: Эксмо, 2002. –130 с.

50. Положение о выборах в Государственную Думу. С разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства Внутренних Дел, приложением циркуляров и инструкций Министерства Внутренних Дел и циркуляров Министра Юстиции. – СПб.: Изд – во М – ва Внутр. Дел, 1907. – 240 с.

51. Порядок выборов в Государственную Думу. Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений (Именные Высочайшие Указы, Высочайше утвержденные Положения и Правила, решения Правительствующего Сената, инструкции и разъяснения Министерства Внутренних Дел)/ Сост. Н.В.Хлебников; Изд.

СПб. Клуба Обществ. Деятелей. – СПб., 1905. – 320 с.

52. Пресняков А. Е. Княжное право в Древней Руси. – М.: Наука, 1993. – 635 с.

53. Пятая Российская Государственная Дума (под общ. ред. И. П.

Рыбкина). – М.: «Известия», 1994. – 190 с.

54. Разрядная книга 1550 – 1636 гг. – М., 1976. – Т. II. – Вып. 2. – 373 с.

55. Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. – М., 2003. – 433 с.

56. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/ Издание Государственной Думы. – М. –2004. – 134 с.

57. Российское законодательство Х – ХХ веков.

Т.9.Законодательство эпохи буржуазно – демократических революций. – М.: Юридическая литература, 1994. – 489 с.

58. Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. – СПб.: «Дмитрий Булавин», 2006. – 604 с.

59. Смирнов В. А. Новгородская боярская феодальная республика:

характеристика социальных слоев населения и государственный механизм управления (XII – XV вв.) //Вопросы региональной экономики. – 2010. – №1. – с.114 – 123.

60. Станиславский Л. Труды по истории государева двора в России XVI – XVII веков. – М., 2004. – 512 с.

61. Старцева Т. Е., Смирнов В. А. История государственного управления в России: Учебное пособие для студентов очного и заочного обучения. – Королев: КИУЭС, 2007. – 168 с.

62. Смирнов В. А. Вечевые собрания – органы демократического управления на Руси в X – начале XVI века // Диалог социологии, образования и общества: материалы Межвузовской научно – практической конференции. – Королев: ФТА, 2012. –с. 63 – 81.

63. Смирнов В. А., Старцева Т. Е. История государственного управления в России [Текст] / Смирнов В. А., Старцева Т. Е. : учебное пособие.

– Королевский ИУЭС, 2011. – 242 с.

64. Смирнов В. А. Новгородская боярская феодальная республика:

характеристика социальных слоев населения и государственный механизм управления (XII – XV вв.) // Вопросы региональной экономики./Научный журнал. – 2010. – №1. – с.114 – 123

65. Смирнов В. А. Приказы – органы исполнительной власти в период сословно – представительной монархии в России (конец XVI – начало XVIII в.) / Вопросы региональной экономики. /Научный журнал. – 2010.

66. Смирнов В. А. Вече – органы широкого народного представительства в принятии решений и контроля за их исполнением на Руси в X –

– начале XVI века / Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики: Научно – теоретический журнал. – 2012. – №4. – с.123 – 130.

67. Смирнов В. А. Вече – орган демократического руководства и принятии решений в древнерусском государстве и княжествах периода феодальной раздробленности (XII – начало XVI века / Актуальные вопросы цивилизационного развития современной России: Сборник научных трудов. – М.: Орбита – М., 2012. – с.82 – 91.

68. Смирнов В. А. Парламентаризм в России: истоки, история и практика (IX – XXI вв.): Монография. – Королев, МО, ФТА, 2012. – 148с.

69. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. – М.: Госполитиздат, 1956. – 475 с.

70. Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. Учебное пособие. – М.: Омега – Л, 2003. – 120 с.

71. Шевченко О. Светское землевладение Рязанского уездов 90 – е гг. XVI в. – 20 – 30 – е гг. XVII в. // Проблемы истории СССР. – М., 1973. – 350 с.

72. Щепетев В. И. История государственного управления в России:

Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.

73. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»/ Издание Государственной Думы. – М. – 2003.– 35 с.

