Книжный каталог

Гегузин Я. Капля. Третье издание

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гегузин Я. Капля. Третье издание Гегузин Я. Капля. Третье издание 458 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гегузин Я. Живой кристалл Гегузин Я. Живой кристалл 763 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гегузин Я. Пузыри Гегузин Я. Пузыри 458 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гегузин Я. Очерки о диффузии в кристаллах Гегузин Я. Очерки о диффузии в кристаллах 763 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Толстая Н. Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены. Издание третье Толстая Н. Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены. Издание третье 152 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мелкумов Я. Инвестиционный анализ. Учебное пособие. Третье издание, переработанное и дополненное Мелкумов Я. Инвестиционный анализ. Учебное пособие. Третье издание, переработанное и дополненное 439 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А. М. Шехтер Взлеты и падения. Капля вдохновения (миниатюрное издание) А. М. Шехтер Взлеты и падения. Капля вдохновения (миниатюрное издание) 569 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Капля, 3-е изд

Издательство
  • Дискретная, прикладная и вычислительная математика
  • Теоретическая и математическая физика
  • Гидрогазодинамика, механика сплошных сред
  • Физика конденсированного состояния
  • Общая и прикладная физика. Методы и техника эксперимента
  • Оптика и фотоника
  • Химия и химические технологии
  • Материаловедение
  • Нанотехнологии
  • Радиофизика и электроника. Связь
  • Энергетика и электротехника
  • Нефтегазовый комплекс
  • Науки о Земле
  • Экология. Техносферная безопасность
  • Биология и медицинская физика
  • Промышленные технологии. Машиностроение
  • История естествознания и техники
  • Как писать научные статьи?
  • Научно-популярные книги для школьников и их родителей
Капля, 3-е изд.

Вступительное слово профессора Е.Э. Гликмана

к переиздаваемым Издательским Домом «Интеллект»

Дорогой читатель, перед Вами «Капля» – первая книжка из серии прекрасных научно–популярных книг профессора Якова Евсеевича Гегузина (1918-1987), которые переиздает Издательский Дом «Интеллект». Академик В.Л. Гинзбург - нобелевский лауреат по физике – назвал этy книгу поэмой! Книга эта является уроком радостного знания, «сочной» физики и восходит к классическим образцам научно–популярного жанра, таким как знаменитая «История свечи» Майкла Фарадея.

Да и непосредственная тематика книги (капиллярные явления, диффузия, вяз кое течение, разрушение…) остается весьма актуальной и в физике конденсированного состояния и в приложениях, в частности, в нанотехнологических.

Помимо замечательных научно–популярных книжек («Капля», «Живой кристалл», «Пузыри», «Очерки о диффузии в кристаллах, «Почему и как исчезает пустота»), Я.Е. Гегузин написал несколько очень значительных монографий, многие из которых выдержали несколько изданий в СССР и переведены на английский и немецкий. Он был одним из главных создателей Харьковской школы остроумного, виртуозного и наглядного эксперимента в области физики реальных кристаллов, где любимыми инструментами были микроскопы и кинокамеры. При этом он прекрасно чувствовал и теорию, обладая восхищавшим всех умением делать правдоподобные простые оценки, не прибегая к громоздкому эксперименту. Когда такие оценки удавались или удачно завершался важный и интересный опыт, Яков Евсеевич часто говорил свое знаменитое «Здорово, а ?!», как бы приглашая вас разделить восхищение мудростью природы и способностью разума познать ее.

Он утверждал своим примером, что наука - дело радостное, и писал, что «между наукой и искусством нет разделительного вала и в истинном естествоиспытателе живет художник». Конечно, это Мастер, и глубокая добросовестность его усилий как ученого и учителя видны всем. Но не менее важен и его хороший вкус, отвергающий иллюзию понимания – гладкопись, за которой отсутствие ясной идеи или же сверхточные вычисления, не оправданные в связи с грубостью исходной модели. Он называл такие вычисления «сладострастьем в третьем знаке после запятой».

Якова Евсеевича глубоко уважали и любили многочисленные коллеги в СССР и за его пределами, каждый его доклад был событием и собирал полные залы. Его ученики успешно работают сегодня во многих странах, составляя тот незримый колледж Гегузина, члены которого по мере сил стремятся следовать стилю своего учителя.

Откройте « Каплю » . Вас ждет редкая книга. Написанная умным ученым. А ведь Пушкин говорил, что такое сочетание - редкость. Приятного Вам чтения.

Предисловие к третьему изданию

1.1. Первая капля

1.2. Слово о кинокамере

2.2. Воспоминание о лекции профессора Френкеля

2.3. О подпрыгнувшей капле

2.4. Фильм о слиянии двух капель

2.5. Статья Эйнштейна о лорде Кельвине

2.6. Капля пустоты

2.7. Удобная «постель» для капли

2.8. Раздавленная капля

3.1. Капля, осушенная иглой

3.3. Весенняя капель

3.4. Пятна на столе

3.5. Невысыхающие капли

3.6. Капля масла на воде

4.1. Капля-шарик и капля-парашют

4.2. Капля падает на жидкость

4.3. Капля на кончике иглы

4.6. Водяная корона

4.7. Элементарная теория разрушения водяного пузыря

4.8. Дождь на оконном стекле

4.9. Глицериновые дожди и глицериновые капели

4.10. Опыт Рэлея—Френкеля

4.11. Кто творит радугу?

4.12. Два опыта по столкновению капель

5.1. Счастливый день в жизни естествоиспытателя

5.2. Засада на росу

5.3. Росинка в солнечном луче

5.4. «Застывшие алмазы росы»

5.5. Неожиданное решение задачи

5.6. Плавление микроскопических закристаллизовавшихся капель

5.7. Капли со шлейфом

5.9. Капельный след

5.10. Пузырьковая камера

5.11. Из истории исследования электрона

6.1. Кристалл и капля

6.2. Капля рассказывает о минерале

6.3. Капля, движущаяся в кристалле

6.4. Газожидкие капли

7.1. Капля живого серебра

7.2. Кардиограмма ртутного сердца

7.3. Дипломная работа студента

Поиск

141700, г. Долгопрудный, МО, Промышленный проезд, 14.

Источник:

www.id-intellect.ru

Читать Капля - Гегузин Яков Евсеевич - Страница 1

Гегузин Я. Капля. Третье издание
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 972
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 144

Книга состоит из отдельных очерков о физиче­ских законах, управляющих поведением капли, об ученых, которым капля помогла решить ряд сложных и важных задач в различных областях науки.

Книга иллюстрирована кадрами скоростной ки­носъемки и будет интересна самому широкому кругу читателей.

Слово о кинокамере

КАПЛЯ В НЕВЕСОМОСТИ

Воспоминание о лекции профессора Френкеля

О подпрыгнувшей капле

Фильм о слиянии двух капель

Статья Эйнштейна о лорде Кельвине

Удобная «постель» для капли

ПЕРВАЯ КАПЛЯ ТАЛОЙ ВОДЫ

Капля, осушенная иглой

ДОЖДЬ НАД РЕКОЙ

Капля-шарик и капля-парашют

Капля падает на жидкость

Капля на кончике иглы

«Капля камень долбит»

Элементарная теория разрушения водяного пузыря

Дождь на оконном стекле

Глицериновые дожди и глицериновые капели

Кто творит радугу?

Счастливый день в жизни естествоиспытателя

Росинка в солнечном луче

«Застывшие алмазы росы»

Капли со шлейфом

Из истории исследования электрона

Капля живого серебра

Кардиограмма ртутного сердца

Капля, движущаяся в кристалле

Дипломная работа студента

Розалии Моисеевны Гегузиной

Когда я задумал написать эту книгу и структура ее была еще неясна, мне советовали каждый из очерков называть так: «Капля первая», «Капля вторая» и т. д. Мысль мне показалась тенденциозной, и совету я не внял. А вот пер­вый очерк — даже не очерк, а несколько вводных фраз — решил все же назвать «Первая капля».