74. У истоков российского парламентаризма/И. В. Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – 413 с.

75. Янин В. Л. Новгородские посадники. – М.: Издательство МГУ, 1962. – 408 с.

Приложения 284 Приложение№9 Приложение № 28 Ордин – Нащокин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1606 – 1680) - дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича.

Выходец из скромной помещичьей семьи, Афанасий Лаврентьевич родился в 1606 году. Фамильное гнездо Нащокиных издавна располагалось на северо- западе России - их немногочисленные и небогатые владения лежали во Псковском и Торопецком уездах.

Семейное родословное предание говорит, что дворянский род Нащокиных пошел от дука (герцога) Велички, выехавшего будто бы из Италии на Русь служить великому князю тверскому Александру Михайловичу, он крестился и получил имя Дмитрия и прозвище Красный. Сын его, тверской боярин Дмитрий Дмитриевич, участник знаменитого тверского восстания 1327 г.

против ордынского посла Шевкала (Щелкана, по древнерусским песням); его ранили во время боя в щеку: отсюда пошло прозвище Нащока, которое, как исстари водилось довольно часто, стало его фамилией. Нащокин вскоре выехал из Твери в Москву к великому князю Симеону Ивановичу Гордому. От него, первого Нащокина, впоследствии пошли роды Ординых-Нащокиных, Безниных, Олферьевых. Появление двойной фамилии у первого из них связано с прозвищем Орда у Андрея Филипповича Нащокина, убитого в сражении под Оршей 8 сентября 1514 г. в памятную годину «Смоленского взятия». В этой битве русское войско потерпело поражение, и на поле боя в числе прочих пал и предок Афанасия Лаврентьевича.

Думских чинов (их было четыре: боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк) Ордины – Нащокины не достигали: эта честь выпала только одному из Нащокиных – Афанасию. Он стал боярином, а его двоюродный брат Богдан Иванович - думным дворянином. Но после них род захудал и к концу следующего столетия совсем угас.

Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин – Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году – крайне необходимое для России перемирие со Щвецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а затем после Андрусовского перемирия - боярского достоинства.

Отец Афанасия позаботился о том, чтобы сын получил познания в латыни, немецком и математике. Впоследствии Афанасий обучился польскому и молдавскому языкам. «От младых ногтей» юноша отличался любознательностью и упорством. До конца своих дней любил он книги, эти, по его словам, «сокровища, очищающие душу»; знаком был не только с церковными, но и светскими сочинениями, например, по истории, философии. Ко всему этому следует добавить острую наблюдательность, тягу к восприятию нового, неизвестного, стремление узнать и внедрить то лучшее, что имелось в более передовых странах Запада. Некоторые из современников говорили о нем, что он - «человек умный, знает немецкое дело и немецкие нравы знает же», а пишет «слагательно». И друзья, и враги отдавали дань его уму и государственным способностям. Он был, что называется, «говорун и бойкое перо», обладал тонким, острым умом.

Карьера Ордина – Нащокина началась в 1642 году, когда он участвовал в разграничении новой русско-шведской границы после Столбовского мира. 22 февраля 1659 г. царь Алексей Михайлович дал отправляющемуся за границу Ордину – Нащокину роспись того, что нужно привезти в Москву. Среди прочего, царь потребовал организовать ежемесячную доставку «вестей» из Европы. Афанасию Лаврентьевичу не удалось исполнить государев указ. Тем не менее во многих популярных книгах и даже школьных учебниках ему приписывают организацию русской почты. В реальности такую почту организовал в 1665 г. голландец Ян Ван Сведен.

Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, он получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа, сменив на этом посту своего предшественника, Думного дьяка, печатника Алмаза Иванова. Городовой дворянин по отечеству, по происхождению, по заключении упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть стал государственным канцлером.