Жизнь развивается так, что искусство в несравненно меньшей степени, чем наука, со временем оснащается вну­шающим почтение «новейшим оборудованием» — умными и сложными машинами с разноцветными кнопками и мига­ющими лампочками на пульте. Скрипка и кисть сохрани­лись в руках мастера, устояли против натиска множества электронных музыкальных приборов и цветной фотопленки. Творчество в литературе и искусстве осталось привиле­гией человека, его личной одаренности, одержимости, спо­собности удивляться. А в науке происходит нечто иное: лупа и примитивный электроскоп естествоиспытателя ус­тупили место огромным электронным микроскопам и слож­нейшим электрическим машинам. Сложным оборудованием управляет коллектив научных работников со штатом ла­борантов, механиков и инженеров.

Чисто внешнее и совершенно оправданное изменение облика науки иногда представляется признаками ее пере­рождения — превращением науки в нечто обезличенное и механизированное, оторвавшееся от образного, поэтиче­ского мировосприятия человека. К счастью, в действи­тельности дело обстоит совершенно не так. Как и всегда, своими всплесками наука обязана озарениям тех естест­воиспытателей, которые, подобно поэтам и художникам, одарены талантом видеть. Как всегда, наука и ныне остается сродни искусству и никакого разделительного вала между ними нет.

Составляя очерки о капле, я не расставался с мыслью о родственности науки и искусства. И если — пусть не пря­мо, а между строк — читатель эту мысль прочтет и в его глазах она «обретет плоть», я буду считать, что труд мой не пропал даром.

Слово о кинокамере

В работе над «Каплей» моим верным помощником была кинокамера, и она несомненно заслуживает благодарст­венного слова.

Глаз человека — великолепный оптический прибор. Он тонко различает цвета, мгновенно настраивается «на резкость» при разглядывании объектов на различных расстояниях, чувствует слабые полутени и резкие конту­ры. И все же глаз нуждается в помощниках, расширяю­щих его возможности. Нужны и телескоп, и микроскоп, и множество различных луп. Они помогают соотнести ис­тинные размеры объекта с разрешающей способностью глаза: приблизить удаленное, увеличить мелкое, оттенить расплывчатое.

В последние десятилетия в ряду помощников глаза появилась кинокамера. Кто-то о ней сказал «лупа време­ни». Это определение верное, так как камере под силу «растягивать» и «сжимать» отрезки времени. Мощь кино­камеры неизмеримо возрастает, если ею пользоваться, укрепив на тубусе микроскопа.

В нашей лаборатории есть различные кинокамеры — маленькие и большие, скоростные, которые успевают за­снять тысячи кадров в секунду, и «обычные», которые, работая, не изменяют масштаба времени. Есть и такие, которые снимают покадрово, т. е. так, что между съем­ками двух последовательных кадров проходит время, заданное камере. Все они «помогали» мне разглядеть кап­лю — в полете, рождающуюся на кончике сосульки, пуль­сирующую, подобно сердцу, скользящую по оконному стеклу. Без кинокамер многое бы глаз не увидел и кап­ля в «Капле» выглядела бы обедненной.

Однажды я участвовал в субботней телевизионной пере­даче «Голубой огонек». По замыслу ее организаторов, мне была отведена роль посетителя кафе, которому надлежит сидеть за столиком, пить кофе и аплодировать выступаю­щим. По ходу передачи ведущий должен был обратиться ко мне с каким-то вопросом о дожде, а мне, как бы экспром­том, следовало рассказать о падении дождевой капли на поверхность воды и показать телезрителям полутораминутный кинофильм об этом. Фильм тоже должен был по­явиться экспромтом. Видимо, стремясь вдохновить участ­ников «Голубого огонька», режиссер передачи напом­нил, что из объектива телекамеры на нас глядят миллионы. Добился он этим напоминанием противоположного резуль­тата. Под тяжестью ответственности посетители кафе немного оробели, и каждый свой «экспромт» излагал скованно. Мою задачу немного облегчил фильм, который я комментировал, оставаясь за экраном.

Вскоре после передачи стали приходить письма теле­зрителей. Писем было много, и каждое по-своему инте­ресно и неожиданно.

Автор одного из писем сообщал, что он пишет книгу, которая посвящена изложению науки о каплях. Называть­ся книга будет «Сталагмология», что в переводе на рус­ский язык означает «каплеведение». Автор письма с по­хвалой отзывался о моем фильме и просил прислать ему несколько кинограмм, которые он хотел бы поместить в качестве иллюстрации в соответствующей главе «Сталагмологии».

Письмо меня заинтересовало, и мне захотелось позна­комиться с человеком, которому надлежит стать основателем новой науки,— до письма я не подозревал о суще­ствовании «каплеведения». Я попросил автора письма меня принять и поехал к нему.

Источник:

www.litmir.me

Гегузин Я. Капля. Третье издание

Капля. Третье издание Аннотация к книге

.Непосредственная тематика книги (капиллярные явления, диффузия, вязкое течение, разрушение. ) остается весьма актуальной и в физике конденсированного состояния и в приложениях, в частности, в нано-технологических.

.По сравнению с большинством известных научно-популярных книг в этой гораздо сильнее выражена учебная составляющая — не только «учёные установили, что. », но и «как установили».

.Для студентов и преподавателей естественно-научных специальностей университетов, старшеклассников и учителей средней школы.

Динамика цен на книгу Книги автора «Гегузин Я.» Книги издательства «Интеллект»

На этой странице собрана полная информация о книге "Капля. Третье издание" издательства Интеллект.

Ее можно купить по выгодным ценам в 1 основных интернет-магазинах России.

Книга «Капля. Третье издание» - постоянный участник в списках самых ожидаемых новинок 2014 года.

Хотите прочитать отрывок из книги или рецензии читателей - пожалуйста , просто перейдите на сайт интернет-магазина.

Чтобы найти другие книги автора у нас на сайте, вы можете воспользоваться быстрым поиском книг:

искать можно по разным параметрам, например, isbn.

Источник:

knigabook.com

Гегузин Яков Евсеевич

Гегузин Я. Капля. Третье издание

(01.08.1918 - 12.12.1987)

Родился в Юзовке. В 1941 г. закончил физико-математический факультет Харьковского университета. В годы войны работал в авиационной промышленности. Первые научные исследования посвящены прикладному металловедению и технологии литейного производства. С 1950 г. и до последних дней его жизнь неразрывно связана с Харьковским университетом. В 1964 г. основал кафедру физики кристаллов, ставшую ядром широко известной Харьковской школы кристаллофизиков. Увлеченность Я.Е. Гегузина наукой вместе с талантом физика привлекали к нему многих учеников и зрелых ученых.

Многое из сделанного Гегузиным навсегда вошло в историю науки, углубив и расширив понимание происходящего в реальных кристаллах. В его монографиях «Макроскопические дефекты в металлах», «Движение макроскопических включений в твердых телах» (совм. с М.А. Кривоглазом), «Физика спекания», «Диффузионные процессы на поверхности кристалла» (совм. с Ю.С. Кагановским) и «Диффузионная зона» излагаются новейшие достижения в физике реального кристалла, свидетелем и активным участником которых был сам автор.

Яков Евсеевич Гегузин замечательный популяризатор науки. Он написал целую серию научно-популярных книг: «Пузыри» (библиотечка «Квант»), «Капля», «Очерки о диффузии в кристаллах», «Живой кристалл», «Почему и как исчезает пустота» и другие. Эти книги написаны ярко и увлекательно и до сих пор составляют золотой фонд научно-популярной литературы.

В 1998 году в Харькове состоялся уже третий Международный семинар памяти Я.Е. Гегузина по процессам массопереноса в реальных кристаллах.

  • Гегузин Я.Е. Капля. [Djv- 6.9M] [Djv- 9.4M] [Pdf-25.8M] Автор: Яков Евсеевич Гегузин.

(Москва: Издательство «Наука», 1973. - Научно-популярная серия)

Скан, обработка, формат Djv, Pdf: . предоставил: Dmitry7, 2010-12

  • СОДЕРЖАНИЕ:

Слово о кинокамере (4).