Резкость и прямота в суждениях приблизила его опалу. В 1671 году, вследствие доносов и интриг, он был отстранен от службы в Посольском приказе, возвратился на родину. Но он оказался востребованным как эксперт по польским делам: в 1679 г. Фёдор III Алексеевич прислал за Ординым верных людей, приказав им облачить бывшего канцлера снова в боярское платье и доставить в Москву для участия в переговорах с польскими послами. Ордин чувствовал себя уставшим и не стал прилагать усилий к тому, чтобы закрепиться вновь в столице. Он предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьем Балтийского моря. Советы его в отношении поляков были признаны устаревшими, самого Ордина отстранили от переговоров и возвратили в Псков. Там он постригся под именем Антония в Крыпецком монастыре и через год - в 1680 году он скончался (в возрасте 74-х лет).

Его карьера довольно уникальна для российской истории, так как он был первым мелким дворянином, получившим звание боярина и высокие должности в государстве не благодаря семейным связям, а вследствие личных достижений и способностей.

Приложение № 29 ХитровоБогдан Матвеевич ХитровоБогдан Матвеевич (1615 – 1680), боярин, оружейничий, дворецкий, основатель Московской Оружейной палаты, а также городовкрепостей Карсуна и Симбирска.

Родился в родовом поместье своего отца в селе Григоровское под Калугой. Получил прекрасное образование, знал латынь и польский язык, что способствовало его стремительной карьере. В 1646 году Б. М. Хитрово назначается городовым воеводой в Темников. Руководит строительством укреплений Керенской засечной черты. В 1647 г. он руководит строительством засечной черты за р. Сурой, где им возводятся Карсун, Малый Карсун (Старое Погорелово) и Тальск – крепости Карсунской засечной черты.

За умелую организацию строительства засечных черт в 1647 году Богдан Хитрово был пожалован в окольничьи. В 1648 г. Царский указ предписывает продолжить строительство симбирской части засечной черты. В течение весны и лета 1648 года Богдан Хитрово находится в Симбирске и руководит строительством городской крепости и острогов засечной черты. Крепость, построенная Хитрово, располагалась в районе, откуда открывался вид на десятки верст, что давало возможность заранее видеть появление набегов кочевников, продвигавшихся вдоль правого берега Волги, а также контролировать передвижение судов. Внутри крепости была построена Троицкая церковь, дом воеводы, таможня и ряд других построек.

После основания Симбирска Богдан Хитрово получает назначения на различные должности: назначается послом в Польшу, принимает участие в военных походах против Польши и Швеции. С 1654 г. вплоть до самой смерти в 1680 г. он возглавлял Оружейныйприказ. В его ведении находилась Оружейная палата, Золотая и Серебряная палаты, где было сосредоточено не только производство вооружения, но и различные искусства и ремесла, среди которых значительное место занимала иконопись.

Богдан Матвеевич Хитрово не только способствовал превращению Оружейной Палаты в один из лучших музеев нашей страны, но и сам выступил в роли одного из первых коллекционеров. Во второй половине XVII в.

он был одним из щедрых меценатов (спонсоров) Донского монастыря в Москве.

Богдан Матвеевич Хитрово умер в марте 1680 г., вскоре после смерти своей младшей дочери. Они похоронены в некрополе Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. 1 сентября2008 г. в Ульяновске открыт памятник основателю города Б. М. Хитрово.

Приложение № 30 Пожарский Дмитрий Михайлович Пожарский Д. М. (1 ноября 1578 г. – 20 апреля 1642 г.) государственный и военный деятель, боярин. Родился Д. М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский

– потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 г.. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается.

Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 г. Михаил Федорович умер.

У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей

– дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать, и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом.

В 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 г., в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Д. М. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 г. получает чин стольника. Приближает царь и мать Д. М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем – верховной боярыней у самой царицы Марии Григорьевны Годуновой.

Боевое крещение он получил в 1605 г. в сражении при Добрыничах.