Капля в невесомости

Воспоминание о лекции профессора Френкеля (12).

О подпрыгнувшей капле (18).

Фильм о слиянии двух капель (23).

Статья Эйнштейна о лорде Кельвине (27).

Капля пустоты (31).

Удобная «постель» для капли (36).

Раздавленная капля (40).

Первая капля талой воды

Капля, осушенная иглой (43).

Весенняя капель (50).

Пятна на столе (54).

Невысыхающие капли (56).

Дождь над рекой

Капля-шарик и капля-парашют (59).

Капля падает на жидкость (63).

Капля на кончике иглы (67).

«Капля камень долбит» (75).

Водяная корона (79).

Элементарная теория разрушения водяного пузыря (84).

Дождь на оконном стекле (88).

Глицериновые дожди и глицериновые капели (92).

Опыт Рэлея - Френкеля (95).

Кто творит радугу? (101).

Счастливый день в жизни естествоиспытателя (105).

Засада на росу (108).

Росинка в солнечном луче (111).

«Застывшие алмазы росы» (114).

Капли со шлейфом (119).

Капельный след (124).

Пузырьковая камера (128).

Из истории исследования электрона (131).

Капля живого серебра (138).

Кардиограмма ртутного сердца (140).

Капля, движущаяся в кристалле (146).

Дипломная работа студента (151).

Книга иллюстрирована кадрами скоростной киносъемки и будет интересна самому широкому кругу читателей.

  • Гегузин Я.Е. Очерки о диффузии в кристаллах. [Djv- 9.4M] Автор: Яков Евсеевич Гегузин. Издание второе, дополненное.

(Москва: Издательство «Наука», 1974. - Научно-популярная серия)

Скан, обработка, формат Djv: . предоставил: Dmitry7, 2010

  • СОДЕРЖАНИЕ:

Глазами ученого и художника (3).

О чем рассказывается в книге (5).

О камнях, скатывающихся к подножию горы (7).

Дефекты в кристалле (9).

Беспорядок, который порядку необходим (9).

Дефекты, которые кристаллу не нужны (12).

Источники и стоки вакансий (18).

Мера необходимого беспорядка (25).

Электрический заряд «атомов пустоты» (31).

Фотография «атома пустоты» (32).

Бесцельная самодиффузия (34).

«Охота к перемене мест» (34).

Хаотические блуждания меченых атомов (35).

Что движется - атом или вакансия? (38).

Коэффициент самодиффузии (40).

Газ вакансий (45).

Для диффузии нужна пустота (48).

Поверхностная диффузия (52).

Рельеф поверхности кристалла (52).

Перекати-поле и двумерный газ (57).

Развертывающийся ковер или песок, сдуваемый ветром (60).

Диффузия in statu nascendi и эффект Ребиндера (63).

Целенаправленная самодиффузия вдоль поверхности (64).

Веер царапин (66).

Канавки термического травления (68).

«Кристаллу не пристало терять черты кристалла» (71).

Притупление острой иглы (74).

Диффузия в кристаллах с дефектами (77).

О легких путях диффузии (77).

Ион, диффундирующий с соответственной вакансией (82).

Диффузия почти на месте (85).

Биография кристалла, найденного геологом (87).

Залечивание «S-трека» (91).

Диффузионная ползучесть кристаллов (95).

Жидкость может быть хрупкой, подобно кристаллу (95).

Кристалл может течь, подобно жидкости (96).

Диффузионное течение кристалла (97).

Вязкость кристалла (99).

Самопроизвольное распрямление изогнутого кристалла (103).

Взаимная диффузия (107).

События вблизи плотины (107).

О двух встречных потоках атомов (108).

Источники и стоки вакансий и атомов в диффузионной зоне (110).

Два эффекта - Френкеля и Киркендалла (113).

Диффузия, поднимающая груз (118).

Эффекты Френкеля и Киркендалла в однокомпонентной системе (123).

Рельеф поверхности над диффузионной зоной (127).

Напряжения в диффузионной зоне (129).

Взаимная диффузия в тонких пленках (132).

Диффузионное разбухание металлических усов (135).

Само диффузия в растворах (138).

О двух попутных и одном встречном потоках (138).

Опыт с изогнутой пластинкой (141).

Диффузионное горение монокристалла цинка (144).

Влияние на диффузию внешних воздействий (148).

Электронный ветер (148).

Носители вещества и заряда (151).

Заряженная пора (153).

Диффузия под давлением (154).

Диффузия под влиянием разности температур (157).

Диффузионное движение включений в кристалле (162).

Шарик в воде (162).

Обсуждение опыта, который не был поставлен (162).

Пора в роли тормоза движущейся границы (165).

Электролиз в кристалле (168).

Пора в электрическом поле (171).

Диффузия пузырьков (176).

Вакансионный пробой кристалла (181).

Рекристаллизация - перекристаллизация (184).

Скачущие границы (188).

Спекание порошков (192).

Куда и как уходит пустота? (192).

Капля пустоты испаряется. в кристалл (194).

Течение кристалла в пору (198).

Туман из капелек пустоты (200).

«Слияние» кристаллических крупинок (203).

Отрицательные усы (206).

Диффузионное разбухание прессовки (208).

Островковые пленки (210).

Об этом стоит рассказать (210).

Диффузионное разрушение тонких пленок (210).

Кристалл, уступающий капле (214).

Крупинки «поедают» друг друга (217).

Островковая пленка на поликристалле (218).

Коалесценция крупинок на шероховатой поверхности (221).

Крупинки, бегающие по поверхности (224).

Вынужденное движение крупинок по поверхности кристаллов (227).

Коалесценция в режиме «подметания» (231).

Квантовая диффузия (236).

Небольшое предупреждение (236).

Параметр де Бура (236).

Предсказания теоретиков (239).

Измерения экспериментаторов (244).

О чем не рассказано в книге (248).

В новом издании книга дополнена очерками об эффектах и явлениях, обнаруженных и изученных в последнее время. В частности, изложены представления по так называемой квантовой диффузии в кристаллах.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

  • Гегузин Я.Е. Почему и как исчезает пустота. [Djv- 4.2M] [Pdf- 4.6M] Автор: Яков Евсеевич Гегузин. Художник Е.С. Самойлов.

(Москва: Издательство «Наука», 1976. - Академия наук СССР. Серия «Проблемы науки и технического прогресса»)

Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016

  • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:

Источник:

publ.lib.ru

Капля - Гегузин Яков Евсеевич, Страница 1, Читать онлайн

Капля Гегузин Яков Евсеевич Содержание
  • В начало
  • Перейти на

Книга состоит из отдельных очерков о физиче­ских законах, управляющих поведением капли, об ученых, которым капля помогла решить ряд сложных и важных задач в различных областях науки.

Книга иллюстрирована кадрами скоростной ки­носъемки и будет интересна самому широкому кругу читателей.

Слово о кинокамере

КАПЛЯ В НЕВЕСОМОСТИ

Воспоминание о лекции профессора Френкеля

О подпрыгнувшей капле

Фильм о слиянии двух капель

Статья Эйнштейна о лорде Кельвине

Удобная «постель» для капли

ПЕРВАЯ КАПЛЯ ТАЛОЙ ВОДЫ

Капля, осушенная иглой

ДОЖДЬ НАД РЕКОЙ

Капля-шарик и капля-парашют

Капля падает на жидкость

Капля на кончике иглы

«Капля камень долбит»

Элементарная теория разрушения водяного пузыря

Дождь на оконном стекле

Глицериновые дожди и глицериновые капели

Кто творит радугу?

Счастливый день в жизни естествоиспытателя

Росинка в солнечном луче

«Застывшие алмазы росы»

Капли со шлейфом

Из истории исследования электрона

Капля живого серебра

Кардиограмма ртутного сердца

Капля, движущаяся в кристалле

Дипломная работа студента

Розалии Моисеевны Гегузиной

Когда я задумал написать эту книгу и структура ее была еще неясна, мне советовали каждый из очерков называть так: «Капля первая», «Капля вторая» и т. д. Мысль мне показалась тенденциозной, и совету я не внял. А вот пер­вый очерк — даже не очерк, а несколько вводных фраз — решил все же назвать «Первая капля».