В 1608 г. Д. М. Пожарский руководил ратью, оборонявшей в районе г. Коломны хлебные обозы, и разбил отряд Лжедмитрия II. С 1610 г. он назначен воеводой в Зарайск. Дмитрий Пожарский вошел в историю России как участник первого ополчения (1610) и восстания против польско-литовских интервентов в Москве (1611), в Смутное время. Тогда же Д. М. Пожарский получил титул, который подчеркивал его общегосударственную власть:

«По избранию всей земли московского государства всяких чинов у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский». А с конца октября 1611 г. Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения. Он вместе с нижегородским купцом Мининым разработал и осуществил в 1612 г. план освобождения Москвы от польских интервентов. В 1612 г. во главе ополчения освободил Москву от поляков. С освобождением Москвы, с сентября 1612 г. по 1613 год, он вместе с князем Д. Т. Трубецким возглавлял временное правительство.1 После избрания Михаила Романова на российский престол Пожарский продолжил политическую карьеру, руководя приказами: Галицкой частью – в 1617 г., Ямским в 1619 – 1624 гг., Разбойным в 1624 – 1628 гг., Приказных дел в 1631 – 1632 гг., Московским судным приказом в 1634 – 1638 гг. и в 1639 – 1640 гг.

В 1628 - 1630 гг. Дмитрий Пожарский служил воеводой в Новгороде. 2 Самые яркие моменты жизни Дмитрия Пожарского связаны с защитой России в Смутное время на рубeже XVI – XVII веков. Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостой Кузьмою Мининым. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил сбором средств и призывом ратных людей.

Начальником земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин. Вот эти-то обыкновенные его дела и действия и придали личности Д. М. Пожарского необыкновенное для того времени значение, которое было хорошо понято в Нижнем Новгороде и там же обозначено желанием найти воеводу, который бы «в измене не явился», который бы не припадал на всякие стороны, смотря, где выгоднее для чести или для корысти, как поступало великое большинство тогдашних князей, бояр и воевод».

Узнав о движении нижегородского ополчения, Михаил Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. Вокруг 1 Березов П. Дмитрий Пожарский. – М.: Московский рабочий, 1954, с.293.

2 Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII века – М. – Л.: Издат. Академии наук СССР, 1946, с.139.

ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или «Совет всея земли», из представителей с мест и от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Д. М. Пожарский не спешил выступать, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекший с собой несколько тысяч "воровских" казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Д. Т. Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Д. М. Пожарского. В августе ополчение Д. М. Пожарского подошло к Москве, где через несколько дней, дало отпор войску польского гетмана Ходкевича, спешившего на помощь польскому гарнизону.

22 октября 1612 г. казаки пошли на приступ и взяли Китай-город.

Вскоре поляки, сидевшие в Кремле, сдались, обессиленные голодом, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

Временное правительство Д. Т. Трубецкого и Д. М. Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей "для земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских Земских соборов: на нем были представлены все слои населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко они договорились о том, чтобы «литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть».

Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди «великородных» московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г.

выборные люди сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита: «послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову. ».

По возвращении посланных Земский собор 21 февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные христиане всего Московского государства". В то же время были указаны его родственные связи с прежней царской династией Рюриковичей: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного), Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник.

После освобождения Москвы и возведения на престол государя Михаила Федоровича (1613 – 1645), первого в династии Романовых, Д. М.

Пожарский получил в награду высший «думный» чин - боярина (1613), а также большие земельные владения. Для него, человека совершенно незаметного в рядах блестящей московской аристократии, боярский чин был недостижимым мечтанием. Можно сказать, за время борьбы со Смутой из полковников он прыгнул в маршалы.

Во время церемонии коронации Дмитрий Михайлович Пожарский нес «державу», что являлось знаком особого благоволения юного царя.