Жизнь развивается так, что искусство в несравненно меньшей степени, чем наука, со временем оснащается вну­шающим почтение «новейшим оборудованием» — умными и сложными машинами с разноцветными кнопками и мига­ющими лампочками на пульте. Скрипка и кисть сохрани­лись в руках мастера, устояли против натиска множества электронных музыкальных приборов и цветной фотопленки. Творчество в литературе и искусстве осталось привиле­гией человека, его личной одаренности, одержимости, спо­собности удивляться. А в науке происходит нечто иное: лупа и примитивный электроскоп естествоиспытателя ус­тупили место огромным электронным микроскопам и слож­нейшим электрическим машинам. Сложным оборудованием управляет коллектив научных работников со штатом ла­борантов, механиков и инженеров.

Чисто внешнее и совершенно оправданное изменение облика науки иногда представляется признаками ее пере­рождения — превращением науки в нечто обезличенное и механизированное, оторвавшееся от образного, поэтиче­ского мировосприятия человека. К счастью, в действи­тельности дело обстоит совершенно не так. Как и всегда, своими всплесками наука обязана озарениям тех естест­воиспытателей, которые, подобно поэтам и художникам, одарены талантом видеть. Как всегда, наука и ныне остается сродни искусству и никакого разделительного вала между ними нет.

Составляя очерки о капле, я не расставался с мыслью о родственности науки и искусства. И если — пусть не пря­мо, а между строк — читатель эту мысль прочтет и в его глазах она «обретет плоть», я буду считать, что труд мой не пропал даром.

В работе над «Каплей» моим верным помощником была кинокамера, и она несомненно заслуживает благодарст­венного слова.

Глаз человека — великолепный оптический прибор. Он тонко различает цвета, мгновенно настраивается «на резкость» при разглядывании объектов на различных расстояниях, чувствует слабые полутени и резкие конту­ры. И все же глаз нуждается в помощниках, расширяю­щих его возможности. Нужны и телескоп, и микроскоп, и множество различных луп. Они помогают соотнести ис­тинные размеры объекта с разрешающей способностью глаза: приблизить удаленное, увеличить мелкое, оттенить расплывчатое.

В последние десятилетия в ряду помощников глаза появилась кинокамера. Кто-то о ней сказал «лупа време­ни». Это определение верное, так как камере под силу «растягивать» и «сжимать» отрезки времени. Мощь кино­камеры неизмеримо возрастает, если ею пользоваться, укрепив на тубусе микроскопа.

В нашей лаборатории есть различные кинокамеры — маленькие и большие, скоростные, которые успевают за­снять тысячи кадров в секунду, и «обычные», которые, работая, не изменяют масштаба времени. Есть и такие, которые снимают покадрово, т. е. так, что между съем­ками двух последовательных кадров проходит время, заданное камере. Все они «помогали» мне разглядеть кап­лю — в полете, рождающуюся на кончике сосульки, пуль­сирующую, подобно сердцу, скользящую по оконному стеклу. Без кинокамер многое бы глаз не увидел и кап­ля в «Капле» выглядела бы обедненной.

Однажды я участвовал в субботней телевизионной пере­даче «Голубой огонек». По замыслу ее организаторов, мне была отведена роль посетителя кафе, которому надлежит сидеть за столиком, пить кофе и аплодировать выступаю­щим. По ходу передачи ведущий должен был обратиться ко мне с каким-то вопросом о дожде, а мне, как бы экспром­том, следовало рассказать о падении дождевой капли на поверхность воды и показать телезрителям полутораминутный кинофильм об этом. Фильм тоже должен был по­явиться экспромтом. Видимо, стремясь вдохновить участ­ников «Голубого огонька», режиссер передачи напом­нил, что из объектива телекамеры на нас глядят миллионы. Добился он этим напоминанием противоположного резуль­тата. Под тяжестью ответственности посетители кафе немного оробели, и каждый свой «экспромт» излагал скованно. Мою задачу немного облегчил фильм, который я комментировал, оставаясь за экраном.

Вскоре после передачи стали приходить письма теле­зрителей. Писем было много, и каждое по-своему инте­ресно и неожиданно.

Автор одного из писем сообщал, что он пишет книгу, которая посвящена изложению науки о каплях. Называть­ся книга будет «Сталагмология», что в переводе на рус­ский язык означает «каплеведение». Автор письма с по­хвалой отзывался о моем фильме и просил прислать ему несколько кинограмм, которые он хотел бы поместить в качестве иллюстрации в соответствующей главе «Сталагмологии».

Письмо меня заинтересовало, и мне захотелось позна­комиться с человеком, которому надлежит стать основателем новой науки,— до письма я не подозревал о суще­ствовании «каплеведения». Я попросил автора письма меня принять и поехал к нему.

Меня встретил немолодой человек, некогда занимав­шийся научной деятельностью в области биологии. Он рассказал о том, что образ капли его привлекает еще с юности, что в его картотеке числится множество статей, которые прямо или косвенно посвящены капле, и что его память хранит много наблюдений над каплями. Он рас­сказал и о том, что некогда ему довелось, вернее, посчаст­ливилось сделать важную научную работу, в которой объ­ектом исследования была капля. Я ему тоже рассказал кое-что о каплях, чего, он, нефизик, не знал.

Начался разговор о сталагмологии. Я говорил о том, что не совсем понимаю правомерность такой науки. Да, действительно, о каплях известно много, и вещество в «капельной» форме изучали представители многих наук. Да, действительно, о каплях можно рассказать уйму ин­тересного, и капля, пожалуй, один из самых совершенных образов, созданных природой. И все же все это в совокуп­ности не составляет науки, основанной на прочном фун­даменте аксиом и основных законов, без которых наука немыслима. Мой собеседник многие годы лелеял мысль о сталагмологии, и ему было очень трудно согласиться с моими рассуждениями. Он не возражал, а просто не соглашался.

Итак, по-моему, сталагмология — не наука, нет та­кой науки. Отдельные свойства капель, процессы, свя­занные с ними, к наукам имеют прямое отношение, но в совокупности самостоятельной науки не составляют. Во время того трудного разговора со старым ученым я вспом­нил слова физика Феймана, одну из тех фраз, которые не­ожиданными блестками вкраплены в самые трудные стра­ницы «феймановских» лекций по физике. Он пишет: «Не все то, что не наука, уж обязательно плохо. Любовь, например, тоже не наука. Словом, когда какую-то вещь называют не наукой, это не значит, что с ней неладно: просто не наука она и все».

Предлагаемая книжка очерков о каплях не «сталагмо­логия» и не «предтеча» науки с таким звучным названием. В ней собраны рассказы о физических законах, управляю­щих поведением капли, о ее красоте и о людях, которым образ капли подсказал решение сложных и важных задач из различных областей науки.

Капля — это кусочек мира, в котором мы живем и ко­торый мы стремимся узнать. Капля — быть может, дож­девая — подсказала ученым идею модели атомного ядра и один из лучших способов наблюдения за движением элементарных частиц материи. Капля, летящая в дожде­вом потоке и падающая на речную гладь, или росинкой сидящая на паутине, или набухающая на кончике сосуль­ки во время весенней капели,— это очень красиво и по­этично, и не случайно многие поэты и художники востор­гались каплей. Я считаю, что творчество поэтов и ученых питается из одного источника — умения смотреть, ви­деть и удивляться. И кто знает, сколько еще будет увидено и понято благодаря капле?

Источник:

fanread.ru

Гегузин Я. Капля. Третье издание в городе Брянск

В нашем интернет каталоге вы всегда сможете найти Гегузин Я. Капля. Третье издание по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти другие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город РФ, например: Брянск, Самара, Ростов-на-Дону.