«Патрик Бернхаген Кристиан В. Харпфер Кристиан Вельцель Рональд Ф. Инглхарт Демократизация Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9748128 Демократизация: Высшая школа экономики; Москва; 2015 ISBN 978-5-7598-1193-0 Аннотация С тех пор как глобальная волна («третья волна») демократизации достигла пика на рубеже 19801990х годов, тема демократизации стала важнейшей для понимания современного мира политики. Неслучайно во многих бакалаврских и постдипломных. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 30.04.2015 Содержание: УМК по дисциплине «Экономико-математические методы и модели» для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Автор: Чапарова Г.Н. Объем 29 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования И.о. заведующего кафедрой Математических Протокол Рекомендовано методов, заседания Ромашкина к информационных кафедры от 24.03.2015 Г.Ф. электронному технологий и 24.03.2015 изданию систем №7. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово экономический институт Кафедра таможенного дела О.С. Елфимова ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет О.С. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Загвязинская Н.М., Ефремова И.А.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62). »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (образован в 1953 году) Кафедра Экономика и управление предприятиями малого и среднего бизнеса МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ к преддипломной практике и написанию дипломных работ для студентов всех форм обучения специальности 080502 (0608) Москва 2012 Настоящие методические указания и практические советы по прохождению преддипломной практики и написанию дипломных. »

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ЭКОНОМИКА ТРУДА ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА Направление подготовки 38.06.01 Экономика Направленность Экономика труда Квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь Форма обучения очная, заочная Сургут, 2014 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа кандидатского экзамена. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Т.В. Комбарова СОЦИОЛОГИЯ ДЕМОГРАФИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов 39.06.01 Социологические науки (Экономическая социология и демография), (очной и заочной форм обучения) Тюменский. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине «Государственная итоговая аттестация» для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика», профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной формы обучения Автор: Н.В. Обухович Объем 66 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий кафедрой Рекомендовано Протокол заседания экономической Лиман И.А. к электронному кафедры от 03.02.2015..2015 теории и прикладной изданию №6. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Замураева Л.Е., Третьякова А.П. ЛОГИСТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» профиля «Маркетинг» очной и заочной формы обучения Тюменский. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика». Очная, заочная форма обучения Автор: Ефимова Г.З. Объем 22 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол заседания кафедрой общей и Акулич..2015 к электронному кафедры от..2015 экономической М.М. изданию. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК. Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Методические указания по написанию магистерской диссертации для студентов направления 38.04.01 «Экономика», магистерской программы «Экономика и правовое регулирование бизнеса», очной и заочной форм обучения. Авторы: Мильчакова Н.Н. Объем 36 стр. Должность ФИО Дата соглаРезультат соглаПримечание сования сования Заведующий кафедРекомендовано. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Ахмедзянова Р.М. СОЦИОЛОГИЯ РЫНКОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет Ахмедзянова. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ’ИедаСЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный университет путей сообщения» Институт экономики и финансов Кафедра «Экономика и управление на транспорте» А.В. СОРОКИНА СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Рекомендовано редакционно-издательским Советом университета в качестве методических указаний для студентов экономических специальностей ИЭФ. Москва 2014 УДК 33 С65 Сорокина А.В. Сбалансированная система. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела В.Г.Высоцкая ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет В.Г.Высоцкая. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Дашина Я.Н., Шумилова Ю.А. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент», профиль «Логистика», очной и заочной формы. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Аникеева О.П. ЭКОНОМИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 06.05.01 «Биоинженерия и биоинформатика» очной формы обучения Тюменский государственный университет Аникеева О.П. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела Е.С. Игнатов ТАМОЖЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.2 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет Игнатов Е.С. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ’ИедаСЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный университет путей сообщения» Институт экономики и финансов Кафедра «Экономика и управление на транспорте» А.В. СОРОКИНА СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Рекомендовано редакционно-издательским Советом университета в качестве методических указаний для студентов экономических специальностей ИЭФ. Москва 2014 УДК 33 С65 Сорокина А.В. Сбалансированная система. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Руденко Д.Ю. РОССИЯ И ВТО Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной формы обучения Тюменский государственный университет Руденко Д.Ю. Россия и ВТО. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике Тарасов О.А. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент», очной и заочной форм. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

metodichka.x-pdf.ru

Р. Г. Мумладзе История государственного управления в городе Ульяновск

В представленном интернет каталоге вы всегда сможете найти Р. Г. Мумладзе История государственного управления по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти другие книги в категории Детская литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город России, например: Ульяновск, Саратов, Калининград.